logo search
уч

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику школе как сфере социальной жизни.

2. Решение каких проблем школьников входит в сферу деятельности школьного социального педагога?

3. Перечислите задачи работы социального педагога в школе.

4. Обозначьте функции социального педагога в школе.

5. Назовите принципы организации социальной работы в школе.

Социально - педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях

В России в последние годы наблюдается рост детской преступности, причинами которой являются безнадзорность и беспризорность детей, нарушения в психическом развитии, доступность спиртных напитков, психотропных веществ, трудности с трудоустройством, иждивенчество, отсутствие должной культуры, воспитания, образования, материального достатка.и т.д. По данным Е.М. Рыбинского удельный вес подростковой преступности составляет 6,2%.

Термин "пенитенциарный" (в переводе с латинского - "покаянный", "исправительный") стал применяться в США в18 век по отношению к тюрьмам, в которых содержали преступников и пытались исправить их через покаяние, обращение к Богу. Под пенитенциарной системой принято понимать систему мест лишения свободы, включающей в себя тюрьмы, воспитательные и исправительные колонии, следственные изоляторы и другое.

В России пенитенциарная деятельность началась в 1802 г. с образованием в системе государственного управления министерств, в том числе Министерства внутренних дел, куда относилась данная деятельность. Первая колония для несовершеннолетних в России была открыта в 1841 году в Санкт - Петербурге, а в 1864 году - первый приют закрытого типа для осужденных детей. В настоящее время для несовершеннолетних существуют такие типы пенитенциарных учреждений, в которых находятся несовершеннолетние:

- дома ребенка - для детей до 3 - 4 лет, матери которых лишены свободы;

- спецшколы и ПТУ - для детей 11 - 14 и 14 - 18 лет соответственно (с 1967года), в которых подростки находятся сроком до 3 лет, за ними ведется круглосуточное наблюдение, вещи и посылки досматриваются;

- центры временного содержания (до 30 суток) несовершеннолетних правонарушителей для бездомных детей в возрасте от 0 до 18 лет для установления личности и транспортировки к месту проживания семьи или родственников;

- колонии для несовершеннолетних (общие, для девочек, усиленного режима), где 14 - 18 - летние воспитанники находятся на льготном режиме, имеют право проживать за территорией колонии, ходить в обычной одежде, иметь деньги, получать посылки и передачи без ограничений и т.д.;

- изолятор временного содержания (от 3 до 10 суток) для задержанных на месте преступления детей от 14 лет.

Цель нахождения несовершеннолетнего в пенитенциарном учреждении - исправление. Исправление - это формирование у осужденных уважительного отношения к обществу, человеку, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Эта цель продиктована, по мнению Б.Н. Алмазова с соавторами, социальными мотивами - потребностями общества в безопасных условиях жизнедеятельности, реальной возможности реализации прав и свобод личности. Существует и педагогическая проблема - перевоспитание человека, совершившего преступление, изменение социально-нравственных ориентаций и установок личности. Пенитенциарная педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы процесса исправления осужденных. Специфика пенитенциарной педагогики заключается в том, что воспитательный процесс организуется в период действия уголовного наказания, т.е. в системе запретов, сопутствующих лишению свободы.

На всех ступенях исполнения наказания действует система воспитательных воздействий. На протяжении истории пенитенциарной системы сложились проверенные временем условия для перевоспитания, в той или иной мере влияющие на положение заключенного: это возможность получить образование, профессию, приобщиться к духовным, в том числе религиозным, ценностям, взаимодействия с общественными благотворительными организациями и т. д. То есть условия и окружающая заключенного жизнь - это специфическое социальное образование, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность социального педагога, и которое можно назвать жизненным пространством заключенного.

Принципами перевоспитания можно определить: привлечение несовершеннолетних правонарушителей к труду и самоуправлению в учреждении, уважение личности, сотрудничество педагогов и воспитанников, индивидуальный подход к процессу перевоспитания.

В качестве средств перевоспитания А.С. Макаренко определил режим, труд, система стимулов.

