Административно-практический уровень социальной инженерии.
В классической социологии длительное время доминировал «клинический» подход, на основе сбора, анализа и обобщения фактов о реальном объекте установить диагноз, Иными словами, работа социолога ограничивалась советами.
В современной науке, сложился новый подход – «инженерный», подразумевающий непосредственное включение социолога в процесс менеджмента или публичного администрирования: разработку социальных проектов и технологий, конструирование, моделирование, планирование, внедрение новшеств и т.п.
Социальная инженерия – союз науки и практики. Как научно-теоретическая деятельность она касается социологии, социальной психологии. Как практическая деятельность выражается в разработке конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием социальных организаций и общностей1.
Социальная инженерия интересуется проблемами иных систем – «человек-человек». Она помогает перестроить социальные организации и комплексы, адаптировать их к изменяющимся условиям посредством специальной техники работы с людьми.
Надо отличать «социальную» инженерию от «утопической»2. Первая – ограничена микроуровнем, предусматривает постепенные, поэтапные изменения социальных систем, институтов и организаций. Вторая – стремиться к глобальным преобразованиям на макроуровне, требует сильной централизованной власти.
К основным чертам социальной инженерии относятся:
- наличие алгоритма, определяющего четкую организацию менеджмента в социальных организациях;
- нормативный характер действий, преобразующий социальные системы и комплексы в соответствии с заданными параметрами;
- прагматизм.
Таким образом, социальная инженерия представляет собой технологизированную деятельность, которая опирается на фундаментальные положения общей и отраслевой социологии, методы прикладного исследования для решения практических задач совершенствования управления.
-
Содержание
- Административно-практический уровень социальной инженерии.
- Сущность управленческого консультирования.
- Основания классификации консалтинговых услуг.
- Структура и основные приемы разработки консалтингового проекта.
- Технологизация консультирования.
- Области диагностического исследования административного учреждения.
- Организационный аудит в системе стратегического управления.
- Процедуры анализа и описания работы.
- Методы оценки персонала.
- Метод профильного анализа процесса.
- Изменение культуры
- Пользователи процесса
- Список некоторых конечных результатов процесса аттестации
- Ресурсы и поставщики
- Время цикла процесса
- Измерение характеристик исполнения
- Измерение вложений ресурсов
- Методика оценки эффективности административной организации.
- Методика оценки соответствия индивидуальных особенностей работника организационной культуры.
- Методы определения уровня служебной этики.
- Процедуры выявления стиля управления.
- Технология изменения административной культуры.
- Дерево решений для инноваций.
- Алгоритм внедрения нововведения.
- Виды социологических исследований.
- Программа социологического исследования.
- Структура программы социологического исследования.
- 1.4. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования
- 1.5. Гипотезы исследования
- Объект и предмет социологического исследования.
- Цели и задачи социологического исследования.
- Гипотезы и их роль в проектировании.
- Логический анализ основных понятий: интерпретация и операционализация.
- Измерения в социологии. Виды шкал.
- Метод опроса.
- Правила конструирования анкеты.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документальных источников. Контент-анализ.
- Методы социометрии.
- Эксперимент в социологических проектах.
- Метод определения выборочной совокупности.