Изменение культуры
Традиционный подход (здравый смысл) | Инновационный подход (новая идея) |
Решения принимаются «сверху» | Решения принимаются «снизу» |
Результат процесса оцениваетсяпо отчету исполнителей | Результат процесса оценивается по степени удовлетворенности потребителя |
Процедуры процесса пересматриваются только в том случае, когда он протекает плохо | Процедуры процесса анализируются постоянно в целях его непрерывного совершенствования |
Недостатки происходят по вине исполнителей | Недостатки вызваны издержками процесса |
Качество процесса определяется заданными нормативами | Качество процесса определяется потребителями |
Только руководители способны внести улучшения в процесс | Исполнители знают процесс лучше, они могут предложить иные пути его совершенствования |
Левая колонка таблицы 16 отражает «вертикальную» культуру. Она типична для современных административных учреждений, которые представляют собой иерархию организационных структур и систему взаимосвязанных процессов. Управление здесь традиционно осуществляется по вертикали. Главное - принять решение и проконтролировать его. И если рабочий процесс дает сбой, «буксует», то к исполнителям применяются соответствующие меры воздействия. Словом, «вертикальная» культура сосредоточена на «команде и контроле». Поэтому управленцы в большей мере озабочены регуляцией структур, а не улучшением процессов.
Но сама-то работа в административных учреждениях осуществляется преимущественно по горизонтали посредством взаимодействия различных служб. Организационные процессы в них, зачастую, не имеют официально назначенного руководителя. Очевидно, что для их регуляции требуется иная культура, сконцентрированная на «процессе и результате». Это «горизонтальная» культура. Она усматривает причины неудовлетворительной работы не в людях, а в процессах. Специалисты утверждают: по меньшей мере, 85% проблем деловых организаций может быть решено путем улучшения рабочих процессов. Они-то и требуют повышенного внимания управленцев.
Как улучшить организационный процесс? Прежде всего, отметим, что для административных учреждений характерны процессы обслуживания. В отличие от процессов производства, конечным продуктом которых является вполне наглядный товар, результатом процессов обслуживания выступает нечто неосязаемое, абстрактное, такое, например, как информация о том же товаре. И эта услуга нередко оказывает гораздо большее воздействие на потребителя по сравнению с товаром. Если продавец дает скупую информацию о товаре покупателю, да еще с угрюмым выражением лица, последний воспринимает его как вещь плохого качества, несмотря на отсутствие дефектов.
Любой рабочий процесс требует вложения материальных, информационных и других ресурсов. Производственный процесс материалами обеспечивают снабженцы, а необходимой документацией - вспомогательный персонал. Процессы обслуживания имеют такого же рода снабженцев. Однако наряду с ними в число поставщиков этого процесса включаются и потребители. Возьмем, к примеру, процесс «найма персонала». Человек, поступающий на работу в организацию, снабжает кадровую службу сведениями о себе. Вот почему процессы обслуживания во многом определяются потребителями. Для того, чтобы улучшить процесс, надо научиться смотреть на него глазами пользователя.
Методология, запатентованная потребителем, приемлема и для административных учреждений. Ведь они находятся на рынке общественных интересов и потому должны знать свою клиентуру, структуру их потребностей. К сожалению, российские чиновники рассматривают граждан всего лишь в качестве подданных, но не потребителей, имеющих право требовать от властей качественного предоставления соответствующих услуг. И уж совсем не подозревают служивые, что рядом работающие коллеги также являются их клиентами. Скажем, специалист администрации, получающий информацию в кадровой службе, выступает потребителем.
Выделяются три типа пользователей рабочих процессов: первичные, вторичные и внутренние. Первичные (конечные) потребители - люди, для которых организован процесс, те, кто получает конечный результат процесса. Так, для администрации это будут граждане, а ее кадровой службы - чиновники.
Вторичные (промежуточные) потребители - люди, получающие побочный продукт процесса. Например, первичным потребителем процесса «подготовки кадров» будет конкретное подразделение администрации, а вторичным - кадровая служба, организовавшая данный процесс. Итак, вторичные пользователи - те, кто находится между конечными потребителями и исполнителями процесса. Их дело зависит от результата процесса.
Внутренние потребители - люди, которые находятся внутри администрации, но вне организационного процесса. Продукт, который они получают, нужен им для собственной работы. Например, бухгалтерия в результате процесса «присвоение квалификационных разрядов» получает информацию, необходимую для изменений начисления зарплаты. Следует отметить, что в качестве пользователей организационных процессов выступают не только люди и структуры, в которых они работают, но и сами процессы. Так, пользователем процесса «аттестация персонала», является процесс «присвоение квалификационных разрядов», пользователь последнего - процесс «предоставление услуг населению» и т.д.
Как видно, большинством процессов пользуются несколько групп потребителей. Например, процесс «аттестация персонала» имеет следующих пользователей (см. табл. 17).
Таблица 17.
- Административно-практический уровень социальной инженерии.
- Сущность управленческого консультирования.
- Основания классификации консалтинговых услуг.
- Структура и основные приемы разработки консалтингового проекта.
- Технологизация консультирования.
- Области диагностического исследования административного учреждения.
- Организационный аудит в системе стратегического управления.
- Процедуры анализа и описания работы.
- Методы оценки персонала.
- Метод профильного анализа процесса.
- Изменение культуры
- Пользователи процесса
- Список некоторых конечных результатов процесса аттестации
- Ресурсы и поставщики
- Время цикла процесса
- Измерение характеристик исполнения
- Измерение вложений ресурсов
- Методика оценки эффективности административной организации.
- Методика оценки соответствия индивидуальных особенностей работника организационной культуры.
- Методы определения уровня служебной этики.
- Процедуры выявления стиля управления.
- Технология изменения административной культуры.
- Дерево решений для инноваций.
- Алгоритм внедрения нововведения.
- Виды социологических исследований.
- Программа социологического исследования.
- Структура программы социологического исследования.
- 1.4. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования
- 1.5. Гипотезы исследования
- Объект и предмет социологического исследования.
- Цели и задачи социологического исследования.
- Гипотезы и их роль в проектировании.
- Логический анализ основных понятий: интерпретация и операционализация.
- Измерения в социологии. Виды шкал.
- Метод опроса.
- Правила конструирования анкеты.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документальных источников. Контент-анализ.
- Методы социометрии.
- Эксперимент в социологических проектах.
- Метод определения выборочной совокупности.