logo
bilety2

Области диагностического исследования административного учреждения.

В ниже приведенных примерных списках указываются предметы, их определения и методы исследования. Это позволит социологу–консультанту наиболее полно описать предметную область диагностики, которая поможет понять характер административной организации, оценить уровень ее деятельности, выявить неиспользуемые ресурсы и определить возможные улучшения.

1. Стратегия. Контрольный список вопросов для анализа целевой ориентации административного учреждения, факторов эффективного управления (политика, организация, персонал), выявления «болевых точек» технических, административных и культурных параметров организации.

Предмет

Определение

Методы

Методология

Методы определения цели и задач

Принципы разработки политики, организационных мероприятий и планов работы с персоналом

Тестирование

Организационный аудит

Ориентация

Оценка ориентации администрации

Тестирование

Стратегический выбор

Оценка основных выборов (на административные или общественные интересы)

Фокус-группа

Параметры

Оценка состояния факторов, заданных техническими, административными и культурными параметрами организации

Организационный аудит

Ключевой вопрос – уточнение цели учреждения. Прояснение данного вопроса – стартовое условие и руководство к действию для составления, выбора и уточнения стратегии достижения целевых параметров, т.е. результатов, которых организация стремится достигнуть в долгосрочной перспективе.

  1. Человеческие ресурсы. Контрольный перечень вопросов призван выявить влияние кадровой политики, ее принципов и критериев, применяемых к отбору, оценке, повышению квалификации персонала, поощрению работников, на деятельность и перспективы развития административного учреждения.

Предмет

Определение

Методы

Управление человеческими ресурсами (УЧР)

Концепция и политика

Схема анализа УЧР

Структура персонала

Возраст, пол

Компетентность (по категориям)

Условия найма

Текучесть кадров

Анализ документов

Комплектование и отбор

Практика комплектования штатов

Практика отбора претендентов

Опрос

Фокус-группа

Обучение и развитие

Оценка персонала

Перспективы продвижения по служебной лестнице

Организация, формы и методы обучения

Анализ документов

Тестирование

Оплата труда и мотивация

Система оплаты труда

Уровни и дифференциалы в оплате труда

Оплата (премирование) по результатам труда

Моральные стимулы

Анализ документов

Опрос

Отношение труда и управления

Природа этих отношений

Влияние на управление

Тестирование

Ключевой момент в данной области – стимулирование и мотивация персонала на последствия (результаты) труда. Обслуживающие государственные организации по возможности помещают чиновников в конкурентную среду, создавая тем самым, зависимость их доходов от потребителей.

  1. Административная деятельность и ее эффективность. Первая группа проблемных вопросов связана с профильным анализом основного рабочего процесса: какова его цель, ориентирован ли он на потребителя; кто управляет процессом; какие ресурсы используются для его организации и т.п. Вторая группа вопросов сводится к оценке эффективности административной деятельности, определению критериев, показателей и др.

Ключевая проблема – подотчетность административного учреждения. Перед кем оно несет ответственность: государством или обществом? Исходя из этого выводятся показатели экономности, действенности и эффективности исполнительской деятельности.

Предмет

Определение

Методы

Управление рабочим процессом

Концепция

Применяемая стратегия

Анализ документов

Фокус-группа

Процедуры и технологии

Тип, уровень, сложность

Наблюдение

Организация процесса

Схема течения процесса

Ресурсы и поставщики

Характеристики исполнения процесса

Анализ документов

Наблюдение

Опрос

Метод ПАП

Поддержка и контроль

Планирование, координирование, учет

Анализ документов

Опрос

Показатели экономии

Стоимость входящих ресурсов

Метод ЭДЭ

Показатели действенности

Степень достижения цели

Метод

ЭДЭ

Показатели эффективности

Продуктивность, производительность, рентабельность

Метод

ЭДЭ

Позиция на рынке услуг

Достигнутое положение (лидерство и т.д.)

Анализ документов

Тенденции

Положительные и отрицательные факторы, влияющие на эффективность

Факторный анализ

Повышение эффективности

Программа повышения эффективности

Анализ документов

  1. Культура. По мере расширения диагностического анализа социолог-консультант углубляет свои представления об обследуемом административном учреждении. Это дает возможность обнаружить влияние уточненных целей организации, стимулов, системы отчетности на привычки, ментальность и умонастроения людей.

Особого внимания потребуют вопросы стиля руководства ключевых сотрудников, соответствия индивидуальных особенностей работников организационной культуре и др.

Предмет

Определение

Методы

Предназначение организации

Ориентация на административные или общественные интересы

Тестирование

Ключевые сотрудники

Отношения к переменам

Преобладающий стиль руководства

Наблюдение

Тестирование

Распределение властных полномочий

Должности или лицу

Фокус-группа

Контакты

Приказные или конвенциональные

Социометрия

Дисциплина

Добровольная или принудительная

Наблюдение

Принятие решений

Индивидуальное или коллективное

Метод ПАП

Информация

Достояние всего персонала или отдельных лиц

Опрос

Критерии отбора кадров

Профессиональные, нравственные, политические

Анализ документов

Карьера

Ротация, возможности стажировок

Опрос

Привилегии

Социальная и правовая защита

Анализ документов

Особые условия

Персональные автомобили, отдельная столовая, закрытая поликлиника, дачи

Наблюдение

Интервью

  1. Связи с общественностью. Административные учреждения, оказывающие публичные услуги гражданам, посредством ПР-деятельности осуществляют связи с общественностью. Социолог-консультант осуществляет помощь руководству организации при принятии управленческих решений с ориентацией на настроения и возможные ответные реакции общественности. Он призван построить картину о состоянии массового сознания, уровне авторитета, репутации административного учреждения.

Ключевая часть – определение характера внутреннего поведения (устойчивость отношений, сплоченность работников) и внешних действий, поддерживающих равновесие организации с социальным окружением, что должно обеспечить атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества.

Предмет

Определение

Методы

Управление общественными отношениями

Концепция и стратегия

Анализ документов

Среда

Рынок публичных услуг

Портфель заказов

Фокус-группа

Анализ документов

Миссия

Программа публичных услуг

Анализ документов

Сегментация общественности

Структура целевых аудиторий

Опрос

База потребителей

Первичные, вторичные и внутренние клиенты

Фокус-группа

Технология

Алгоритм действий

Наблюдение

Информационная деятельность

Значение, охват, частота, влияние

Опрос

Каналы коммуникации

Средства, престижность, качество

Наблюдение