logo
Учебник Социология молодежи Бабинцев

1. Понятие социализации.

Специфика молодежи как социальной группы заключается не только и не столько в психофизиологических особенностях, производных от возраста. Существенным качеством молодежи является незавершенность процесса социализации. От успешности его и зависит, в значительной мере, интеграция молодежи в общество, успешность социального взаимодействия молодых людей со своим окружением.

В основе процесса социализации лежат различия в ментальной сфере индивида, в его социальных характеристиках с социальным миром, внешним по отношению к нему. Соответственно, для того чтобы нормально ощущать себя в этом мире, индивиду необходимо сблизить свои характеристики со свойствами внешнего окружения. Объяснение процесса социализации предпринималось с начала XX в. различными направлениями социологии и социальной психологии. Так, Г. Тард рассматривал социализацию как процесс подражания молодых взрослым. Он выделил три основных социальных процесса: повторение (подра­жание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основ­ной закон всего сущего – всемирное повторение. Подражательность есть проявление этого закона. Отношение «учитель-ученик» рассматривается им в качестве типового. Г. Тард первым попытался описать процесс интернализации (перевод внешних требований во внутренние установки) норм через социальное взаимодействие.

Значительное влияние на развитие теории социализации оказало психоаналитическое направление общественной мысли. Личность, по З. Фрейду, представляет собой противоречивое единство трех элементов: 1) «Оно» (бессознательное), 2) «Я» (сознание индивида), 3) «Сверх-Я» (коллективное сознание). Социализация – противоречивый процесс (инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, с одной стороны, требования общества, за­коны, запреты, направленные на подчинение социальным нормам – с другой стороны). Важнейшая задача социализации – достижение компромисса, который бы принес счастье индивиду и группе.

Современное понимание социализации как процесса полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в рамках структурно-функционального направления. Один из его ярких представителей Т. Парсонс определял социализацию как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социетальной общности и устанавливают определенный социальный статус»1. Другой классик структурного функционализма, Р. Мертон выдвинул идею «разнообразия способов приспособления людей к целям и нормам в процессе социализации». В процессе социализации человек может принимать и отвергать ценности, следовать нормам либо отклоняться от них. Он различал следующие типы приспособления в зависимости от от­ношения к целям и средствам:

1) подчинение (от лат. conformis – подобный) – принятие целей и средств;

2) инновация (обновление) – принятие целей, отрицание средств;

3) ритуализм (от лат. ritual – обряд) – отрицание целей, принятие средств, стремление формально соблюдать «правила игры»;

4) ретреатизм (от англ. retreat – уходить) – отрицание целей и средств;

5) мятеж – отрицание целей и средств с их заменой новыми.

Современное представление о социализации исходит из того, что это – двусторонний процесс. С одной стороны, он представляет собой постоянную передачу обществом норм, ценностей и образцов поведения. С другой стороны, речь идет об усвоении их конкретной личностью.

Итак, социализация – это процесс усвоения индивидом социально значимых норм и ценностей, знаний и навыков, достижения социальных статусов и принятия социальных ролей, необходимых ему для успешного социального взаимодействия.

Социализация является процессом взаимодействия индивида и его непосредственного и опосредованного социального окружения. Ключевым психологическим механизмом социализации является интернализация. Общество определяет для своих граждан некоторые эталоны и задает им типические социальные черты в виде одобряемых моделей поведения. Эти модели должны быть привлекательными и понятными, так как только в этом случае человек изъявляет готовность усваивать их и превращать в индивидуальные нормы поведения.

В процессе социализация личность не только адаптируется к окружению, но и адаптирует окружение к своим потребностям и интересам.

Структурная модель социализации включает:

- социализирующегося индивида;

- нормы, ценности, знания, навыки и социальные роли, усваиваемые в процессе социализации;

- носителей норм и ценностей – агентов социализации. Агенты социализации подразделяются на первичных и вторичных. К первичным относятся семья, родственники, друзья, воспитатели, учителя. Их функции считаются взаимозаменяемыми. Вторичные агенты социализации – это носители специфических социальных ролей – представители государственных органов, правоохранительной системы, руководители организаций и учреждений и др.;

- институты социализации – учреждения, регулирующие процесс социализации – государство, образование, СМИ и др.

Социализация представляет собой крайне сложный процесс, включающий в себя как усвоение социальных образцов, так и их утрату и последующее восстановление. Проблема во многом определяется тем, что различные агенты социализации предлагают молодому человеку отличающиеся друг от друга и даже противоположные по содержанию ценности и нормы. В этой связи особое значение приобретает личностный выбор. Его осуществляет сам молодой человек на основании предлагаемых образцов, личного опыта, способностей и воли.

Процесс, в ходе которого индивид утрачивает ранее интернализованные нормы и ценности, замещая их новыми, называется десоциализацией. Как правило, десоциализация связана с радикальным изменением жизненной ситуации индивида, кардинальной сменой его окружения. Так существенным фактором десоциализации молодежи является призыв на срочную службу в армии. Восстановление ранее утраченных норм, ценностей, навыков и ролей называется ресоциализацией.

А.И. Ковалева, рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, предлагает несколько критериев для ее классификации.

Во-первых, по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный.

Во-вторых, содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности.

В-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию1.

Различие типов социализации определяется неоднородностью условий ее протекания.

Итак, становление молодого человека осуществляется в процессе социализации, представляющей собой более или менее осознанное усвоение личностью ценностей и норм, предлагаемых обществом.