1. Понятие социализации.
Специфика молодежи как социальной группы заключается не только и не столько в психофизиологических особенностях, производных от возраста. Существенным качеством молодежи является незавершенность процесса социализации. От успешности его и зависит, в значительной мере, интеграция молодежи в общество, успешность социального взаимодействия молодых людей со своим окружением.
В основе процесса социализации лежат различия в ментальной сфере индивида, в его социальных характеристиках с социальным миром, внешним по отношению к нему. Соответственно, для того чтобы нормально ощущать себя в этом мире, индивиду необходимо сблизить свои характеристики со свойствами внешнего окружения. Объяснение процесса социализации предпринималось с начала XX в. различными направлениями социологии и социальной психологии. Так, Г. Тард рассматривал социализацию как процесс подражания молодых взрослым. Он выделил три основных социальных процесса: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основной закон всего сущего – всемирное повторение. Подражательность есть проявление этого закона. Отношение «учитель-ученик» рассматривается им в качестве типового. Г. Тард первым попытался описать процесс интернализации (перевод внешних требований во внутренние установки) норм через социальное взаимодействие.
Значительное влияние на развитие теории социализации оказало психоаналитическое направление общественной мысли. Личность, по З. Фрейду, представляет собой противоречивое единство трех элементов: 1) «Оно» (бессознательное), 2) «Я» (сознание индивида), 3) «Сверх-Я» (коллективное сознание). Социализация – противоречивый процесс (инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, с одной стороны, требования общества, законы, запреты, направленные на подчинение социальным нормам – с другой стороны). Важнейшая задача социализации – достижение компромисса, который бы принес счастье индивиду и группе.
Современное понимание социализации как процесса полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в рамках структурно-функционального направления. Один из его ярких представителей Т. Парсонс определял социализацию как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социетальной общности и устанавливают определенный социальный статус»1. Другой классик структурного функционализма, Р. Мертон выдвинул идею «разнообразия способов приспособления людей к целям и нормам в процессе социализации». В процессе социализации человек может принимать и отвергать ценности, следовать нормам либо отклоняться от них. Он различал следующие типы приспособления в зависимости от отношения к целям и средствам:
1) подчинение (от лат. conformis – подобный) – принятие целей и средств;
2) инновация (обновление) – принятие целей, отрицание средств;
3) ритуализм (от лат. ritual – обряд) – отрицание целей, принятие средств, стремление формально соблюдать «правила игры»;
4) ретреатизм (от англ. retreat – уходить) – отрицание целей и средств;
5) мятеж – отрицание целей и средств с их заменой новыми.
Современное представление о социализации исходит из того, что это – двусторонний процесс. С одной стороны, он представляет собой постоянную передачу обществом норм, ценностей и образцов поведения. С другой стороны, речь идет об усвоении их конкретной личностью.
Итак, социализация – это процесс усвоения индивидом социально значимых норм и ценностей, знаний и навыков, достижения социальных статусов и принятия социальных ролей, необходимых ему для успешного социального взаимодействия.
Социализация является процессом взаимодействия индивида и его непосредственного и опосредованного социального окружения. Ключевым психологическим механизмом социализации является интернализация. Общество определяет для своих граждан некоторые эталоны и задает им типические социальные черты в виде одобряемых моделей поведения. Эти модели должны быть привлекательными и понятными, так как только в этом случае человек изъявляет готовность усваивать их и превращать в индивидуальные нормы поведения.
В процессе социализация личность не только адаптируется к окружению, но и адаптирует окружение к своим потребностям и интересам.
Структурная модель социализации включает:
- социализирующегося индивида;
- нормы, ценности, знания, навыки и социальные роли, усваиваемые в процессе социализации;
- носителей норм и ценностей – агентов социализации. Агенты социализации подразделяются на первичных и вторичных. К первичным относятся семья, родственники, друзья, воспитатели, учителя. Их функции считаются взаимозаменяемыми. Вторичные агенты социализации – это носители специфических социальных ролей – представители государственных органов, правоохранительной системы, руководители организаций и учреждений и др.;
- институты социализации – учреждения, регулирующие процесс социализации – государство, образование, СМИ и др.
Социализация представляет собой крайне сложный процесс, включающий в себя как усвоение социальных образцов, так и их утрату и последующее восстановление. Проблема во многом определяется тем, что различные агенты социализации предлагают молодому человеку отличающиеся друг от друга и даже противоположные по содержанию ценности и нормы. В этой связи особое значение приобретает личностный выбор. Его осуществляет сам молодой человек на основании предлагаемых образцов, личного опыта, способностей и воли.
Процесс, в ходе которого индивид утрачивает ранее интернализованные нормы и ценности, замещая их новыми, называется десоциализацией. Как правило, десоциализация связана с радикальным изменением жизненной ситуации индивида, кардинальной сменой его окружения. Так существенным фактором десоциализации молодежи является призыв на срочную службу в армии. Восстановление ранее утраченных норм, ценностей, навыков и ролей называется ресоциализацией.
А.И. Ковалева, рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, предлагает несколько критериев для ее классификации.
Во-первых, по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный.
Во-вторых, содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности.
В-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию1.
Различие типов социализации определяется неоднородностью условий ее протекания.
Итак, становление молодого человека осуществляется в процессе социализации, представляющей собой более или менее осознанное усвоение личностью ценностей и норм, предлагаемых обществом.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках