logo
уч

Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы

социального педагога"

Учебный курс "Методики и технологии работы социального педагога" включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено как разнообразием подходов различных ученых и практиков, так и тем, что объем, содержание и корпус понятий, которые включены в него, еще в значительной степени не устоялись.

Цель дисциплины - раскрыть специфику социально-педагогической работы в соответствии с основными функциями социального педагога. Для реализации цели необходимо реализовать следующие задачи: ознакомиться с социально-педагогическими методиками и технологиями; приобрести опыта анализа проблем детей "группы риска" и их семей, а также микросоциума; усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления социально-педагогической помощи детям "группы риска" и членам их семей; сформировать навыки подготовки и проведения основных видов социально-педагогической помощи.

Предметом данной дисциплины можно определить закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамика под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, "несущие" понятия, которые определяют ее предмет. Категории отражают социальные явления и процессы. Выделяют три вида категорий:

- категории, которые не являются специфическими в теории социальной работы, а обозначенные ими явления и процессы изучают другие науки (социальное, социализация, социальная деятельность, социальная активность, социальные отношения);

- категории, которые являются прежде всего категориями социальной работы, но используются и другими науками (психо-социальная работа, социальная реабилитация, социальное благополучие);

- собственно категории социальной работы (социальное обеспечение, социальная защита, социальный педагог, социальная биография).

В систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие:

- специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики (образовании, здравоохранении, пенитенциарных учреждениях, валеологических учреждениях и учреждениях досуга и т.д.); с разными клиентами (с семьями и детьми группы риска, инвалидами и т.д.); в разных ситуациях (ситуации экономического неблагополучия, насилия в семье, конфликтах в различных группах и в ситуации межличностного конфликта и других экстремальных ситуациях);

- разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент социальной работы, психолого-социальные технологии, работа с волонтерами).

Основная категория данной дисциплины - технология (от греч, tehne – искусство, мастерство, умение + logos учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. Технология в инженерно-технической сфере это: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства. В более широком понимании - это наука о мастерстве, искусстве практической деятельности.

У истоков технологизации социально-педагогической деятельности стоял А.С. Макаренко, хотя этот термин он не применял ("механизация педагогического дела"): формирование и развитие детского коллектива. Управление воспитательной деятельностью коллектива, прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата и др.

Множество и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не смогли не породить множество определений сущности социальных технологий. Наиболее характерными являются трактовки социальной технологии

- как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» (Дикарева А.А., Мирская М.И.);

- как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности» (Марксистко-ленинская социология);

- как «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей» (Современная западная социология)

- как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей (Coвременные социальные технологии).

- "это специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)"( Ю.М. Резник).

В.С. Дудченко выделяет следующие трактовки понятия "социальная технология":

- социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей;

- сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса на процедуры и операции;

- социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

- социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

- социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как "живая" технология;

- социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

- социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она "вырастает" в культуре эволюционно или строится по ее законная как искусственное образование.

Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее существенные:

- социальная технология - это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

- социальная технология - это определенная , специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

- социальная технология - это специально разработанная программа исследования и решения социальной проблемы.

Наконец, социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Понятие "социальное" широко употребляется в значении "общественное", "отличающееся, противостоящее природному". С другой стороны, используются различные контексты "узкого" понимания социального (социально-бытовое, микросоциальное). Все это специфически окрашивает понятие "социальные технологии", которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

Таким образом, технологии социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это система теоретических знаний и практика, которая представляет собой организацию, алгоритм и вся совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы.

Признаками технологии являются: 1. разделение процесса на взаимосвязанные этапы; 2. координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); 3. однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

В настоящее время некоторые специалисты не признают технологических подходов для специалистов, работающих в системе "человек-человек".

Критика технологического подхода

Защита технологического подхода

Социальная работа носит творческий характер

Особенность технологии в ее универсальности. Ее реализация не меняется под влиянием индивидуально-личностных особенностей человека.

Результаты социальной работы зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. На методику влияют индивидуально-личностные особенности человека, а также содержание деятельности человека. Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на человека, противостоять ему, содействовать или помогать, сотрудничать. Возможно комбинировать методы, подбирать их в зависимости от характеристик ситуации.

Специалисты отмечают низкую резу.льтативность социально-педагогической деятельности. При соблюдении всех возможных рекомендаций, полученный результат не всегда соотносится с целью, которую определяет деятельность. Закономерным в связи с этим становится применение технологического подхода. Его ведущее преимущество заключается в научном подборе методов, средств и способов деятельности, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность. Применению технологий можно научить любого специалиста. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.

Не все действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации.

Технология предполагает определенный творческий подход. Действительно, разные направления социальной работы в разной степени поддаются технологизации (технологична деятельность по охране прав ребенка, работа на улице, наоборот, спонтанна).

Необходимыми условиями технологизации практической деятельности в социальной сфере являются:

Ключевым звеном каждой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его, возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения.

Разработка любой технологии содержит 3 этапа:

В каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо определить:

  1. Объект воздействия.

  2. Социально-педагогическую цель.

  3. Условия ее реализации.

  4. Особенности и возможности объекта.

  5. Особенности места реализации.

  6. Возможности по времени для реализации цели.

  7. Возможные формы реализации.

  8. Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.

На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая.

Технологию социальной работы характеризуют:

Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение.

Модель технологизации социальной работы содержит следующие аспекты:

- структурный - определение управляемых переменных, т.е. ситуаций, которыми можно управлять, неуправляемых переменных, внутренних и внешних ограничений на возможные значения управляемых и неуправляемых переменных, возможных исходов, которые зависят от выбора управляемых и неуправляемых переменных (результаты);

- функциональный - определение возможных механизмов его осуществления;

- нормативный - установление закономерностей, принципов, правил, запретов;

- операционный - расчленение на процедуры и операции с их последовательной координацией и синхронизацией;

- инструментальный - установление многообразия возможных средств, способов и методов его осуществления.

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основные процедуры:

  1. Формулирование цели воздействия (сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое и социально-педагогическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определения конкретных задач).

  2. Выработка и выбор способов воздействия (выявление и диагноз способов воздействия проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценка вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы).

  3. Организация воздействия (реализация выбранного варианта, включая распределение о доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб).

  4. Оценка и анализ результатов воздействия (сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности).

Технологический процесс имеет замкнутый цикл:

1) диагностико-прогностический;

2) этап выбора или разработки оптимальной технологии;

3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

4) реализация выбранной технологии;

5) экспертно-оценочный. Возможен возврат на любой из предыдущих этапов в зависимости от того, что покажет анализ результатов работы. Если у клиента нет положительной динамики в изменении социальной ситуации, то, возможно, необходима повторная диагностика или другая технология.

Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

Теоретические социально-педагогические технологии - это учение о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (действия, операции, процедуры), необходимых в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности. Такая технология может быть представлена в виде учебника, учебных пособий, учебно-методических пособия, теоретические разработки технологий.

Исследовательские социально-педагогические технологии - это специально созданная, научно обоснованная методика, позволяющая поз (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возможности направленного управления динамикой проявления, возможности направленного управления динамикой проявления, развития, качественного изменения и т.д. (программа исследования, методика исследовательской деятельности, экспериментальные разработки).

Выделяют также деятельностные технологии, направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности: 1) на улучшение деятельности организационных структур (техника управления, прогнозирования, моделирования, проектирования); 2) оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.д.); 3) улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.).

К средовым технологиям относятся технологии оздоровления окружающей среды человека, ее совершенствование (коррекция процесса общения, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, развития стрессоустойчивости).

Существуют и другие классификации технологий: технологии пошлого опыта, обучающие, внедренческие и др. Управленческие технологии направлены на поиск стратегий управления, социального моделирования и прогнозирования.

К основным технологиям социально-педагогической работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальный надзор, социальная коррекция, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная опека, социальная помощь, социальное консультирование, социальная экспертиза, социальное попечительство, социальное посредничество, и т.д.

Наряду с понятием "социальная (социально-педагогическая) технология", в социально-педагогической деятельности применяются социально-педагогические методики работы. Методика - сложившаяся совокупность каких-либо методов, позволяющая решать типовые задачи. До сих пор не сформирована единая позиция относительно соотношения понятий "технология" и "методика".

Основу любой социально-педагогической технологии составляет алгоритм действии (операций), обобщенный вариант который представлен ниже (по Л.В. Мардахаеву):

1. Диагностический этап

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, породивших ситуацию;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальность для него;

е) готовность/неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Деятельность специалиста, клиента и его микроокружения по решению проблемы.

7. Анализ результатов выхода из проблемы.

8. Оценка собственной деятельности. По необходимости корректировка собственной деятельности и выход на один из предыдущих этапов.

9. Последствия -формирование установки ребенка (клиента) на самостоятельное преодоление подобных проблем.

10. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Таким образом, технологический процесс имеет циклический характер:

- диагностико-теоретический этап;

- этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

- этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

- реализация технологии;

- экспертно-оценочный этап.