Объект и предмет социологического исследования.
Под социальной проблемой следует понимать «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей1.
Начинающие социологи часто путают объект и предмет исследования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.
Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
Как считает В. А. Ядов, «объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания»1.
Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих — членов этого коллектива. Тогда объект исследования — трудовой коллектив, а предмет — состояние нравственного сознания.
-
Содержание
- Административно-практический уровень социальной инженерии.
- Сущность управленческого консультирования.
- Основания классификации консалтинговых услуг.
- Структура и основные приемы разработки консалтингового проекта.
- Технологизация консультирования.
- Области диагностического исследования административного учреждения.
- Организационный аудит в системе стратегического управления.
- Процедуры анализа и описания работы.
- Методы оценки персонала.
- Метод профильного анализа процесса.
- Изменение культуры
- Пользователи процесса
- Список некоторых конечных результатов процесса аттестации
- Ресурсы и поставщики
- Время цикла процесса
- Измерение характеристик исполнения
- Измерение вложений ресурсов
- Методика оценки эффективности административной организации.
- Методика оценки соответствия индивидуальных особенностей работника организационной культуры.
- Методы определения уровня служебной этики.
- Процедуры выявления стиля управления.
- Технология изменения административной культуры.
- Дерево решений для инноваций.
- Алгоритм внедрения нововведения.
- Виды социологических исследований.
- Программа социологического исследования.
- Структура программы социологического исследования.
- 1.4. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования
- 1.5. Гипотезы исследования
- Объект и предмет социологического исследования.
- Цели и задачи социологического исследования.
- Гипотезы и их роль в проектировании.
- Логический анализ основных понятий: интерпретация и операционализация.
- Измерения в социологии. Виды шкал.
- Метод опроса.
- Правила конструирования анкеты.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документальных источников. Контент-анализ.
- Методы социометрии.
- Эксперимент в социологических проектах.
- Метод определения выборочной совокупности.