logo
уч

Маргинальная семья

Особую сложность в работе с неблагополучными семьями представляют семьи алкоголиков и наркоманов. Нарушения межличностных отношений родителей и детей являются одной из основных причин формирования у тех и других алкоголизма и наркомании. Э. Берн сформулировал идею о том, что существует жизненная игра «алкоголик», сценарий которой формируется у ребенка с раннего детства. Источником игры являются поощрения неправильного поведения ребенка со стороны родителей.

Из-за болезни, алкоголизма родителей резко снижены возможности осуществлять нормальное воспитание детей. Часть таких семей имеет люмпенизированный характер (крайне низкие доходы или их отсутствие, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т.п.). Для таких семей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку «деклассированного иждивенца», поэтому необходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.

Однако эти неблагополучные семьи не могут восприниматься только как трагические, обреченные или плохие. Кризисы, которые переживают такие семьи, могут рассматриваться как сильнейшая форма протеста против перемен, которые можно постепенно использовать для изменения семьи в положительном смысле, а также чтобы понять суть и уровень хронических проблем семьи. Это поможет понять специалистам эмоции таких семей, найти подходы к решению вопросов, как сплотить семью и подготовить ее к сотрудничеству, как сделать семью сильной; как прервать постоянный цикл кризисов так, чтобы новое поколение могло порвать с прошлым. Желательно использовать ориентацию семьи на кризис как ключ к пониманию процессов, происходящих в семье, травмирующего опыта семьи, ее ресурсов, текущих стрессов, страхов и т. д. Но далеко не каждой неблагополучной семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что вмешательство в такую семью ничего не дает и в данном случае есть только один выход: изъять ребенка и поместить его в государственное учреждение. Но это бывает достаточно редко. Во всех остальных случаях специалистам удается профессионально выстроить работу с неблагополучной семьей, проследить последовательные шаги медленного возрождения семьи и появление положительных перемен в ней.

Семьи «группы риска» находятся в особом состоянии страдания. Пройдя через бесчисленные переживания утрат и травм, члены таких семей накапливают слишком много боли, чтобы вновь пережить риск в состоянии кризиса и подвергнуть себя ощущению утраты и опустошенности. Они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса становится для них нормой существования. Вместо того чтобы становиться неуяз­вимыми под влиянием перемен, семьи «группы риска» учатся защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость, опасность для них - определенный «комфорт», так как они ничего не хотят и не могут сделать.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в сферу их влияния вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты разных Центров социальной защиты и т. д. Этот факт является сам по себе успокаивающим, так как к ситуации, в которой оказалась неблагополучная семья, подключаются специалисты, осуществляющие контроль, что вносит некоторое облегчение в состояние семьи. Хронически кризисные семьи всячески пытаются быть постоянно под контролем. Страх утраты контроля провоцирует членов семьи на насилие, пренебрежение, асоциальное поведение. В таком случае контроль над ними усиливают.

Для постороннего человека, вступающего в контакт с тяжелой неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи смена этих трагедий и длительное их переживание может быть более удобной, чем реальные перемены или противостояние трудностям жизни.

Для постороннего человека, вступающего в контакт с тяжелой неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи смена этих трагедий и длительное их переживание может быть более удобной, чем реальные перемены или противостояние трудностям жизни.

Эти семьи отличаются по своему поведению следующим:

Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда.

Описание поведения родителей из неблагополучных семей напоминает поведение детей в раннем возрасте, которые не могут найти контакта с другими детьми. Став родителями, они представляют собой людей, находящихся в глубокой депрессии, «выбитых из жизни».

Малообеспеченные семьи

Процветающих семей сегодня около 10%. В благополучной семье уровень достатка на 15-20% выше среднего, но возможности получать дорогостоящие социальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические и т.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные затруднения может решать самостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство). К малообеспеченным семьям также относятся семьи безработных.

Уровень жизни малообеспеченной семьи ниже черты бедности, она испытывает серьезные проблемы с выживанием, в том числе физическим, сохранением супружеских отношений, воспитанием детей. В данном случае, безусловно, необходимо оказать помощь в трудоустройстве (создание новых рабочих мест, переквалификация и переобучение), не злоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарной помощью, в поиске бесплатных путей получения информации и консультации.

К основным направлениям работы социального педагога с малообеспеченными (малоимущими) и безработными семьями можно отнести:

- оказание посильной организационно-юридической помощи (отстаивание интересов безработных и членов их семей, консультационные услуги и т.п.);

- обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей (направление в консультацию, специализированные органы, психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога);