2. Экономическое поведение молодежи.
Экономическое поведение молодежи представляет собой систему действий, посредством которых молодой человек взаимодействует с экономическими и институтами и другими людьми в процессе общественного производства, распределения и обмена.
Можно выделить три основных стратегии экономического поведения молодежи в зависимости от того, как они оценивают роль работы в своей жизни. Стратегия прагматического поведения исходит из того, что работа является источником исключительно материальных благ и материального благополучия. Такой тип предполагает сознательную ориентацию на зарплату, внешние материальные стимулы независимо от содержания профессиональной деятельности. Носители данной стратегии в среде молодежи весьма мобильны, с легкостью меняют род занятий, место работы, рассчитывают, прежде всего, на свои силы или на своих родственников, а не на государственную молодежную политику.
Стратегия профессионального поведения предполагает основную ценность работы – в содержании труда, в раскрытии личностных способностей, профессиональном росте, проявлении инициативы и творчества. В случае потери работы большинство носителей такой стратегии ищет новое место работы только по специальности, что значительно ограничивает возможности их трудоустройства.
Наконец, стратегия безразличного (конформистского) поведения предполагает отношение к работе, выражающееся в утверждении, что она вообще не представляет никакой ценности, лучше вообще не работать. Носители такой стратегии готовы приспособиться к любому виду деятельности, при потере работы с легкостью меняют профессию, так как не обладают профессиональными амбициями и не рассчитывают на профессиональный рост при любой работе. Сфера их интересов вообще далека от профессиональной деятельности1.
С точки зрения В.Т. Лисовского, «можно говорить о двух основных модусах жизни: 1) ориентированном на труд, на профессиональное самовыражение, когда работа является главным социальным отношением для человека. По самым оптимистическим подсчетам, таких молодых людей насчитывается нынче [на середину 1990-х гг. – В.Б., Е.Р.] от одной пятой до одной трети (в разных группах молодежи; 2) ориентированном на внетрудовые ценности (прежде всего на семью, которая становится главной жизненной ценностью и базисом существования человека). Носители прагматического и безразличного трудового типов поведения, как правило, выбирают второй модус жизни»2. Таким образом, ориентация на семью является не только позитивным явлением, свидетельствующим о росте значимости семейных ценностей в сознании молодежи, но и индикатором нестабильности экономической ситуации и неразвитости потребности молодежи в профессионализме.
По данным современных опросов, работу, дело в качестве важнейшей сферы жизни декларируют больше половины молодых респондентов. Так, по результатам опроса, проведенного исследовательской группой «Циркон» в 2006 г., 57% молодежи придерживаются такой позиции и еще 33% ориентируются на карьеру, продвижение по службе.3. В то же время данные различных региональных исследований показывают более низкую профессиональную мотивацию жизненных стратегий молодежи. Так, по данным исследования «Социальное аутсайдерство молодежи в Белгородской области: причины, механизмы и социальные следствия» (2006 г.), жизненный успех молодые люди связывают, прежде всего, с семейным счастьем (55,6%), и лишь затем – с возможностью реализовать свой талант и способности (30,8%), с профессиональной самореализацией (25,6%) и карьерой (23,6%). Причем, 14,2% молодых людей считают, что они не смогут получить хорошее образование и востребованную профессию, 36,2% - что не смогут устроиться на хорошую работу по специальности, 17% - не смогут добиться материального благополучия.
По результатам опроса, проведенного в Вологодской области в 2006 г., около 30% молодых вологжан считают, что для достижения жизненного успеха нужно стать хорошим профессионалом в своем деле1.
Масштабное исследование, проведенное Институтом социологии РАН в марте-апреле 2007 г., выявило среди молодежи 17% тех, для кого работа, профессионализм, любимое дело приоритетны по отношению к иным сферам жизни2.
В целом, молодежь на российском рынке труда выступает в качестве наиболее мобильной части населения, характеризующейся относительно более высокой скоростью адаптации к требованиям рынка. Можно с определенной условностью говорить и о том, что российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет).
Российская молодежь в выборе профессии и места работы в идеале ориентирована на любимое дело. Но материальные запросы и необходимость зарабатывания денег зачастую корректируют «идеальное» трудовое поведение. Тем не менее, почти половина молодых людей (48%) работают по полученной ими специальности. В настоящее время реже, чем 10 лет назад, молодым людям приходится «забывать про свой диплом» (10% против 19%). Однако около пятой части всех молодых людей никогда по специальности не работали - и эта цифра остается неизменной. Кроме того, примерно пятая часть опрошенных молодых людей за последние три года не использовали ни одной возможности для того, чтобы улучшить свое образование, повысить квалификацию или получить новые навыки1.
Безусловно, экономическое поведение молодежи, принадлежащей к различным статусным группам, довольно существенно различается. Однако, к сожалению, в современной социологии молодежи эти особенности пока изучены недостаточно, несмотря на то, что Институт социально-политических исследований (ИСПИ) РАН проводит мониторинг «Социальное развитие молодежи» в связи с процессами социально-экономической трансформации российского общества.
Для экономического поведения современной российской молодежи, как свидетельствуют данные мониторинга, проводимого ИСПИ РАН в 1990 – 2002 году (рук. В.И. Чупров), типичны два направления мобильности: 1) из сферы материального производства в сферу услуг; 2) из государственного сектора сектора экономики в негосударственный2. В принципе эти направления соответствуют тенденциям развития общества от индустриальной стадии к постиндустриальной. Однако нельзя не отметить, что одним из негативных следствий их проявления стал дефицит молодых квалифицированных кадров в рабочих профессиях. В ряде случаев он принимает катастрофические для отдельных отраслей и предприятий размеры. В то же время перепроизводство специалистов с высшим образованием по невостребованным специальностям обрекает их обладателей на хроническую невостребованность на рынке труда.
«Сужение» государственного сектора в среде молодежи в последнее десятилетие фиксируют и исследования Института социологии РАН, проведенные в 1997-2007 гг. За это время значительно сократилась доля молодежи, работающей в государственном секторе (с 40% в 1997 году до 28% в 2007 году). При этом более чем в полтора раза выросла доля тех, кто работает на частных предприятиях (рис. 1)3.
Рисунок 1.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках