logo
bilety2

Алгоритм внедрения нововведения.

На этапе внедрения желательна экспериментальная апробация решения. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выбора опытной группы людей и погружения их в необычную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость интересующих социолога характеристик. В результате проверяются сильные и слабые стороны новшества, оценивается его реализуемость и результативность.

Эксперименты различаются как по специфике объекта (мысленные и реальные), так и по характеру ситуации (полевые и лабораторные). В зависимости от формы эксперимента разрабатывается программа и план его осуществления, предусматривающий последовательное решение ряда вопросов.

  1. определение цели эксперимента (обоснование целесообразности и возможности нововведения);

  2. выбор опытного и контрольного объектов с указанием степени их представительности и сопоставимости между собой;

  3. выделение предмета эксперимента;

  4. выдвижение контрольных, факторных и нейтральных признаков;

  5. создание экспериментальной ситуации (изменение по заданным параметрам организационно-правовых условий деятельности объекта);

  6. формулировку гипотез о положительных и отрицательных последствиях новшества;

  7. выбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента;

  8. определение метода фиксации результатов;

  9. оценку эффективности эксперимента;

  10. выработку рекомендаций по дальнейшему использованию новшества (масштаб его тиражирования и т.д.)

Как видно, проведение эксперимента сопряжено с немалыми хлопотами и трудностями. Может быть по этой причине в практике консультирования используются простейшие формы эксперимента – пилотные или пробные нововведения. Безусловно, такая форма экспериментирования имеет право на существование, однако она не исчерпывает потенциальные возможности этого метода. Если провести эксперимент по полной программе, то и отдача от него будет довольно высокой.

Примерно таким образом, как было изложено выше, социология используется для консультирования государственной службы. Её методы находят широкое применение в диагностике административных организаций и выработке соответствующих решений. Больше того социологи - консультанты принимают активное участие в реализации найденных решений. Консультирование, по существу, представляет собой метод осуществления нововведений.