Социальная работа в пенитенциарной сфере строится на основе международного законодательства, законодателъства Российской Федерации и нормативных правовых документов субъектов РФ. Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели - перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Сторонники данной философии полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их (даже помимо воли) в разнообразные программы, цель которых -перевоспитание преступников, их обучение и возвращение в общество.

Основными задачами социальной работы в учреждениях пенитенциарной системы являются:

Необходимость проведения социально - педагогической работы в таких учреждениях обусловлено, прежде всего, общественной потребностью, а значит и государственной целью воспитания правопослушного поведения в каждом гражданине, без чего невозможно обеспечение общественной безопасности и самого государственного строя.

Функциями социального работника в исправительном учреждении являются:

Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях, она имеет свою специфику:

Специфичен и объект социально-педагогической работы в пенитенциарном учреждении. Им являются люди с высокими показателями социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью; они некритичны к себе, отвергают советы, легковозбудимы, безоговорочно следуют авторитетам, не принимают морали общества, отстают в учебе и плохо образованы, у них ярко выражена стремление к независимости, легкой и красивой жизни, идеалом является сильный человек. Для них характерна быстрая деградация. Среди несовершеннолетних правонарушителей все чаще встречаются люди с аномалиями и психическими отклонениями, что требует вмешательства медиков, дефектологов и психологов. Как специфическую проблему можно также отметить наличие среди них верующих, что требует создания особых условий для исполнения религиозных обрядов.

Необходимым основанием всей социально - педагогической системы пенитенциарного учреждения является организация социальных условий, позволяющих удовлетворять различные уровни потребностей человека. При этом само подразделение социально - педагогической системы на четыре компонента: целевой, содержательный, деятельностный и результативный, позволяет в общих чертах создать алгоритм для практической деятельности по исправлению заключенных.

Целевой компонент включает в себя определенную цель, на которую направлен весь воспитательный процесс, организованный в пенитенциарном учреждении. Содержательный компонент отражает разнообразие применяемых воспитательных средств, принципов и методов, наиболее эффективно обеспечивающих достижение педагогической цели. Социально - педагогическая работа осуществляется коллективным субъектом - всеми сотрудниками исправительного учреждения. Сутью их работы является исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, основными принципами - принципы природосообразности, стимулирования объекта воспитания, повышения социальных и духовных потребностей. Деятельностный компонент определяет механизм взаимодействия воспитателей и воспитуемых, организацию и формы этого взаимодействия, а также принципы управления воспитательным процессом. Результативный - позволяет оценить эффективность действующей системы, определить динамику воспитательного процесса.

Самой оптимальной формой организации воспитательной работы в пенитенциарном учреждении является организованная исправительная среда. Изменение осужденных может происходить только благодаря позитивному изменению среды. Организация исправительной среды в пенитенциарном учреждении затрагивает все аспекты жизни заключенных.

Часто в пенитенциарных учреждениях используют стимулирующие технологии исправления осужденных, суть которых состоит в том, что они (осужденные) должны устанавливать зависимость реализации возникающих потребностей и желаний от правопослушного поведения. Стимулирование должно основываться на осознанных потребностях осужденных (например, отбывание наказания в облегченных условиях, условно-досрочное освобождение). В системе педагогических стимулов важнейшее место занимает дифференциация осужденных в зависимости от степени их исправления, их участия в решении вопросов жизнедеятельности пенитенциарного учреждения или же, наоборот, - сопротивление воспитательному процессу. Выделяют как негативные подкрепляющие стимулы (реакция администрации на нарушение - наказание) и положительное - (поощрение).

Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях ряд технологий, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультационные технологии, технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.

Организационные технологии: с учетом того, что одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - это проблема отчуждения, отторжения близкими, наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие в себя различные формы сотрудничества: между заключенными; заключенными и администрацией, сотрудниками; заключенными и их родными и близкими; заключенными и общественными, государственными органами и организациями. Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждении и обществе; предупреждение рецидивов преступления. Такое сотрудничество осуществляется в разных формах и требует профессиональной поддержки. Организуются группы самопомощи заключенных, их родственников, группы (общественные организации) помощи заключенным.

Ограждение от внешнего мира объективно сужает информационные каналы для заключенных. Возросшая по заключению потребность в правовой информации не удовлетворяется. Выделяются следующие направления информационной работы в пенитенциарном учреждении:

Консультанты службы социального обеспечения имеются в каждой тюрьме и в каждой колонии для малолетних правонарушителей. В их задачи входит:

Социальными педагогами в пенитенциарных учреждениях используются новейшие программы, которые сочетают тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок в сочетании с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисной ситуации. В соответствии с этими программами социальному педагогу необходимо составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками, помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов и др.

Действиями социального работника в процессе индивидуальной работы являются:

• содействие в защите прав заключенного.

Кроме перечисленных перспективным являются технологии непрерывного образования в исправительных учреждениях, предусматривающие организацию образовательного процесса не только в объемах средней школы и ПТУ, но и в объеме колледжа и вуза, т.е. профессиональная подготовка. Для ее реализации при колониях создаются попечительские советы и родительские комитеты. Использование технологии сотрудничества работников учреждения с осужденными при решении хозяйственных, воспитательных, управленческих задач способствует созданию благоприятного социального климата.

По степени сопротивления осужденных воспитательному процессу выделяют следующие категории: легко поддающиеся воспитательному процессу, осознанно выполняющие требования режима, профессионально обучаемые; поддающиеся воспитательному процессу при определенных условиях (поощрение, наказание, методы психологического воздействия); трудно поддающиеся воспитательному воздействию, требующие усиленного режима, будущее их неопределенно ("болото", по А.С. Макаренко).

Работу социального педагога можно подразделить на несколько этапов:

1. При поступлении в колонию: диагностика, налаживание связей с семьей, разработка рекомендаций по свиданиям и отпуску; разработка программы адаптации к условиям пенитенцирного учреждения.

2. Реализация программы, анализ процесса исправления.

3. Подготовка несовершеннолетнего к освобождению и постпенитенциарная поддержка.

Особенно важен последний этап, т.к. от его эффективности зависит адаптация несовершеннолетнего к жизни на свободе и вероятность рецидивов. Подготовка к жизни на свободе включает общеобразовательную и профессиональную подготовку, выбор вариантов жизнеустройства, вовлечение в общественную жизнь колонии (по А.С. Макаренко).

Все несовершеннолетние нуждаются в постпенитенциарной помощи, что предполагает создание адаптационных механизмов (когнитивных, эмоционально - психологических, поведенческих). В настоящее время в России фактически отсутствуют государственные структуры, оказывающие содействие лицам, отбывавшим наказание. Перечислим проблемы, которые сопровождают практически любого из освободившихся. Каждый из них должен преодолеть негативное отношение со стороны граждан.

Бывшие осужденные могут иметь проблемы по трудоустройству и бытовому устройству. Некоторые из них остаются с устойчивой криминальной ориентацией. Для несовершеннолетних характерна социальная и педагогическая запущенность, отсутствие попечения родителей или наличие родителей, ведущих асоциальный образ жизни, разрыв родственных связей.

В качестве психологических проблем можно назвать отношения с властями, родственниками, семьей, микросоциумом. Несовершеннолетние психологически неподготовлены к другому образу жизни, зачастую неспособны принимать самостоятельные решения.

К медицинским проблемам можно отнести психические расстройства, умственную отсталость, социальные болезни, склонности к зависимостям (наркомании, алкоголизму).

Социальная адаптация предполагает освоение норм и ценностей социальной среды, сложившихся форм социального взаимодействия, форм предметной деятельности.

В качестве критериев выбора социально-педагогических технологий можно назвать степень деформации личности под воздействием криминальной субкультуры, продолжительность времени, проведенного в условиях изоляции от общества, количество уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, наличие отрицательных качеств личности (иждивенчество, несамостоятельность, потеря чувства ответственности и т.д.), уровень социально-правовой запущенности, социальная направленность ближайшего микроокружения.

Эффективность воспитательного процесса зависит от особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Главное - преодоление негативного отношения к обществу.

Контрольные вопросы

1. Раскройте специфику социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

2. Какие технологии используются в социальной работе в пенитенциарных учреждениях?

3. Какие мероприятия должны входить, на Ваш взгляд, в программу постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних?

Список использованных источников

  1. Аксенова А.И. Социальная педагогика в специальном образовании/А.И. Аксенова - М., 2001

  2. Баграева Е. Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2001. С. 98.

  3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001.

  4. Ветошкин С.А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики/ Педагогика. №4, 2003. - С. 36-41

  5. Воспитание трудного подростка: Дети с девиантным поведением; Учебно-методическое пособие/ под ред. М.И. Рожкова - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001

  6. Горячев М.Д. Организация социально-педагогической деятельности в школе/ М.Д. Горячев, Т.А. Фокина - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2005. - 132с.

  7. Дикарева, А.А. Социология труда/ А.А. Дикарева, М.И. Мирская - М., 1989. – С. 28

  8. Дудченко, В.С. Инновационные технологии: учеб. - метод. пособие/В.С. Дудченко. - М., 1996

  9. Испулова, С.Н. Уровни социальной педагогики/ С.Н. Испулова//Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы научно - практической конференции/отв. за вып. М.Д. Горячев.- Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- С. 70-72

  10. Капустина З.Я. Социальный педагог в образовательном учреждении. - Новгород, 1998

  11. Корольков К. В. Социально-педагогический анализ воспитательно-исправительных воздействий в местах лишения свободы. Дисс. канд.пед. наук. Ставрополь: Сев. Кав. ГТУ, 2003. С. 120-122.

  12. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях./ под ред. Е.И. Холостовой. Часть 1. М.: Социально-технологический институт, 1998

  13. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002. - С. 33 - 34.

  14. Мардахаев Л.В. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях// Социальнаяпедагогика/Под ред. В.А. Никитина. - М., 1998

  15. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б. Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - С. 170-182.

  16. Методика работы социального педагога/ под. ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 96с.

  17. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики/ Ф.А. Мустаева. - М.; Академический проект, 2001

  18. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении// Воспитание школьников, 2001. №1.

  19. Опыт работы психологов РЦСПСиД с подростками в Центре временнной изоляции несовершеннолетних правонарушителей/автор-составитель А.В. Рощицина - Сыктывкар, 2003

  20. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - С. 185 - 207.

  21. Рыбинский Е.М. Управление системы социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.М. Рыбинский. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 224 с.

  22. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268с.

  23. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. – С. 345

  24. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

  25. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заве­дений /Под ред. В. А.Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2002. С. 107.

  26. Coвременные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Материалы международной научно-практической конференции 18-20 апреля 1991 года. Часть 11. Белгород, 1991. С. 177-178

  27. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.

Список исползованной литературы

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001.

  2. Горячев М.Д. , Мжельская Е.В. Педагогическая профилактика злоупотребления ребенком. Учебное пособие. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. 112с.

  3. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком/Вступ. Ст. Н.М. Магомедова/ Ст. С. Щлетте. Г. Хаген, Г. Майера. Пер. с англ. М.Д. Горячева. Самара: Изд-во "самарский университет", 1998.152с.

  4. Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. 132с.

  5. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М., 1993.- С.112

  6. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб. 1997

  7. Кадровое обеспечение социальных служб; подготовка и переподготовка. - М., 1994, С. 74

  8. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях./ Под ред. Е.И. Холостовой. Часть 1. М.: Социально-технологический институт, 1998

  9. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002. - С. 33 - 34.

  10. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

  11. Методика работы социального педагога/ Под. ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 96с.

  12. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.; Академический проект, 2001

  13. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2004. - 272 с.

  14. Овчарова Р.В, Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 480с.

  15. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268с.

  16. Социальная педагогика: курс лекций/ Под. общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

  17. Технологии социальной работы/Под. ред. Е.И. Холостовой. М., 2002. - С.

  18. Технология социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. Ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

  19. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и к", 2006. 240 с.

  20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М. 1993

  21. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.

  22. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2001

  23. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми "Группы риска". - .: Изд-во УРАО, 1999

  24. Щелина Т.Т. и др. Психологическое обеспечение развития личности детей - сирот в учреждениях интернатного типа. По материалам реализации проекта "детский дом - добрый дом" Программмы "партнер" (IREX): Монография. - Арзамас: АГПИ, 2003. 303с.

198