logo search
Учебник Социология молодежи Бабинцев

1. Функции системы образования.

Образование молодежи представляет собой одну из основных сфер ее деятельности. Эта сфера, в которой вследствие высокого уровня институционализации образовательной деятельности процессы социализации приобретают упорядоченные формы, общественно значимые стандарты и ориентиры. Система образования представляет собой социальный институт, включающий совокупность ресурсов и ролей, необходимых для передачи знаний и культурных ценностей от одного поколения к другому.

С точки зрения Т. Парсонса, образование является одним из институтов, выполняющих в обществе функцию трансляции и поддержания социального образца, благодаря которой общество сохраняет идентичность на протяжении длительных периодов своего развития.

В условиях информационного общества образование представляет собой один из «локомотивов», способных вывести страну из социокультурного кризиса. «Образование является важнейшим фактором экономического роста страны, - подчеркивают Ж.И. Алферов и В.А. Садовничий. – Поэтому необходимо усиление внимания со стороны государства к системе образования, расширение государственной поддержки этой сферы, исходя из стратегических интересов страны. Именно такой подход позволит российской экономике без существенных потерь адаптироваться к мировым тенденциям»2.

Молодежь является одним из основных субъектов образовательного процесса и в качестве потребителей образовательных услуг, и в качестве агентов формирования образовательных ценностей, установок и оценок.

Базовыми функциями системы образования применительно ко всему современному обществу и к молодежи являются:

  1. социализация. Если первичная социализация ребенка осуществляется, главным образом, в семье, то вторичная социализация осуществляется, прежде всего, в образовательных учреждениях;

  2. частное проявление функции социализации – передача навыков трудовой деятельности, профессиональных знаний, необходимых для последующей трудовой деятельности молодых людей;

  3. трансляция ценностей, традиций, жизненных практик, социального опыта, обеспечивающая преемственность общества на различных этапах его развития, сохранение социального порядка;

  4. интеграция общества. Эта функция обеспечивается за счет трансляции посредством системы образования общих ценностей и норм;

  5. компенсация социальных ограничений в других сферах деятельности, в том числе, трудовой. Данная функция особенно актуальна в условиях насыщенности рынка труда, высокого уровня безработицы. Продолжение образования молодежью после школы является способом реализовать социально одобряемое поведение.

Наряду с традиционными, базовыми система образования выполняет и ряд дополнительных функций. Она, в частности, превращается в долгосрочный ресурс общественного развития. При этом реализация целей развития возможна только при наличии избыточного образовательного потенциала1. На практике это означает, что выпуск специалистов всеми образовательными учреждениями должен несколько превышать потребности регионального рынка труда. Уровень их подготовки - превосходить современные стандарты; а потребности в образовании – наличные возможности. Безусловно, такая ситуация создает ряд трудностей как для органов власти и управления, так и для каждого отдельного человека, получающего профессиональное образование, однако, на наш взгляд, эти трудности преодолимы при условии высокой профессиональной мобильности населения и эффективного регулирования рынка рабочей силы.

Во-вторых, система образования все чаще становится наиболее эффективным, с точки зрения перспектив развития и преодоления кризисных тенденций, социальным институтом. Это, с одной стороны, обусловлено особым статусом знания, которое превращается в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе. Д. Белл в свое время писал: «Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования) можно сказать, что именно знание, а не труд выступают источником информации»2. Он подчеркивал: «Я стою на том, что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют поворотные пункты современной истории. Первый поворотный пункт – изменение самого характера науки. Наука как «всеобщее знание» стала основной производительной силой современного общества. Второй поворотный пункт – освобождение технологии от ее «императивного» характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент»1.

С другой стороны, повышение значения образовательной системы определяется возрастанием роли «человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения»2. Данные исследования Института социологии РАН (2007 г.) дают основание утверждать, что наличие высшего образования является существенным фактором адаптации молодежи на рынке труда, удовлетворенности профессиональной деятельностью, реализации профессиональных предпочтений и интересов. При том, что по специальности работают 48% опрошенных молодых людей в целом, в группе лиц, получивших высшее гуманитарное или экономическое образование доля работающих по специальности возрастает до 60%. Среди получивших высшее техническое или естественнонаучное образование – 71%. Значительно меньше тех, кто работает по специальности, среди получивших среднее специальное и общее среднее образование (44% и 32% соответственно)3.

Особая роль образования для реализации концепции стабильного социального развития и для функционирования общества в целом превращает образовательную систему не только в долгосрочный ресурс развития, но и в один из главных инструментов реализации национальных интересов, не менее значимый, чем экономика.

В-третьих, условием стабильного социального развития является обеспечение социальной безопасности. Эта роль системы образования определяется тем, что в ее рамках формируется и развивается интеллектуальный потенциал, который является необходимым условием для прогнозирования и предотвращения опасностей и угроз, подрывающих существование отдельных стран и всего человечества.

Реализация системой образования всех этих социальных функций обусловлена комплексом факторов, среди которых наиболее существенным является характер системы образования в обществе. На него, в свою очередь, влияет комплекс факторов более широкого социального контекста, в частности: объем государственного финансирования и государственная образовательная политика, доступность образования для различных социальных групп, связь фактора образования с факторами трудоустройства, дохода и др.

Особое значение образования в современном обществе привело к формированию концепции непрерывного образования, или «образования через всю жизнь». Принятие ее означает, что процесс образования не заканчивается приобретением профессии, как это было в течение длительного времени, но полученные в ходе обучения знания и навыки предполагают их постоянное обновление с использованием новейших образовательных технологий.

В тех или иных конкретных условиях система образования реализует не только функции, но и дисфункции. К ним можно отнести следующие:

- социальная сегрегация и дезинтеграция общества. Система образования в современном обществе становится все в большей степени фактором закрепления социального неравенства. В силу платности образования, сокращения количества бюджетных мест, приоритетными в структуре студенчества становятся группы материально обеспеченной молодежи. В то же время выходцы из семей среднего достатка (в том числе представителей интеллигенции) все более оттесняются на периферию образовательного процесса. Показателен в данном отношении факт их сосредоточения на заочном и вечернем отделениях вузов с более щадящими условиями оплаты;

- увеличение безработицы. Так, количественное увеличение учебных заведений и учащихся в них молодых людей способствует формированию избыточного трудового предложения, снижения работодателями заработной платы в условиях, когда существует очередь на ту или иную вакансию;

- создание дисбаланса на рынке труда. За последние 10 лет существенно снизились масштабы подготовки высшими и средне-специальными учебными заведениями специалистов инженерно-технического профиля для реального сектора экономики. Аналогичная ситуация – и в отношении подготовки квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования. В еще большей степени испытывают дефицит молодых специалистов научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения. Доля работников пенсионного и предпенсионного возрастов достигает в них 50%;

- выпуск на рынок труда неквалифицированных и некомпетентных специалистов. Эта тенденция характерна, прежде всего, для негосударственных вузов, которых в настоящее время насчитывается в России более 400. Аналогичная тенденция характерна и для филиалов государственных вузов, число которых за последние 10 лет выросло в несколько раз и составляет около 1200. Также на качество подготовки специалистов повлияло существенное увеличение количества студентов, обучающихся по заочной форме обучения. С 1993 по 2006 гг. удельный вес заочников увеличился с 29,5 до 42,9% от всех студентов1. Одним из базовых факторов снижения качества подготовки специалистов в вузах является система получения платного образования. Вузы (в стремлении получить прибыль) увеличивают коммерческий набор на престижные специальности и представляют на рынок «некачественный продукт». Поток недостаточно подготовленных работников увеличивает напряженность, в первую очередь, на региональных рынках труда, и образование все более становиться сферой столкновения экономических интересов;

- дестабилизация общественного сознания, когда повышенные запросы, сформированные высоким уровнем образования приходят в противоречие с ограниченностью социального капитала – доходов, квалификации, творческого и свободного характера труда и др. Система образования потенциально является одним из средств решения данной проблемы. Однако реальностью нынешнего дня является дифференциация молодежи в отношении возможностей получить качественное образование. Рост стоимости образовательных услуг делает их недоступным для детей из семей со средним достатком, а тем более находящихся за пределами черты бедности. Данный фактор постепенно становится одним из источников социальной поляризации и в перспективе – социальной конфронтации. Кроме того, увеличение доли тех, кто получил формально престижное образование за счет финансовых возможностей, и вопреки способностям, отрицательно влияет на потенциал государственной и региональной элиты.

В ситуации, когда образовательные услуги становятся одним из наиболее ценных товаров, спрос на них (а соответственно и предложение) постоянно растет, сфера образования все более превращается в одну из сфер перераспределения всех видов ресурсов. При этом часть из них перераспределяется через криминальные по своей сути каналы. В системе образования увеличивается количество экономических преступлений и злоупотреблений, растет коррупция. Показательно, что, по данным исследования «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», проведенного под руководством Г. Саттарова, не менее 20% абитуриентов становятся студентами за взятку.

Существенно и то, что подобная практика негативно сказывается на системе ценностей молодежи. Г. Саттаров утверждает: «Наш анализ показывает, что сейчас пребывание в ВУЗе влияет на изменение отношения к коррупции, оно становится более прагматичным, коррупция становится естественным инструментом решения проблем. Молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, с самого начала сталкиваются с коррупцией, привыкают с ее помощью решать свои проблемы, преодолевать препятствия, начинают считать ее естественной частью социальной среды»1. По данным опросов общественного мнения, в сознании респондентов фиксируется устойчивое доминирование денег над знаниями как ведущего фактора поступления в высшее учебное заведение. Некоторый оптимизм внушает то, что за последние пять лет значение денег снизилось – в 2003 г. о том, что самое главное – это деньги, утверждали 61% респондентотв, в 2008 г. – 49%. О ведущей роли знаний пять лет назад говорили 19%, теперь – 33%1. Однако сохраняющаяся диспропорция является достаточно иллюстративной для характеристики факторов получения высшего образования в настоящее время.

