Список использованных источников
Олиференко /Дополнительное образование.2003.№1. с 30-
Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268с.
Социальная педагогика: курс лекций/ Под. общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
Этический Кодекс социального педагога и социального работника//Социальная работа. 2002. №2. С. 17-19
2.2. Организация, планирование, учет и оценка результатов работы
социального педагога
Одна из основных форм организации деятельности социального педагога - ведение документации, в частности, документации клиента. Для оказания помощи клиенту необходимо накапливать информацию о клиенте, фиксировать методы, этапы, результаты работы, отмечать все факты взаимодействия с представителями других учреждений для решения проблем клиента.
Примерный перечень документов, необходимых для работы социального педагога:
- законы, нормативные акты международного, федерального, регионального и муниципального уровня;
- должностная инструкция;
- планы работы;
- отчетная документация;
- комплект методических материалов для специалистов, родителей, детей;
- комплект документов на каждого клиента;
- информация, необходимая для решения проблем клиентов (справочники, информация о работе городских, областных служб и т.д.).
Виды документирования относительно проблемы клиента:
- изложение проблемы со слов клиента;
- описание проблемы с позиции специалиста (акты обследования жилищных условий, результаты тестирования, анкетирования и т.п., справки, характеристики - объективная информация; а также описание проблемы с элементами анализа - аналитическая информация);
- планы и программы действий в отношении клиента, протоколы, заявления;
- отчетная документация, выводы о проделанной работе.
Одна из важнейших функций социального управления - планирование, которое рассматривается в единстве с проектированием и прогнозированием.
Проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленных изменениях объекта от исходного состояния к желаемому. Основа проектирования - предвидение и прогнозирование, результат - проект (модель), форма конкретного управления, рама.
Прогнозирование включает:
- определение качественных и временных параметров проектируемого результата;
- построение модели, необходимой для получения результата деятельности;
- определение средств, необходимых для реализации действия и средств промежуточного контроля;
- построение модели индивидуальной реализации деятельности.
Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.
Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и коллективом педагогов, учащихся, родительской общественностью; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Основные принципы планирования:
1. Научность
2. Адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий.
3. Скоординированность: соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами учреждения.
4. Оптимальность - выбор содержания и формы, наиболее подходящих для конкретных условий.
5. Перспективность - конкретные задачи и дальние перспективы, прогнозирование.
6. Коллегиальность - использование форм коллективного планирования.
7. Конкретность, четкость.
В ходе планирования социальный педагог должен учитывать возможности микрорайона и микросоциума, обязательное включение профилактический и просветительской работы, симптоматическую диагностику различных социальных групп, возможности вовлечения в работу специалистов смежных специальностей, а также учреждений, занимающихся решением аналогичных проблем.
Схема разработки плана:
- ознакомление с документами по проблеме;
- изучение литературы по основам планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
- анализ недостатков работы за предшествующий период;
- подготовка проекта плана;
- коллективное обсуждение плана;
- утверждение плана.
Цель планирования определяет стратегию работы социального педагога (становление личности как субъекта социальной жизни, создание педагогически целесообразной среды). Цели конкретизируются по направлениям деятельности социального педагога и его функциям (по профилактике, защите прав детей, по управлению действиями субъектов социальной жизни и т.д.). Цель определяется в соответствии с функциональными обязанностями социального педагога и его профессиональными ролями.
Задачи определяют ближайшую перспективу социальной жизни клиентов. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям работы. Каждое направление содержит определенный набор мероприятий. В планах необходимо указывать сроки их выполнения, должностных лиц, совместно с которыми решается задача и вид отчетной документации по каждому мероприятию, место проведения мероприятия.
Обязательные документы: социально-педагогическая характеристика микросоциума, медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, перспективный план на год.
Формы планов: перспективный (годовой, полугодовой), календарный (месячный, понедельный), циклограммы, планы-графики, планы-сетки; планы конкретных мероприятий; индивидуальные программы реабилитации; программы взаимодействия, программы сопровождения ребенка и семьи, программы отдельных мероприятий и т.д. Календарное планирование уточняет распределение событий (мероприятий) во времени и пространстве.
Перспективный план (план работы социального педагога на учебный год):
1 раздел - аналитическая записка, содержащая описание особенностей контингента, наиболее актуальные проблемы, анализ работы за предыдущий период и выводы о том, по каким причинам предыдущие планы не были выполнены полностью, почему были совершены недочеты в работе.
2 - Цель работы - социальная защита обучающихся. Цель определяет стратегию в социально-педагогической деятельности и отражает процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Задачи: выявление интересов, потребностей, деятельности, своевременное оказание помощи;
осуществлять посредничество между личностью и социумом;
применять меры по социальной защите;
организовать мероприятия, направленные на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;
оказать содействие в создании психологического комфорта и безопасности учащихся;
провести профилактику асоциального поведения;
координация взаимодействия родителей и учителей.
3. Годовой план.
4. Нормативные документы и методические пособия. Используемые при разработке плана.
Циклограмма позволяет распределить по времени работу по отдельным направлениям и согласовывать между собой этапы социально-педагогической деятельности: изучение (х), целеполагание, проектирование (-), конструктивная реализация (+).
Направление социально-педагогической деятельности | Месяц | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Х | - | + | + | Х |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 | х |
| х |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Календарные планы
План-график на месяц (неделю)
День | Время | Содержание деятельности | Место проведения | Ответственный за мероприятие | Отчетная документация |
|
|
|
|
|
|
План-сетка на месяц оформляется по месячному календарю, мероприятия отмечаются в соответствующих графах. Этот вид планирования позволяет увидеть реальную нагрузку на специалиста в течение месяца и распределение времени по видам работы (организация, реализация мероприятия, взаимодействие с клиентами и другими специалистами и т.п.).
План-сетка на день (образец)
8.00-8.30 организационные моменты | 8.30-12.00 индивидуальные занятия | 12.00-12.30
|
|
|
Сдать ….. | 8.30-8.50 Иванов |
|
|
|
Подготовить…. | 8.55 - 9.20 Петров |
|
|
|
Разработать…. | 9.25 - 10.00 Сидоров |
|
|
|
Провести…. |
|
|
|
|
Разработка программ сопровождения:
1. Анализ проблем и имеющегося опыта их разрешения.
2. Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации.
3. Формирование плана действий для осуществления задачи.
4. Экспертиза программы.
Программы в зависимости от проблемы разрабатывают на продолжительные сроки (когда работают с комплексом проблем) или на короткий период (работа с одной из проблем).
Основные недостатки традиционного планирования:
1. Планируются должностные обязанности.
2. Цели определяются с позиций воспроизводства, повторения имеющегося опыта, а не с позиции перспективы его развития.
3. События, мероприятия включаются в план спонтанно, не отражают логику развития, последовательность включения резервов.
4. Не учитываются реальные и возможные средства ресурсного обеспечения.
Документация и учет работы не подлежат строгой регламентации.
К отчетной документации относятся:
Перспективный план работы.
План работы на месяц.
График работы на неделю
Отчет о проделанной работе за год.
Отчет о проделанной работе за месяц.
Отчет о проделанной работе за неделю (обычно количественные показатели: количество принятых клиентов, количество проведенных мероприятий и т.п.).
Комплексные индивидуальные программы социально-педагогической поддержки семьи и детей.
Журналы учета консультаций и групповых форм работы.
Журнал учета взаимодействия с различными ведомствами.
Банк данных.
Личные дела детей.
В ходе анализа результатов работы необходимо иметь начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.
Результаты могут быть оценены с помощью изучения документации, бесед с клиентами, родителями, работниками различных служб, анкетирования, анализа динамики социально-педагогических процессов. Экспертиза результатов работы проводится по внутренним преобразованиям в жизни ребенка, качественным и количественным изменениям в социокультурной ситуации, позитивным и негативным тенденциям в социуме, по изменению качества жизни клиента.
В отчетной документации обычно отмечают:
- количество выявленных детей, их устройство,
- вопросы охраны детства,
- успеваемость детей,
- их здоровье,
- материальное положение клиентов и оказанная материальная помощь,
- содержание работы по профессиональному ориентированию и выбор специальности выпускников, особенно выпускников интернатов.
Эффективность социально-педагогической работы определяется как максимально возможное удовлетворение потребностей населения при минимальных затратах. Эффективность может быть расчетной (плановой) и фактической. Такой подход ориентирует на улучшение организации, управления, технологий, в целом профессионального мастерства сотрудников социальных служб, а не увеличение финансирования, штатов, времени на эту деятельность.
Параметрический метод оценки эффективности социально-педагогической работы: оценивается состояние клиента до начала оказания профессиональной помощи и после ее окончания, оценке затрат, связанными с обеспечением результатов работы (материальными, временными, эмоциональными и т.д.).
Непараметрический метод: по фактам достигнутого, эффектам и необходимым результатам. Характеризует эффективность работы по результатам интервьюирования клиентов, анкетирования.
Основные критерии эффективности работы социального педагога:
- результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
- степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
- динамика изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
- улучшение социально-психологической обстановки в социуме;
- степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
- уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.
Социальному педагога необходимо регулярно проводить самоанализ собственной работы, осуществлять рефлексию собственной деятельности, исходя из самых разных критериев ее эффективности: соотношения желаемого и достигнутого, идеального и реального, соотношения затрат труда и результатов, уровня активности клиента, глубины изменений произошедших в системе, уровня гармоничного взаимодействия личности, ее деятельности и общения, собственной удовлетворенности работой и удовлетворенности клиентов работой социального педагога, уровня овладения деятельностью (от репродуктивной до творческой).
Одним из средств стимулирования деятельности социального педагога является аттестация.
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания