Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
социального педагога
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений). Социальный педагог работает с детьми, семьями, и цель его деятельности - организация социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Социальный педагог обеспечивает педагогический компонент в общей системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работы, проводимой различными учреждениями, организациями, фондами, волонтерами. Социальный работник в отличие от социального педагога, имеет дело с состоявшейся проблемой, что требует специальных видов помощи и более узкой специализации.
Должность социального педагога была учреждена в 1990 г. специальным решением коллегии Гособразования СССР "О введении института социальных педагогов". Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991.
Сферами профессиональной деятельности социального педагога могут быть: специализированные учреждения, центры для людей с особыми нуждами; социальные службы предприятий, творческих фондов, системы дополнительного образования и досуга; муниципальные органы или учреждения, педагогические и социально-психологические службы учреждений образования и здравоохранения; пенитенциарные учреждения; валеологические и физкультурно-оздоровительные службы; учреждения социальной защиты.
Каждая специальность имеет профессиограмму - системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из их требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей.
По определению Л.В.Мардахаева, профессиограмма социального педагога - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика социального педагога с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям. навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Содержание профессиограммы разделено на несколько блоков:
Блок 1 - определяется предмет социальной работы: дано описание клиентов, типологизаций жизненных проблем, в разрешении которых необходима помощь профессионала.
Блок 2 - раскрыта цель социальной работы: улучшение социального функционирования клиента и его лучшая адаптация к условиям социального окружения.
Блок 3 - результат социальной работы определен как достижение желаемого состояния, обоснование и формулировка показателей и критериев, индикаторов качества (уровня) социального функционирования, социальной адаптации клиентов.
Блок 4 - раскрыта сущность (профессиональное содействие клиентам в успешном разрешении проблем), содержание (оказание помощи клиентам, актуализация самопомощи клиентов, целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях) и специфика социальной работы по отношению к смежным профессиям заключается в ее пограничном, межпрофессиональном, посредническом, личностно-ориентированном характере.
Блок 5 - перечислены функции социального педагога, ролевой репертуар.
Блок 6 - обозначены должностные обязанности, в блоке 7 - технологии работы, в блоке 8 - техника (инструментарий).
Блок 9 - даны условия труда (контингент клиентов, описание рабочего места, психофизиологические особенности труда, режим труда и отдыха).
Блок 10 представляет собой психограмму, которая включает в себя описание личностных качеств, психических свойств, противопоказаний.
В ходе реализации своей профессиональной деятельности социальный педагог выполняет ряд функций:
1. Социально-информационная - оказание помощи, направленной на обеспечение детей и членов их семей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельность социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
2. Социально-правовая - помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка: содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей.
3. Диагностическая:
- изучение и оценка особенностей микросреды,
- выявление личностных особенностей ребенка,
- выявление детей с особенностями развития, поведения,
- установление причин отклонений.
4. Прогностическая, экспертная:
- на основе анализа ситуации прогнозируется процесс воспитания и развития, его программирование;
--проведение экспертизы документов;
- построение иерархии целей;
- планирование собственной деятельности;
- социально-педагогическое проектирование личности ребенка.
5. Посреднеческая (организационно-коммуникативная) функция включает:
- осуществление связей в интересах ребенка между семьей и учреждением;
- действие включению субъектов воспитательной деятельности в процесс социально-педагогической работы подрастающего поколения, их взаимодействие;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской среде;
- сосредоточение информации;
- организация общественно-полезной деятельности детей, педагогов, волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи поддержки воспитания, развития, реализации планов, проектов, программ.
6. Коррекционно- реабилитационная (социально-реабилитационная) функция предполагает:
- осуществление коррекции влияний социальной среды;
- усиление позитивных влияний;
- коррекцию самооценки школьников;
- организацию системы мер по социально-педагогической реабилитации.
7. Предупредительно-профилактическая функция - это:
- организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи и коллектива.
8. Социально-экономическая помощь направлена на оказание содействия в получении пособий. Компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.
9. Социально-медицинская помощь - реализация валеологического направления работы, профилактика здоровья (в том числе и сексуального), патронаж семей группы риска.
10 Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного психологического климата в семье и микросоциуме.
Конкретизация функций социального педагога - необходимое условие эффективности социально-педагогической деятельности. Она определяется факторами, влияющими на социализацию личности:
- макрофакторы - конкретно-исторические, социально-политические, региональные, природно-экономические;
- мезофакторы - особенности ведомственной, культурной, религиозной организации, демографическая ситуация;
- микрофакторы - обстановка в учреждении, особенности коллектива, семьи, группы, личности.
При выполнении профессиональных функций социальный педагог выполняет множество профессиональных ролей, которые выступают как их совокупность. Вот некоторые из них.
Адвокат - подборка документально обоснованных фактов для усиления аргументации с целью защиты клиента, активное использование законов и нормативных актов, направленных на оказание помощи и поддержки населения, взаимодействие с соответствующими службами (правозащитная функция социальной работы). Духовный наставник - социальный патронаж, забота о формировании нравственных общечеловеческих ценностей в обществе.
Защитник интересов - защита законных прав личности. Мотиватор, мобилизатор - выполнение фасилитативной функции (фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями). Помощник - интерпретация поведения клиентов, обсуждение с ними альтернативных направлений действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов. Посредник - связующее звено между личностью и социальными службами. Практический психолог - осуществление различных видов консультирования и коррекции межличностных отношений с целью повышения социальной адаптации клиентов в условиях трудной жизненной ситуации (психологическая функция социальной работы). Терапевт - содействие личности в контакт с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Участник совместной деятельности - побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы. Учитель - обучение клиентов рациональным навыкам поведения, общения, деятельности, помощь в установлении обратной связи, применяя ролевые игры, обучение социальным технологиям. Эксперт - отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы.
Кроме того, содержанию работы социального педагога адекватны роли просветителя, профилактика, реабилитатора, смотрителя, социального проектировщика, опекуна, организатора, оценивателя, подвижника, администратора, аналитика, брокера, диагноста.
В обязанности социального педагога входят в соответствии с его функциями (ролями):
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в социальной работе, в службах социальной защиты, содействие в формировании гуманных, здоровых отношений в социуме;
- Изучение медико-психолого-педагогических условий социального формирования личности, интересов и потребностей клиента, его социальной истории; сбор информации, связанной с нуждами клиентов, выявление трудностей и проблем различных категорий и групп населения;
- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых, содействие развитию социальных инициатив, новаций, творчества, различных видов самообеспечения и самозащиты;
- оказание профессионального содействия клиентам в решении их личных и социальных проблем, предотвращение правонарушений, реабилитация клиентов, социальная работа по своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению отклонений в поведении людей;
- представление и защита интересов детей, их семей, во взаимодействии с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укрепление и развитие ее потенциала путем обеспечения приоритета семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.
Для эффективного выполнения обозначенных выше функций социальный должен обладать рядом профессиональных личностных качеств (по М.П. Гурьянову):
1. Направленность личности: гуманистические идеалы, вера в человека, понимание роли человека, увлеченность своей работой, высокий уровень социальной ответственности, высокая духовная культура, нравственность.
2. Эрудиция: общая культура, начитанность, широта интересов, творчество.
3. Способности: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогический такт, воображение, распределенное внимание.
Актуально для выполнения профессиональных обязанностей наличие педагогической творческой индивидуальности, т.е наличие ценностей, убеждений и идей, составляющих внутренний стержень личности и деятельности, которые педагог выработал самостоятельно и реализацию которых он считает делом своей жизни; монолитность этих идей, убеждений, деятельности и направлений самосовершенствования; умений переживания и сопереживания событий; представление о своей деятельности как высокой миссии; яркое стремление к самоактуализации, самоуважение, достоинство; творческая мотивация, выражающаяся в постоянном стремлении к самосовершенствованию.
4. Для социального педагога оптимальны такие психологические характеристики как высокий уровень протекания психических процессов, устойчивая психика, высокий уровень волевых и эмоциональных характеристик; черты характера: настойчивость, самоотдача, принципиальность, требовательность, терпимость, аккуратность, последовательность, доброжелательность, эмпатия, деликатность, аутентичность (способность быть естественным), открытость, конкретность; психолого-аналитические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка.
5. Профессионально значимы следующие умения и навыки:
- конструктивные;
- коммуникативные: владение культурой межличностного общения, включающие умение слушать и слышать ребенка, войти в ситуацию общения, и установить контакт, выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка, создавать и развивать позитивные отношения, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка;
- гностические, касающиеся общих и специальных знаний;
- организаторские - умение организовывать деятельность клиента и собственную деятельность, а также взаимодействие специалистов разных дисциплин и из различных учреждений;
- рефлексивные: самоанализ деятельности, осмысление ее положительных и отрицательных сторон;
- аналитические: анализ ситуации, состояния ребенка, совместной деятельности по устранению проблемы, теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; вычленение проблемы ребенка;
- прогностические: прогнозирование решения проблем, развития личности ребенка: умение поставить цель, определить задачи, способы действия, предвидеть результат, учитывать отклонения, определить этапы действия, планировать;
- проективные: определение конкретного содержания деятельности перевод целей в конкретные задачи, учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов; учет возможностей материальной базы, отбор содержания, методов, средств достижения задачи, создание социально-педагогической задачи.
Кроме того, специалист должен обладать социальным интеллектом (т.е. уметь адекватно воспринимать анализировать социальные ситуации и других людей); уметь быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом; быть направленным на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента; уметь соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента; стремиться к постоянному повышению квалификации. Несомненно, что социальный педагог должен быть профессионалом, который выполняет сполна свои обязанности, обладает профессиональными знаниями (законодательных актов, нормативно-правовой базы деятельности, теории и истории социальной педагогики, методик и технологий социально-педагогической деятельности, возрастной психологии, социологии, методов управления и планирования профессиональной деятельности), теоретически и практически готов к выполнению своих обязанностей, имеет специализацию.
Социальный педагог имеет определенные права, связанные с выполнением его профессиональной деятельности:
- представление и защита интересов клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
- вести государственную или местную социальную политику;
- сбор информации, связанной с нуждами клиентов, проведение социологических опросов населения, диагностических обследований;
- делать официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем;
- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность;
- ведение активной работы по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работе, используя средства массовой информации;
- способствование правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами;
- возглавлять общественные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы.
Грамотно выстроенная система взаимодействий специалистов и учреждений, направленная на решение проблем клиента, позволяет реализовать на практике системный подход, при котором:
1) деятельность каждого субъекта неизбежно влияет на целостный результат социально-педагогической деятельности;
2) происходит интеграция усилий субъектов социально-педагогической деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов социально-педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);
3)расширяется диапазон возможностей в решении социально-педагогических задач каждым субъектом;
4) появляется возможность экономить время и силы специалистов, поскольку закрепляются традиционные формы и способы построения деятельности и отношений;
5) складываются условия для стимулирования самопомощи, самодеятельности и инициативы клиентов.
Социальный педагог, работая в системе "человек-человек" должен соблюдать ряд этических принципов. В начале 90-х годов ХХ столетия были выработаны единые этические стандарты в социальной работе. Кодекс этических норм - это свод правил профессиональной деятельности, которых обязаны придерживаться работники, занятые в системе социального обслуживания населения всех уровней. Это стандарты этического поведения работников социальных служб в профессиональном общении с клиентами, коллегами, руководителями, представителями других профессий, с семьей и обществом в целом. Кодекс устанавливает общественные цели профессии, идеалы, к достижению которых стремятся люди, работающие в системе социальной защиты населения; закладывает регламентацию нравственных норм, гуманизацию, гармонизацию отношений в обществе. В Кодексе излагаются минимально приемлемые нормы поведения, нарушать которые не имеют право ни один работник, считающий себя профессионалом.
В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) общее собрание Международной Федерации социальных работников приняло документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты", который состоит из 2-х частей: "Международная декларация этических принципов социальной работы" и "международные этические стандарты социальных работников".
К основным принципам этики социальных работников относятся следующие:
- каждый человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;
- каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;
- каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;
- принцип социальной справедливости;
- социальный педагог все свои знания должен направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;
- социальный педагог должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней;
- социальный педагог должен уважать основные человеческие права;
- социальный педагог соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственности использования информации в своей деятельности;
- социальный педагог тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;
- социальному педагогу следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента;
- социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;
- социальные работники предпринимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с Международными этическими стандартами социальных работников, принятыми их профессиональными организациями.
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания