logo search
уч

Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией

Алкоголизм и наркомания порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, а также нарушают социальное здоровье общества.

По оценке ВОЗ, употребление алкоголя является причиной третьей части общего числа смертей. От 25 до 30% разводов происходят из-за пьянства одного из супругов.

Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство. Бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными (а то и юридическими) последствиями - тоже гордость. Наркотики - одна из главных тем разговоров современной молодежи: "винтовые" постоянно говорят о "приходах", "хороших варщиках", "заморочках", "фуриках", "баянах"; героинщики - о "слезании", "ломках", "неграх", "шарах", "чеках"; марихуанисты обсуждают возможные размеры папирос, "предполагает жить". Здесь нет холодного расчета и попытки шантажа, нередких у взрослых, - но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии (Н. Фарбероу).

Многократному расширению социальной базы употребления наркотиков привело: изменения в структуре свободного времени общества, ослабление механизма социального контроля (увеличивается количество свободного времени и многие члены общества не признают права каких-либо социальных институтов контролировать их времяпрепровождение), процесс инфантилизации населения (многие люди в детстве не получают определенного объема обязанностей и ответственности, вследствие чего утрачивают способность подходить ответственно к решению тех или иных задач), наличие в обществе «социальной аномии» (отсутствие или дезинтеграция норм, или отсутствие в современном обществе единой, общепринятой системы ценностей, регулирующей всю жизнь общества), потеря ценностных ориентиров. В результате те модели поведения, которые активно осуждались всеми членами общества, и которых потому старались избегать, на сегодняшний день активно практикуются широкими кругами людей.

Первой общественной подсистемой, испытывающей на себе непосредственное влияние наркотизации, оказывается семья (разрушение семьи, невозможность создать свою, разрушение генофонда страны, семья может выступать как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков или как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков).

Экономическая подсистема: огромные экономические ресурсы, вращающиеся в теневой сфере, избегают прохождения через каналы официальной экономики, в результате чего сокращаются выплаты на государственные и социальные нужды; под влиянием наркотиков учащаются несчастные случаи, из производства исключаются самые ценные кадры (31% - бизнесмены, 17% - студенты вузов). От наркотизации общества страдают образование, наука, культура и т.п.

Стратегии (процессы, направленные на то, чтобы человек, употребляющий наркотики, отказался от их употребления):

В Голландии разрешают применять легкие наркотики (гашиш, марихуану). Показатели потребления наркотиков в этой стране ниже, чем в других европейских странах. Лечение чаще всего проводят в частных больницах из-за отсутствия наркологической подготовки персонала и специфического отношения обывателей к психиатрии. Вместо лечебных препаратов используются заменители наркотиков (под строгим контролем врача и чистые препараты, а также бесплатная выдача шприцев, которая тормозит передачу гепатита и ВИЧ).

Перспективна концепция добровольного отказа от наркотиков в рамках разнообразных психотерапевтических программ (от религиозных до психоаналитических) безо всякой медицинской помощи в периоде острой абстиненции. Идеальная в теории, в России популярностью не пользуется из-за страха наркоманов перед абстиненцией.

В идеале реабилитация людей, имеющих зависимость от наркотических веществ, должна включать в себя следующие стадии:

В настоящее время в мире существуют две концепции борьбы с наркоманией: 1. Программы, ставящие себе цель излечение больных наркоманией и полный отказ от употребление наркотиков (терапевтические общины, общества анонимных алкоголиков, наркоманов и т.п.); 2. Программы, не ставящие себе целью полный отказ от наркотиков, а стремящиеся лишь уменьшить вред, причиняемый наркотической зависимостью. Вторая концепция возникла по мере распространения ВИЧ и СПИДа. Она основывается на признании наркомана гражданином, обладающим в полной мере правами, которые не могут быть нарушены, в частности, правом решать каким будет его будущее. В рамках данной концепции, употребление наркотиков рассматривается не как протиправное действие, а как проблема, болезнь.

Программы, отражающие данную концепцию, ставят перед собой такие задачи:

1.улучшение качества жизни больных, снижение темпов их деградации и маргинализации;

2. уменьшение доли преступлений, совершаемых как в состоянии наркотического опьянения, так и во время абстинентного кризиса;

3. снижение риска от внутривенного употребления наркотических веществ;

4. пропаганда санитарных норм;

5. информирование о существующих программах лечения и реабилитации, предоставление сведений о действующих лечебных центрах и организациях.

