logo
уч

Список использованных источников

  1. Башкатова О. Мы выбираем здоровье: организация летней занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков девиантного поведения Ольга Башкатова; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губкинской территориальной администрации // Народное образование .— 2005 .— N 3. - С. 225-227 .

  2. Беличева С. А. Социально-психологическое обследование и поддержка семей группы риска Беличева С. А. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы .— 2005 .— N 2. - С. 21-32 .

  3. Бухаров А. Наихудшие формы детского труда в России: как их искоренить // Народное образование .— 2003 .— N10.-С.19-30

  4. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа .— 2003 .— N4.-С.44-48

  5. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми Е. Воронова, В. Келасьев, Г. Курганова // Социальная педагогика .— 2004 .— N 3. - С. 91-96

  6. Гуляева И.Л., Воробьева Л.Н. Теоретические аспекты девиантного поведения современных подростков// Социально-педагогические аспекты работы с дезадаптированными подростками: материалы научного семинара. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004

  7. Захарова Л. Ободряющее слово Л. Захарова // Воспитание школьников .— 2003 .— N4.-С.50-55

  8. Звягина О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.С. 62-65

  9. Информация о конференции // Социальная работа .— 2005 .— N 3. - С. 63 .—

  10. К 10-летию консорциума "Социальное здоровье России" // Социальная работа .— 2002 .— N2.-С.60-61.

  11. Казымова Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации // Школа .- 2001 .— N5.-C.73-77.

  12. Крыжов С. Б. О состоянии правового просвещения в Московской области специальный доклад Сергей Крыжов // Безопасность Евразии .- 2004 .- N 4. - С. 244-257 .

  13. Л.А. Резниченко Социальная реабилитация лиц с наркотической зависимостью. С. 156-173

  14. Манакин Е. Право на тепло Е. Манакин // Социальное обеспечение .- 2005 .- N 7. - С. 19-20 .

  15. Минаева О. Центр - детям О. Минаева // Социальное обеспечение .- 2004 .- N 4. - С. 28-32 .

  16. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных факторов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков// Психологическая наука и образование. 2001. С. 28-37

  17. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психо-терапевтическрй и правовой реабилитации подростков-девиантов./Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001.№3. С. 40 - 46.

  18. Нечаева Л. Лагеря закрываются, путевки дорожают, дети остаются на улице. Л. Нечаева; Межрегиональная организация "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Народное образование .— 2004 .— N 3. - С. 32-38

  19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под. Ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000

  20. Развитие социальной реабилитации в России. М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000 – С.176

  21. Селиванова О. А. "Низкопороговый" клуб как важнейшее звено процесса реабилитации уличных подростков О. А. Селиванова // Психологическая наука и образование .— 2003 .— N 3. - С. 76-79

  22. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. Л.: ЛГУ, 1989

  23. Служба медико-психолого-педагогического сопровождения: реабилитация детей с проблемами физического и психического развития // Учитель .— 2005 .— N 1. - С. 57-58 .

  1. Социальная работа с инвалидами./Под ред Е.И. Холостовой, А.И. Осадних. – М., 1996]

  1. Шестернинов Е. Е. Комплекс мероприятий по программе охраны здоровья детей и подростков Шестернинов Е. Е. // Завуч .— 2004 .— N 5. - С. 78-104

  2. Шик С. В. Проблемы понимания и самопонимания подростков "группы риска" в ходе психосоциальной работы Шик С. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы .— 2004 .— N 4. - С. 12-19

  3. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска Т. Шульга // Социальная педагогика .— 2005 .— N 2. - С. 35-39 .

  4. Щелина Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/Отв. за вып. М.Д. Горячев. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. С. 169-171

3.4. Социально-педагогическая работа в различных учреждениях

Организация социально-педагогической деятельности в школе

Школа относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества. Она входит в состав обширного социального института образования и одновременного является одной из приоритетных сфер социальной работы.

Как сфера социальной работы, школа имеет свою специфику. Во-первых, школа - достаточно сложный феномен. Именно здесь ребенок проводит фактически большую часть своего детства. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Чем старше ребенок, тем актуальнее для него становится не учебная деятельность, а социальная значимость, возможность свободного выбора занятий в соответствии со своими способностями и желаниями.

Во-вторых, школа, наряду с семьей, - один из главных институтов социализации ребенка. Школа для него - это не просто учреждение, где можно получить набор определенных знаний по разным предметам. Это место, где ребенок формирует систему ценностей и мировоззрение, осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени, чувство удовлетворения своей жизнью, счастья будут определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

В-третьих, и это вытекает из предыдущей особенности и неразрывно связано с ней, педагог школы - это не просто лицо, призванное грамотно давать ученикам знания в той или иной предметной области и развивать учебно-познавательную деятельность. Это человек, от которого во многом зависит формирование системы ценностей и мировоззрение представителей подрастающего поколения.

В-пятых, воспитательная работа в школе зачастую осложняется тем, что дети более ранимы, чем взрослые, зачастую эмоционально неуправляемы; они только приобретают социальный опыт - отсюда их непредсказуемая реакция на многие социальные ситуации.

В-шестых, объектами работы школы являются не только учащиеся. Их уровень успеваемости, ценностные ориентации, состояние здоровья, поведение и многое другое определяется семьей и ближайшим окружением, в силу чего педагогам школы приходится заниматься еще и родителями, братьями и сестрами, друзьями, соседями учащихся.

В-седьмых, развернувшаяся в мире научно-техническая революция предъявляет высокие требования к стартовому образованию детей, и это естественно. Адекватный уровень школьного образования определяет возможности индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Школа вносит вклад не только в распространение знаний, а также в формирование личности обучающихся индивидов, отвечающих потребностям общества.

Наконец, современные школы с большим трудом «отказываются» от назидательности, от традиционных, крайне формализованных приемов обучения. Для успешного прохождения социализации, овладения учебным материалом ребенку нужен советчик, помощник. Также остро стоит проблема снятия сильного давления на детей со стороны педагогов. Такие функции сегодня в школе призваны выполнять социальные работники и социальные педагоги.

Проблемы учеников можно разделить на наследующие группы:

1.Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:

2.Проблемы, связанные со здоровьем:

посттравматический синдром; логоневроз;

психические последствия оперативных вмешательств.

3.Психофизиологические проблемы:

- последствия перенесенного физического или психического насилия.

4.Социально-правовые проблемы:

- семейные проблемы, сложные жизненные условия;

- нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;

социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

Основными функциями социального педагога в сфере образования являются:

  1. Диагностическая.

  2. Психокоррекционная.

  3. Оздоровительная (медико-социальная).

4. Учебно-воспитательная.

5. Научно-методическая.

6. Социально-правовая.

7. Консультационная.

8. Социально-аналитическая.

9. Просветительская.

Сложность задач, стоящих перед социальным педагогом в образовании, предполагает необходимость применение всей гаммы социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.

Социальная работа в сфере образования - это, прежде всего, работа с социальными группами, которые сильно отличаются по возрасту, по психологии, по положению в обществе, по социальным ролям, которые они исполняют в жизни, по тем задачам, которые они решают. Все названные технологии преломляется через эти особенности, поэтому можно выделить:

- технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками;

- технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками;

- технологии работы с семьями школьников;

- технологии работы со школьными учителями;

- технологии социальной работы с учащимися и со студентами;

- технологии работы с преподавателями училищ и вузов;

- технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования;

- технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах.

В качестве основных задач социальной работы в школе могут быть определены:

  1. контроль динамики посещаемости школы учащимися, их успеваемости, материального и социального положения их отношений со сверстниками, учителями и родителями;

  2. выявление и содействие устранению причин бедности, девиантного или деликвентного поведения учеников, а также других симптомов их социального неблагополучия;

  3. посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка в школе и классе, выявление его нужд и проблем;

  4. поощрение родителей максимально использовать образовательные возможности школы и возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности;

  5. забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;

  6. оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором больше соответствует его особенностям, в частности, в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.;

  7. защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами;

  8. выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении;

  9. поддержка детей, получающих образование вне школы;

10)пресечение случаев жестокого обращения с детьми;

11) содействие детям в реализации их прав в сфере образования и родителям в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьником;

12) организация во внеурочное время социальной учебы учащихся (т.е. обучение эффективным методам решения индивидуальных и групповых проблем), а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.;

  1. развитие в детях и подростках способности принимать решения, а также готовности принять на себя ответственность за проступки, а также за продолжение собственного образования;

  2. расширение возможности творческой личности, стимулирование ответственности за происходящее, в том числе за смысл собственного существования, проведение ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями,

Объекты социальной работы в школе: а) дети из разных типов семей; б) члены семей школьников, прежде всего родители; в) ближайшее социальное окружение детей и семьи; г) классные руководители; д) педагоги.

Основные принципы организации социальной работы в школе: 1) необвинительность; 2) индивидуальный подход; 3) плотный постоянный контакт между социальным работником и школьником, его семьей в течение длительного времени; 4) доверительные отношения с ребенком и членами семьи; 5) построение отношений с объектами работы на деловой основе с применением таких методов как контракт, план; 6) ориентация на помощь на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; 7) уважение норм и ценностей патронируемых; 8) гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в деятельности социального работника, что предполагает высокий уровень его профессиональных знаний и умений, а также привлечение квалифицированных специалистов разностороннего профиля.

Требуется выработка инновационных подходов к организации и осуществлению социальной работы в школе. Требуется а) концептуальное обоснование социальной работы в школе; б) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; в) выработка стандартов социальной работы и критериев ее эффективности; г) повышение сотрудничества с другими организациями, занимающимися предупреждением и решением проблем учеников и их семей; д) преобладание охранно-защитных действий над мерами наказания и принуждения; е) профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовка, переподготовка, повышение квалификации специальных кадров: социальных работников, педагогов, психологов, специализирующихся в направлении организации социальной в школе; ж) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг; з) обмен современными методиками и формами социальной работы в школе между регионами страны, создание банка данных о передовом опыте подобной деятельности; и) формирование общественного мнения, ориентированного на активизацию собственных сил и возможностей учеников и членов проблемных семей в разрешении трудных ситуаций и др.