2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
В течение последних 10-15 лет семья, брак, дети устойчиво занимают лидирующее место в перечне базовых ценностей российской молодежи.
Семья представляет собой одну из базовых микросоциальных общностей, формирующуюся вследствие взаимного стремления мужчины и женщины к сексуальным и эмоциональным контактам, рождению и воспитанию детей, совместному ведению хозяйства. Семья является важнейшим институтом социализации, безусловно доминирующим в первые годы жизни ребенка. Стремление к созданию семьи реализуется посредством брака.
Брак определяется как форма отношений между мужчиной и женщиной, регулируемая государственными и общественными институтами и устанавливающая комплекс взаимных обязательств супругов.
По результатам опроса, проведенного исследовательской группой «Циркон» в 2006 г., семью, детей, дом в качестве ведущей сферы жизни указывают 67% молодежи (в 2005 г. – 65%), что является вторым по значимости показателем после учебы образования (69%). Еще 57% отмечают работу, дело и 33% - карьеру, продвижение по службе1. Данные различных региональных исследований демонстрируют еще большую значимость семейных ценностей в жизненных стратегиях молодежи. Так, по данным исследования «Социальное аутсайдерство молодежи в Белгородской области: причины, механизмы и социальные следствия» (2006 г.), жизненный успех молодые люди связывают, прежде всего, с семейным счастьем (55,6%), и лишь затем – с возможностью реализовать свой талант и способности (30,8%), с профессиональной самореализацией (25,6%) и карьерой (23,6%)2.
По данным исследования «Молодежь Иркутской области», в 2006 г. свыше половины опрошенных (51%) заявили о готовности создать семью в современных условиях, что на 12% больше, чем в 2004 г. При этом основные функции семьи, по мнению молодёжи, - репродуктивная (22,7%), а также функция воспитания и содержания детей (27,9%). Эти социальные установки подтверждаются и статистическими тенденциями роста числа зарегистрированных браков, а также уменьшением количества разводов3.
Исследование, проведенное в 2003 г. в Свердловской области, выявило у молодежи высокую ценность семьи (ее указали 67,7% респондентов), но существенно менее высокую ценность детей (26,3%) – меньше, чем ценность здоровья (49,9%), хороших друзей (29,2%), жизненного успеха (27,2%) и интересной работы (26,7%). Это же исследование продемонстрировало тот факт, что если ценность семьи фактически не зависит от возраста респондентов, то ценность детей с возрастом существенно возрастает. Для 14 - 19-летних дети являются ценностью в 13,4% случаев, то для 25 - 30-летних – в 45,9% случаев. Категорически не хотят иметь детей лишь 1,6% молодых респондентов в Свердловской области. 11,2% имеют установку на одного ребенка; 69,2% - на двух; 18,0% - на трех и более. Однако следует отметить, что вопрос в данном случае ставился относительно числа детей, которые хотели бы иметь, «если бы для этого были созданы все необходимые условия»1.
В целом, как свидетельствуют результаты исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2007 г., «семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян, наряду с такой ценностью, как создание материального достатка»2. Причем, в отношении семейных ценностей отчетливо фиксируются безусловно достижительные мотивации. Так, около четверти опрошенных (24%) отметили, что уже смогли создать прочную, счастливую семью. Подавляющее большинство представителей молодежных групп указали, что еще не достигли этого, но им вполне это под силу (70%). И главным для создания семьи молодежь, как и старшее поколение, считает взаимную любовь, склонность (73%), а затем уже материальные факторы: наличие отдельного жилья (58%) и приемлемого уровня доходов 961%), позволяющих молодым семьям жить отдельно от родителей)3.
Таким образом, декларация значимости семейных ценностей подкрепляется конкретными практиками молодежи по созданию семьи либо устойчивыми ориентациями на создание семьи в будущем.
Другим важнейшим аспектом демографического поведения является так называемое репродуктивное поведение, связанное с рождением детей.
Данные общероссийского исследования, проведенного ИСПИ РАН в 2002 г., говорят о незначительности удельного веса молодых людей, не желающих иметь детей (2,3%). Одного ребенка хотят иметь 25,9%, на двух ориентированы 51,4%, на трех и более – 8,9%. Однако реальное количество детей в молодых семьях значительно меньше. Подавляющее большинство семей (57,8%) имеют одного ребенка, 11,5% - двух, 0,7% - трех и более. У 30,0% молодых семей детей нет.
Основная движущая сила репродуктивного поведения - потребность в детях. Это «социально психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и определенного их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации»4. Количественная определенность потребности в детях раскрывается в понятии «репродуктивные установки», а качественная – «репродуктивные мотивы». Репродуктивные установки выражаются в желании (или его отсутствии) иметь детей и их желательном количестве, в репродуктивных мотивах. Последние представляют собой состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Как считает В.М. Медков, репродуктивные мотивы, будучи самостоятельной психической сущностью, являются одновременно и составной частью структуры установок (их поведенческого, побудительного компонента).
Выделяются экономические, социальные и психологические типы репродуктивных мотивов. Экономические побуждают к рождению того или иного числа детей, чтобы добиться определенных целей, связанных со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить свой экономический статус. Социальные мотивы стимулируют рождение определенного числа детей в рамках бытующих социокультурных норм детности. Психологические связаны с тем, что через рождение определенного числа детей достигаются глубинные внутренние цели личности1.
Среди главных причин, негативно влияющих на решение о рождении ребенка, лидируют неблагоприятные социальные и экономические условия жизни – 21,7% ссылаются на материальные трудности, столько же – на неопределенность ситуации в стране, боязнь за будущее детей2. Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивные установки молодежи, можно считать материальный достаток в семье. Однако не все демографы согласны с подобным определением места материального благосостояния (дохода) в структуре факторов репродуктивного поведения населения. Некоторые исследования показывали наличие обратной связи между уровнем дохода и числом детей – так называемый «парадокс обратной связи». На число детей в семье и репродуктивное поведение, видимо, влияет не просто размер дохода, а оценка индивидом и семьей своего уровня жизни3.
В настоящее время среди молодежи распространена модель демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого являются предпочтение бездетной или однодетной семьи, снижение брачности, высокий уровень одобрения альтернативных форм семейно-брачных отношений (гражданский брак, свободные отношения, гомосексуальные семьи и др.). Безусловно, в семейно-брачных ориентациях молодежи преобладает установка на традиционный зарегистрированный брак (70%). Но для части респондентов (17%) более привлекательным является гражданский брак, а для 5% - внебрачные отношения. Одинокий образ жизни выбирают 2% респондентов, 6% ориентируются на иные формы отношений (гомосексуальные, групповые и др.)1. Однако исследование, проведенное в Свердловской области, выявило существенную отрицательную взаимосвязь между возрастом респондентов и распространенностью неофициальных браков. Так, среди 14-19-летних в официальном браке состоят 3,6% и в неофициальном – 4,1%. Среди 20-24-летних – распределение, соответственно, 16,6 и 15,0%, среди 25-30-летних – 56,7 и 13,8%2.
В целом, демографическое поведение молодежи характеризуется рядом противоречий. В их числе следующие:
- между сохранением преобладающей установки на традиционные формы брака и утверждением в сознании значительной части молодежи мысли о естественности альтернативных форм семейно-брачных отношений;
- между объективной необходимостью воспроизводства населения и усилением ориентации молодежи на однодетную и бездетную семью;
- между потребностью иметь детей и отсутствием необходимых условий для их полноценного воспитания и развития3.
Специфическим объектом внимания социологов является молодая (или молодежная) семья. Следует отметить, что в современной социологии применяются различные определения молодой семьи, в зависимости от подхода к построению классификации семей. В частности, довольно распространена типология жизненного цикла, под которым подразумевается семейный цикл последовательности стадий с указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейной жизни и сроки отдельных стадий4. Согласно этой типологии семьи делятся на: семью молодоженов, молодую семью, семью ждущую ребенка, семью среднего супружеского возраста, семью старшего супружеского возраста и пожилую супружескую семью. В рамках данной типологии допустимо выделять следующие типы семей: молодую (возраст супругов до 30 лет, стаж брака - до 5 лет), зрелую (возраст супругов 30 - 55 лет, возраст детей 10-25 лет) и пожилую (состояние «пустого гнезда», выход на пенсию одного из супругов)5.
Молодая (молодежная) семья представляет собой брачный союз, возраст супругов (в ряде нормативных актов – одного из супругов) в котором не превышает 30 лет, а стаж семейной жизни не более пяти лет. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). В качестве специфической формы молодой семьи можно дополнительно рассматривать семью «матери-одиночки» в возрасте до 25 лет. При этом не оговаривается возможность или обязательность раздельного проживания с родительской семьей, что обусловлено спецификой жилищной ситуации в России.