Объектные (личностные) принципы построения лечебно-реабилитационного процесса: согласие на лечение, личная ответственность за свое настоящее и будущее, отказ от употребления наркотических веществ, ценностные ориентации по отношению к себе, своему заболеванию, своему социальному статусу, своим поступкам и т.д. Предметные принципы: преемственность или этапность реабилитационного процесса (постепенный переход от медицинский, психологических мероприятий к социальным); долгосрочность, интегрированность (взаимодействие учреждений); антипетернализм (персонал центров долен отказаться от позиции опекуна и стимулировать больных к максимальному выполнению своих обязанностей и ответственному отношению к самому себе и своему образу жизни).

Психосоциальная работа с подростками в плане профилактики наркотизации наркотизации должна опираться на принцип дополнительности, сформулированный В.Д. Семеновым [Семенов В.д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1995.] и А.В. Мудриком [Мудрик А.В. Социальная педагогика/ Под. ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2000]. Реализация этого принципа предполагает взаимодополнительные подходы, позволяющие понимать подростка: индивидуальную психологическую помощь и организацию особого социально-педагогического взаимодействия в школе, поскольку консультирование помогает видеть "из" ребенка, а школьная работа обеспечивает получение ребенком социального опыта, т.е. "внешне" видимые результаты.

Большинство людей (от 50% до 70% по оценкам разных исследователей) хотя бы однажды в своей жизни попробовали наркотики. В ряде случаев причина употребления - или любопытство, или желание получить удовольствие (заглушить боль).

Вред наркотиков: "ломка" последействие; ухудшение здоровья; снижение умственных способностей; попадание в "группу риска" заражения СПИДом; отсутствие будущего.

Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии "алкоголик", "наркоман" и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения. Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией в настоящее время создаются центры "Трезвость и семья", "Алкоголизму - нет", реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методики, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциации учащейся молодежи Российского Союза молодежи "Спасибо, нет", включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми.

Социально-педагогическая работа

с несовершеннолетними проститутками

Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Высокая разница в среднем заработке занимающихся проституцией и занятого населения в пользу первых является мощным стимулом в ее вовлечение.

В настоящее время в России созданы специализированные подразделения для контроля за проституцией и порнографией в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются.

Занятие проституцией, в соответствии с действующим в России законодательством, является административно- и уголовно-правовым нарушением, предусматривающим соответствующую ответственность за занятие ею, за содержание притонов, за сводничество в корыстных целях, за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией.

Выделяют несколько форм проституции: "гостиничная" проституция - организованная форма сексуальной коммерции, контролируемая различными преступными группировками; "частная" проституция - организованная многочисленными "агентствами" по предоставлению специальных услуг (клубы, сауны, салоны, массажные и косметические кабинеты, центры и бюро знакомств и т. д.), широко рекламируемая в газетах; "квартирная" проституция - скрытно организуемая одной или несколькими проститутками собственная сеть клиентов; "уличная" проституция; "вокзальная" проституция; "обломная" проституция - подбор клиентов в ресторанах, барах, кафе с предварительной оплатой и заранее обдуманным планом избавления от них (проститутки-"кидалы"); "несовершеннолетняя" проституция; "зарубежная" проституция - продажа мафиозными структурами начинающих, неопытных, с низким социальным статусом девушек, юношей и детей за границу.

Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к "красивой жизни", далее следуют причины общесоциального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимаю щихся проституцией, развеять миф об их "красивой жизни", ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию.

Социальная работа с одаренными детьми.

Умение социального работника открыть и поддержать талант человека в значительной мере способствует его успеху в жизни, а для "трудного" ребенка суще­ственно облегчает решение задачи психокоррекции отклоняющегося поведения.

В зарубежных работах под одаренностью понимается высокая степень способностей в ряде областей: академической, художественной, в общении (лидерстве) или психомоторике.

В связи с необходимостью каждого завоевать свое место в жизни и возникающей на этой основе конкуренцией многие с опаской и завистью относятся к активному и успешному продвижению одаренного человека. По этой же причине одаренные дети часто сталкиваются с недоброжелательством и даже преследованиями со стороны одноклассников. Решение конфликта во многом зависит от педагога: если он высоко ценит личную инициативу и творчество учащихся, говорит о наличии и необходимости развития способностей каждого, то это заметно активизирует класс и изменяет к лучшему положение одаренного ученика.

Нередко одаренный ребенок попадает в категорию "трудных" школьников из-за неправильного отношения к нему педагогов. Одним педагогам способный ученик бывает неприятен из-за его активности, которую они квалифицируют как беспардонность, зазнайство, нахальство, настырность, недисциплинированность. Другие учителя видят в стремлении одаренных учеников высказать собственное мнение, что-то доказать и уточнить проявление неуважения к авторитету и знаниям педагога, желание показать его некомпетентность. Наконец, недостаточно подготовленные учителя считают способного ученика глупым или странным, при случае с удовольствием критикуя его за "завиральные" идеи.

М. Карне формулирует требования к учителю, работающему с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; знать психологию одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма) творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость, пройти специальную подготовку по работе с такими детьми.

М. Карне, С.Линнемайер, Ц. Дентон-Айд рекомендуют учителям следующие общие способы стимуляции творческой активности: обеспечение доброжелательности со стороны учителя; обогащение окружающей среды новыми предметами-стимулами для развития интеллекта и любознательности; поощрение оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление возможностей детям для активного задавания вопросов.

У одаренного ребенка нередко возникают трудности с родителями, большинство которых ничего не знает о психологии своих детей. Одних родителей раздражает повышенная познавательная активность своего одаренного ребенка, его стремление все разбирать и исследовать, задавать много разнообразных вопросов, порой увлекаться одними учебными предметами в ущерб другим. Других родителей не устраивает сосредоточенность ребенка на чтении. Они его считают "книжным червем". Третьи, напротив, чрезвычайно балуют школьника, освобождая его от всяких обязанностей по дому, захваливая и превознося на незаслуженную высоту. Родителям следует помнить, что в одаренных детях больше сходства, чем различия с окружающими людьми. Поэтому надо позаботиться об общем развитии их личности и нравственном воспита­нии. В то же время надо уважать в ребенке индивидуальность.

Подростки "группы риска" - собирательное понятие, обозначающее риск возникновения отклонений (девиаций) от общепринятых норм: употребление алкоголя и наркотических веществ, токсикомания, воровство, уходы из дома, непосещение школы, грубость по отношению к взрослым и сверстникам и др. К факторам риска относятся: во-первых, индивидуальные факторы ( низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность выражать свои чувства и др.); во-вторых, факторы, берущие начало в семье ребенка (отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление психоактивными веществами членами семье и т.п.); в-третьих, факторы, связанные с обучением в школе (низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками и др.) [Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под. Ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. С. 91]. [Шик С. В. Проблемы понимания и самопонимания подростков "группы риска" в ходе психосоциальной работы Шик С. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы .— 2004 .— N 4. - С. 12-19]

У девиантных подростков часто наблюдаются эмоциональные нарушения. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны затрудняет их общение с окружающими и создает определенные трудности при их воспитании. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности, как тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни).

Коррекционную работу необходимо вести в следующих направлениях: формирование новых стереотипов поведения, воспитание позитивных чувств по отношению к взрослому, сверстнику, самому себе; повышение уверенности в себе; развитие и обогащение форм общения со сверстниками; формирование потребности в самореализации.

Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании художественной культуры человека и включает в себя художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности, воздействуя на духовно-нравственное становление личности.

Совместное пение способствует снятию внутреннего психического дискомфорта, развитию чувства самоактуализации, чувства сплоченности, поддержки и эмпатии.

Танцы оживляют психомоторику, улучшают поведенческие характеристики, снимают скованность движений у подростков, развивают ритмическое и слуховое восприятие.

Участие в постановках дает подросткам возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствует формированию мировоззрения, эстетического вкуса. Киноискусство расширяет познавательные диапазон, формирует социальное воззрение, эстетическое представление, этические идеалы. Подготовка к просмотру предполагает изменить отношение к кино как к развлекательному времяпровождению. Подростки должны подготовиться к восприятию проблемной информации. Изобразительное искусство позволяет увлечь подростков рассказываем содержания картин, пытаются сами создать живописные полотна.

Показателями успешной коррекционнй работы с подростками девиантного поведения можно считать углубление рефлексии, повышение уровня эмоциональной устойчивости, жизненного тонуса, установление положительной самооценки, более адекватного представления подростков о ценности самого себя и другого человека, оптимизация коммуникативных навыков.

Арттерпия предполагает многообразие приемов коррекции: понимание, личная перспектива, авансирование успеха, формирование реально осознаваемых мотивов поведения, пример и авторитет педагога в отношении к детям, позитивное стимулирование, выборочное игнорирование негативных поступков и т.д.

Постепенно у школьников происходит развитие зрительного, слухового, тактильного, осязательного каналов, что является необходимой предпосылкой эстетического восприятия действительности, стимулируются и включаются в работу функциональные системы, усиливающие и закрепляющие его адаптационные возможности. Искусство является источником новых положительных переживаний подростков, рождает новые креативные способности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогает осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы [Зауторова Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №1. 2005. С.56 - 61].

Развитие реабилитационного направления предполагает системное воздействие на комплекс клинико-биологических и социально-психологических характеристик подростка.

В основе психического здоровья подростка лежит его рациональное воспитание и содержание, обеспечивающее подготовку к сложным проблемам жизни, развитие когнитивных и эмоциональных функций в атмосфере доброжелательности и любви с формированием в самом подростке способности на ответную любовь, умение прогнозировать свое поведение.

1. Клинико-биологические факторы риска, угрожающие нормальному нервно-психическому развитию подростка: недоношенность, внутричерепное кровоизлияние, задержка внутриутробного развития, или несоответствие росто-весовых показателей плода гестационному сроку, перинатальная асфиксия, биохимические и гематологические нарушения, внутриутробные инфекции и нейроинфекции, алкоголизм и наркомания матери и другие [Свирский А.В., Соловьев А.Г., Сидоров П.И. Факторы риска, оказывающие неблагоприятное воздействие на нервно-психическое развитие ребенка: Методические рекомендации. Архангельск, 1999. 21с.]

2. Выделение форм агрессивного поведения подростков-девиантов акцентуациями характера.

Агрессия рассматривается как один из основных видов биологических функций, определяющих способность индивида к целеустремленным действиям в межвидовой сфере. Данная функция подвержена влиянию эндогенных и экзогенных факторов различной природы и способна принимать как нормальные, так и патологические формы выражения у девиантных подростков. В психодиагностический методике ISTA Г. Аммона (1990) используется представление о трех формах реализации агрессии - "конструктивной", "деструктивной" и "дефицитарной", которое охватывает с единых психолого-психиатрических позиций как нормальные ее появления, так и патологические, или сопряженные с патологическими факторами личностной природы.

"Конструктивная" форма реализации агрессии подразумевает социальную приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействия.

При "деструктивной" форме имеет место прямое, связанное с нарушением морально-этических норм ее проявление, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют деликвентное и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстройства (социопатические, садисткие и т.п.).

"Дефицитарная" форма проявления агрессии характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. В каждой человеческой личности одновременно существуют все эти три формы, но одна является преобладающей.

3. Нарушение воспитания в семьях подростков - девиантов. Жестокое обращение с детьми. Стили воспитания. Отверженность.

4. Основные факторы риска, определяющие девиантное поведение подростка.

Факторы риска можно разделить на две группы: экзогенно-церебральные и психосоциальные, чаще их сочетание:

- эндогенно-генетическая предрасположенность и особенности развития в раннем детстве (экзогенно-церебральные факторы);

- негативные эмоциональные реакции матери на беременность, первое шевеление, роды;

- дисфункциональная семья;

- эмоциональное и физическое напряжение в семье;

непростроенность границ родительско-детских отношений;

семейная нестабильность (социальная, психологическая, личностная);

- психологическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем);

- неудовлетворенность духовных потребностей ребенка.

5. Уровни профилактики.

6. Комплексная медико-психологическая и социально-педагогичес5ая программа профилактики девиантного поведения у подростков.

1) Школа

1.1. Динамический анализ поведения ребенка в школе с первого класса, выявление причин школьной незрелости в начальных классах школы;, определение коэффициента интеллектуальности.

1.2. Определение дисфункциональных семей, формирование доверительных отношений с подростками и их родителями.

1.3. Индивидуальных подбор школьной программы, обучение навыкам заботы и защиты, когда это по силам самому ребенку.

1.4. Определение типа акцентуации характера у подростков.

1.5. Работа с родителями подростка при их позитивном настрое.

1.6. Выделение фактора социальной уязвимости подростка и социопатических семей.

1.7. Организация социального образования в школе.

2. Детская поликлиника.

2.1.Выявление педиатрами детей группы риска.

2.2. Врач-терапевт корректирует поведение родителей, аналих внутрисемейных отношений, психокоррекционная работа с детьми.

2.3. Медицинский психолог проводит психодиагностику отношений родителей и детей, определяет цель психотерапевтического воздействия, формирует установку родителей на реабилитацию ребенка, проводит консультирование и первичную профилактику беременных. [Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В.].