logo
bilety2

Дерево решений для инноваций.

В контрольных списках, изложенных выше, указываются лишь предметы и методы диагностического исследования, но не последовательность действий инноваторов. Искусство реформирования государственной службы заключается, прежде всего, в умении установить последовательность нововведений. Новации дополняют друг друга. Чтобы добиться эффекта, надо начинать с целевых параметров административной организации и двигаться вниз по уровням иерархии через выходные показатели рабочих процессов, разработанные для каждого подразделения и каждой должностной позиции, связывая таким образом работу всех участков с глобальной стратегией.

По оценкам экспертов Россия, с точки зрения административной реформы, является страной с ограниченной свободой маневра (см.рис.38). Она характеризуется непростым институциональным устройством и сложной конституционной системой, отсутствием англосаксонской административной традиции. Поэтому на первом этапе рекомендуется сосредоточить внимание на решении задачи создания сильной, профессионально защищенной, юридически оформленной государственной службы12.

Канада,

Чили

Великобритания,

Новая Зеландия,

Австралия,

Китай

Высокий

Уровень

свободы

маневра

Венгрия,

Южная Корея,

Бразилия, Польша,

Россия

Финляндия, США, Нидерланды,

Германия

Низкий

Узкие Широко-

масштабные

Проблемы реформирования

Рис. 38. Российские реформы в

контексте других стран

Вместе с тем можно использовать не только существующие возможности, но и создавать новые, стремиться к высокому уровню свободы маневра для проведения широкомасштабной реформы. Центральным властям важно наблюдать, какие ведомства приняли вызов и взялись за дело, выявлять многообещающие возможности. Поощрение пилотных схем проведения реформы и экспериментов в отдельных федеральных ведомствах, на региональном и местном уровнях с большей вероятностью обеспечит необходимую динамику трансформации публичного администрирования, чем простое ожидание всеобъемлющей реформы.

Прагматический подход, создающий новые возможности, заключается в разумном использовании «функциональных обследований» - экспертизы функций и структур государственных организаций. Британские инноваторы, например, такие обследования проводят путем разработки дерева решений – последовательности вопросов о том, должны ли данные функции выполняться, могут ли они более эффективно и действенно осуществляться другими ведомствами, как это отразится на структуре13.

Дерево решений

  1. Какие результаты (целевые параметры) вы хотите получить?

  2. Должно ли государство участвовать в достижении этих результатов?

Если не должно, ликвидируйте, продайте, передайте настоящий актив или откажитесь от существующих функций.

3. Должно ли государство осуществлять эту деятельность?

Если не должно, как лучше всего поступить? Инноваторы предлагают, например, следующие альтернативы:

• Передача работ по контракту.

• Налоговое стимулирование и дестимулирование.

• Франчайзинг.

• Субсидирование производителей (гранты, кредиты, паевое инвестирование, благоприятная политика государственных закупок, благоприятная инвестиционная политика).

• Предоставление в пользование объектов государственной собственности.

• Разделение рисков (страхование, гарантирование кредитов).

• Информирование потребителей.

• Регулирование спроса с помощью вознаграждений или налогов.

• Развитие партнерства между государственными организациями и частными фирмами.

  1. Если да, то на каком уровне правления должна вестись эта деятельность?

• Федеральном.

• Региональном.

• Местном.

  1. Если вести данную деятельность должно государство, могут ли быть разделены политические и административные функции?

Если да, то есть два варианта:

• Гибкие условия работы.

• Конкурентные контрактные системы.

  1. Как стимулировать и поощрять результативную работу административного учреждения?

Варианты включают:

• Внутреннее управление организациями.

• Управляемая конкуренция.

• Управление по результатам.

По оценкам российских экспертов структура оплаты труда государственных служащих не обеспечивает надлежащей мотивации. Заработная плата и надбавки к ней устанавливаются согласно двум тарифным сеткам для центрального аппарата (министерств и других органов исполнительной власти) и четырем тарифным сеткам для работников на местах, которые подразделяются на категории в зависимости от размеров субъекта Федерации, района или муниципального образования, в которых они работают. В результате премии и надбавки используются как компенсация низкого должностного оклада. Они не являются стимулами для служащих, поскольку считаются частью фиксированной заработной платы, и должностные лица ищут возможности выполнять «левую» работу в служебное время по месту основной занятости.

  1. Должна ли организация быть подотчетной своим потребителям?

Если да, варианты включают:

• Потребительский выбор.

• Конкурентный выбор.

• Гарантии качества для потребителей.

  1. В каких сферах должен сосредоточиваться контроль за ресурсами и деятельностью организации?

• Центральные административные ведомства.

• Высшее руководство организации.

• Рабочие коллективы внутри организации.

  1. Как мы должны изменить административную культуру?

  2. Как наладить связи с общественностью?

Осуществление посредством подобных вопросов функциональное обследование административного учреждения позволяет выявить необеспеченные финансированием правовые мандаты, уточнить целевые параметры и перестроить основные системы: бюджетную, кадровую, снабженческую и контрольно-ревизионную.