Легальная и нелегальная прибыль от этих услуг предоставляет широкие возможности для формирования крупных состояний тем людям и корпорациям, которые контролируют финансовые потоки. Практика показывает, что этого вполне достаточно для превращения системы образования в объект внимания организованной преступности.

Неоспоримым фактом является то, что большая часть молодых людей, получивших высшее образование, впоследствии эмигрирует за границу. По данным А.И. Турчинова, только за последние десять лет Россия уже недосчитывается примерно 1,5 миллиона высококвалифицированных специалистов, в том числе из них 12-15% кандидатов и около 2% докторов наук, которые оказались востребованными за границей. Если бы промышленно развитые страны, в которые выехали эти специалисты, тратили средства на их подготовку, то суммарные расходы составили бы для них 1 триллион долларов2.

В данном случае Россия выступает своеобразным поставщиком интеллектуальных ресурсов для других стран, при этом ее затраты на подготовку этих ресурсов чрезвычайно высоки. Следствием данного обстоятельства является подрыв экономической безопасности и снижение интеллектуального потенциала общества.

Указанные обстоятельства дают основания для вывода о возникновении и развитии в рамках системы образования (на федеральном и региональном уровнях) потенциальных источников социальных опасностей и угроз, которые негативно воздействуют на социальные процессы.

Крайне противоречивая ситуация складывается в отношении реформирования системы образования, в основе которой лежит установка на введение стандартов, определенных так называемым «Болонским процессом». Безусловно, с одной стороны, реформирование системы образования повышает уровень его доступности за счет роста перечня и качества реализуемых программ общего, профессионального и дошкольного образования, увеличивает долю молодежи, включенной в эти программы3. С другой стороны, сохраняют свое значение, а в ряде случаев и увеличивают влияние барьеры на пути получения качественного образования. Мониторинговое исследование по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования, проведенного в Белгородской области по гранту НФПК показало, что главным среди этих барьеров является социокультурный барьер. Он существенно влияет на степень их выраженности и определяет иерарахию основных факторов и складывается из нескольких компонентов. Во-первых, его определяют образование, сфера занятости и должность родителей. Во-вторых, ценностно-целевые установки родителей и школьников в сфере образования и в жизни1.

Противоречивость процесса реформирования предопределяет неоднозначное отношение к нему со стороны общественности. В частности, в ходе социологического исследования, проведенного Г.Ф. Ушамирской в четырех российских регионах в 2002 году (N= 4000), лишь 22,4 % родителей положительно оценили идею реформы образования. И лишь немногим более трети работников (37,5 %) образования в той или иной мере подтвердили, что основные приоритеты реформы были выбраны правильно2.

Неоднозначной является реакция на модернизацию образования и работников образовательных учреждений различных уровней. В частности, для руководителей вузов, как свидетельствует заключение сотрудников Центра социологических исследований Министерства образования РФ, характерно «выжидательно-оппозиционное» отношение к модернизации образования3. Мнение значительной части ректорского корпуса довольно точно сформулировал в свое время ректор МГУ В.Садовничий: «В последнее время много говорилось о необходимости реформирования образования. Необходимость реформ в этой сфере вызвана как непростой экономической ситуацией, так и потребностями меняющегося общества. Однако реформы, на наш взгляд, должны исходить из долговременных интересов развития страны, быть в высшей степени взвешенными, осуществляться поэтапно, содействовать сохранению и приумножению интеллектуального потенциала общества»4.

Социологическое исследование «Реальные и потенциальные последствия реформ для учителей Белгородской области» (N = 530 учителей и директоров школ), проведенное авторами в рамках выполнения гранта НФПК в 2006 году, показало, что учителя и директора высказывают сомнение в успехе ряда реализующихся в системе образования проектов. Это касается идеи введения нормативно-подушевого финансирования и перевода финансирования образования на региональный уровень.

В ходе реформы в целом увеличилась нагрузка на учителя. Но при этом лишь меньшинство респондентов убеждены, что пределы их самостоятельности и ответственности расширились.

Вероятными последствиями нерешенных в настоящее время проблем реформирования образования в перспективе являются: снижение качества и доступности общего образования; маргинализация учительства, снижение уровня его компетентности; значительные кадровые потери в школе, особенно среди молодых учителей и учителей среднего возраста, которые еще могут найти себе другую работу; трансформация процессов образования детей в процедуру урокодательства, за которую платят; разрушение корпоративной культуры учительства.

Таким образом, система образования в России развивается в последние годы крайне противоречиво. Несмотря на продвижение в направлении модернизации, осуществляемой на основе европейских стандартов, сохраняется значительная доля рисков. Качественное образование оказывается не в равной мере доступным для молодых людей.