Молодые семьи находятся в наиболее сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. Следствием материальных проблем, проблем, обусловленных сложностью налаживания отношений между молодыми супругами, а также между ними и референтной средой, которая довольно часто является неблагоприятной, является нарастание конфликтов. В этой связи актуализируется вопрос о регулировании брачно-семейных отношений в молодежной среде. Поскольку процесс регулирования возможен лишь при определении некоторого нормативного (желаемого) состояния, представляет интерес определение модели благополучной молодежной семьи. И. Свинцов в данной связи пишет: «Под благополучной молодой семьей понимается семья, которая:
- осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;
- в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной ее поддержки;
- обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом»1.
Для реализации государственной политики в отношении молодой (молодежной) семьи целесообразно:
- внести изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации №712 от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики»; разработать и принять федеральный закон «О государственной поддержке семей в Российской Федерации», предусмотрев в нем, прежде всего, комплексные меры поддержки молодых семей, а также разработать и принять Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки молодой семьи»;
- совершенствовать федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, развитие накопительно-кооперативных схем, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий молодых семей и др.);
- привести нормативные акты субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, регулирующим основы семейной политики, государственную поддержку молодой семьи;
- усилить государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе, и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
- обеспечить общественную экспертизу всех вносимых в Государственную Думу РФ законопроектов с позиций оценки их влияния на положение молодой семьи и создания условий для выполнения ею своих функций.
Финансовое обеспечение молодежной семейной политики достигается механизмом целевого государственного финансирования, включающего специальные инструменты решения специфических проблем молодой семьи, и призванного в полной мере выполнить федеральные и региональные социальные гарантии за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также за счет региональных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. Дополнительным инструментом финансового обеспечения могут стать федеральные и региональные фонды поддержки молодой семьи, в том числе частные и благотворительные, и страховые фонды.
Для информационно-аналитического обеспечения молодежной семейной политики требуется:
- формирование системы постоянного мониторинга демографических, социально-экономических, правовых, социально-психологических, воспитательно-образовательных и других проблем молодой семьи при проблемно-целевой и содержательно-тематической координации научных исследований различных научных и научно-исследовательских учреждений федерального и регионального уровней;
- подготовка ежегодных национальных докладов о положении российских молодых семей в целях информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления, общественных организаций и населения о проблемах молодых семей;
- совершенствование социальной и демографической статистики, отражающей положение семей, с включением в реестр ежегодной государственной статистики информации о состоянии и тенденциях развития молодых семей;
- разработка и реализация внеэкономических мер по усилению мотивации к рождению детей в российских семьях и обеспечению более благоприятных условий для их воспитания, образования, физического и духовного развития, предусматривающие периодическое наращивание этих мер с целью постоянного подкрепления их стимулирующего влияния;
- создание государственной системы духовно-нравственного воспитания молодежи в целях возрождения семейных, родовых традиций;
- проведение на регулярной основе информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение информированности органов власти и населения о демографической ситуации в стране, ее тенденциях и следствиях; на пропаганду здорового образа жизни и опыта жизнедеятельности социально-благополучных молодых семей; на профилактику разводов, заболеваний, алкоголизации, наркомании, курения;
- совершенствование социальной рекламы на основе конкурсов телевизионных программ и материалов периодической печати по освещению положительного опыта деятельности государственных структур и общественных учреждений в реализации молодежной семейной политики1.
В большинстве регионов России в настоящее время разработаны и реализуются программы поддержки молодежных семей. Например, в Белгородской области эта деятельность предполагает:
- обеспечение полного, качественного и эффективного информирования молодых семей о действующих программах по обеспечению их жильем;
- развитие и целевую поддержку молодежных жилищных комплексов и «домов молодежи» на основе использования механизмов удешевления стоимости жилья за счет муниципального заказа по обустройству сетей, благоустройству, использованию недостроенных площадок;
- ведение в муниципальных образованиях мониторинга обеспеченности молодых семей;
- выделение не менее 100 млн. рублей в качестве целевых заемных кредитов для молодых семей-участников кредитно-потребительского кооператива «Свой дом»;
- оказание первоочередного содействия молодым специалистам, работающим в сельской местности, и их семьям в строительстве и приобретении ими жилья;
- расширение разъяснительной работы по обеспечению молодых семей кредитами для приобретения и строительства жилья;
- создание сети «Детско-подростковых семейных клубов», организующих реализацию спортивно-досуговых программ для всей семьи по месту жительства;
- привлечение волонтеров в качестве сотрудников этих клубов и ряд других мер2.
Итак, семья и семейные ценности играют значительную роль в сознании и поведении современной российской молодежи. Однако процесс создания семьи осложняется для большинства молодых семей материальными трудностями, нерешенностью жилищной проблемы и недостаточной социально-психологической подготовленностью молодых людей к семейной жизни.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках