1. Политическое сознание молодежи.
В структуре сознания в качестве основных компонентов выделяются ценности, настроения, установки, оценки. Исследование ценностного компонента политического сознания предполагает выяснение значимости для молодежи таких ценностей, как политика, политическая власть, государство, выборы и др. Данные ряда исследований показывают, что политика не входит в набор базовых жизненных ценностей молодежи. По данным Фонда «Общественное мнение» (опрос июня 2006 г.), о своем интересе к политике заявляют 31% респондентов в возрасте от 18 до 35 лет (по выборке в целом – 39%). Противоположное мнение высказывают 67% (в целом по выборке 58%)1. Другие социологические службы могут давать несколько иные данные, но это, как правило, связано с отличием в формулировках вопросов или с другой методикой возрастной группировки выборки. Например, исследование группы «Циркон» (также 2006 г.) выявило в среде молодежи 40% и 58% респондентов интересующихся и не интересующихся политикой соответственно1. Исследования, проведенные в регионах России, также свидетельствуют о преимущественно традиционных и деидеологизированных ориентациях молодых людей. При этом в настоящее время упрекать молодежь в большей аполитичности, нежели старшее поколение, уже не стоит. Но не потому, что молодежь стала более активна и заинтересована. Скорее всего, дело в том, что с середины 1990-х гг. по настоящее время интерес населения России к политике в целом устойчиво снижался, в то время как интерес к ней молодежи оставался приблизительно на одном уровне.
Интерес к политике коррелирует с возрастом и местом проживания респондентов. Чем они младше и живут дальше от Москвы и крупных индустриальных центров, тем он ниже.
По результатам масштабного исследования политической активности молодежи, проведенного Венским институтом социальных исследований и охватившего 8 стран Европы, интерес молодежи к политике существенно варьирует в разных обществах - наиболее сильный он в Германии (51%), а самый слабый в Словакии (28%). Интерес усиливается с более высокими стандартами жизни, лучшим образованием родителей и лучшим образованием самой молодежи2.
Политика, политическая жизнь является фоновой сферой для значительной части российской молодежи. Это вполне закономерно, если учитывать, что в молодом возрасте главное внимание сконцентрировано на учебе и семье, а также работе. Политика, общественная деятельность является приоритетной сферой, лишь для 4% опрошенных (данные «Циркон» 2006 г.). В то же время учеба, образование приоритетны для 69% опрошенных, семья, дети, дом – для 67%, работа, дело – для 57%, карьера, продвижение по службе – для 33%, досуг, развлечение, туризм – для 16%, физкультура, спорт – для 13%, религия, вера – для 5%3.
По данным опроса ФОМ, проведенного в июне 2006 г., 52% респондентов возрастной категории «55 лет и старше» смотрят новости и информационные телепередачи каждый день и лишь 5% не интересуются новостями. В возрастной категории 18-35 лет подобное распределение составляет 28% и 9%4.
Мониторинг Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко, осуществляемый среди студентов Свердловской области с 1995 г. (последний этап – в 2003 г.) выявил увеличивающуюся аполитичность. Так, стремление к власти определяет цели 7-12% студентов. Данные их же исследований, проведенных в промышленных центрах Свердловской области, показывают снижение ценности престижа, славы и власти по мере «взросления» и приобретения более устойчивого социального статуса молодыми людьми. Если среди учащихся Нижнего Тагила 10% заявляют о стремлении к престижу, славе и власти, то у студентов эта доля составляет 6%, у работающей молодежи – 4%1.
По данным исследования «Социальное аутсайдерство молодежи в Белгородской области: причины, механизмы и социальные следствия», проведенного в 2006 г. (рук. проф. В.П. Бабинцев), компонент власти в критериях жизненного успеха является значимым для 10,6% респондентов.
Еще один индикатор специального интереса к политике, но уже более сфокусированного, сформированного, – это обсуждение политических новостей с близкими людьми. Чуть меньше половины (46%) россиян в возрасте 18-35 лет говорят, что обсуждают происходящее в политике со своими ровесниками – друзьями, знакомыми, а чуть больше половины (51%) – что не обсуждают.
Российская молодежь демонстрирует высокую значимость таких ценностей, как Россия, Родина, Порядок, Безопасность, Стабильность, Справедливость, Сильное государство, Традиция, Законность, Патриотизм, Президент (положительно реагируют на них 70-80%)2. Однако при этом высоком уровне нормативной ценности государственнических ценностей дескриптивная ценность российской власти в общественном сознании молодежи крайне низка. По данным исследования, проведенного в 2005 г. В Архангельской области, лишь 7% молодых людей считают, что власть оказывает помощь и занимается реальным решением проблем населения. Большинство респондентов (47%) придерживаются мнения о том, что власть начинает активно решать проблемы населения только в «корыстных» целях во время проведения избирательных кампаний; 37% полагают, что властные структуры не занимаются реальным решением проблем, а лишь создают видимость выполнения своих функций. Кроме того, всего 7% молодежи Архангельской области оценивают как эффективную работу общественных организаций и политических партий3. Исследование «Социальное аутсайдерство молодежи как источник опасностей и угроз в условиях пограничного региона» выявило крайне низкий уровень доверия молодежи к региональным общественным и политическим институтам и преимущественно персонифицированный характер представлений о власти. Лишь у губернатора и главы местного самоуправления рейтинг доверия перешел десятипроцентный рубеж (у первого 16,2%, у второго 13,8%)1.
По данным масштабного исследования «Молодежь и выборы» 2002 г., можно утверждать: политическая индифферентность в среде молодежи лишь отчасти является следствием несформированности у нее правовой и политической культуры участия и недостаточной эффективности деятельности в этом направлении образовательных институтов. Это исследование показало, что 54% молодых избирателей никому не доверяют или же доверяют только отдельным близким людям. Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, политической нечистоплотностью, нечестностью и непорядочностью перестали быть сенсациями и вплелись в естественную ткань обыденной коммуникации, резко противопоставившей власть обществу в целом и молодежи, в частности. На эти процессы накладывается воздействие формирующихся индивидуалистических ценностей новой политической культуры страны. Данное обстоятельство, естественно, негативно отражается на характере политической и особенно электоральной активности молодежи. Поэтому в молодежной среде доминируют установки, что «политика – это грязное дело» (с ней выразили согласие 65% респондентов), «главное в нашей жизни – это друзья» (62%), «сегодня главное в жизни – это деньги» (54%)2.
По данным исследования, проведенного в Иркутской области, большинство молодых людей политически пассивны. 42% молодежи не принимают участия в выборах и не интересуются деятельностью политических партий. Время от времени проявляют интерес к избирательным кампаниям и знают о деятельности основных политических партий 49,5%. Лишь 42,9% молодых признают, что политика играет важную роль в управлении государством, а 40,2% убеждены, что это «грязное дело», лишь способ решения меркантильных проблем самих политиков.
При этом 34,7% молодых людей не доверяют государственным и общественным институтам. Свое недоверие молодежь обосновывает тем, что «все продается и никому нельзя верить» (58,9%) и тем, что «все соблюдают только свои собственные интересы» (15,5%). Только 33,4% все же доверяют правительству РФ, 28% - средствам массовой информации, а 19,3% доверяют даже Государственной Думе Российской Федерации. Почти половина респондентов (45,9%) оценивает как неэффективную работу Госдумы. Еще строже молодые люди подходят к оценке работы региональных и местных органов власти: недовольны результатами работы Законодательного собрания Иркутской области 48,5% и представительного органа власти муниципального образования, в котором они проживают, - 50,7%. Однако деятельность Президента Российской Федерации, по мнению молодежи, соответствует ожиданиям населения (53%).
Персональный состав политических симпатий молодежной аудитории является довольно парадоксальным. Наиболее симпатичен молодежи Путин В.В. (77,1%), за ним с большим отрывом следуют Жириновский В.В. (44,1%) и Грызлов Б.В. (18,2%). Жизненное кредо молодежи - это политическая и социальная пассивность. По мнению 34,6% респондентов, участие в выборах не может ничего изменить, 38,6% молодых людей считают, что может, но лишь отчасти, и только 17,3% верят, что их голос на выборах может что-то изменить. Низок и уровень социальной активности: 95,1% молодых людей не участвуют в деятельности каких-либо партий, движений или общественных организаций. И это закономерно, поскольку лишь 6,7% респондентов считают, что рядовой гражданин может повлиять на развитие событий в стране посредством участия в общественных организациях или политических партиях (7,1%), а 22% молодых людей думают, что рядовой гражданин влиять на развитие событий в стране никаким образом не может1.
Одним из важных компонентов политического сознания молодежи является готовность лично участвовать в политической деятельности. Однако, по данным исследовательской группы «Циркон», для российской молодежи характерен достаточно низкий уровень личного участия в различных гражданских инициативах. Невысокий интерес к политике и низкий уровень самоорганизации выражаются, в частности, в том, что голосование остается наиболее распространенной формой коллективного действия в политической сфере. Однако и стабильное электоральное участие, по самооценке, свойственно приблизительно третьей части молодежи. Деятельность общественных организаций охватывает крайне незначительную часть молодежи – 4% (таблица 4).
Таблица 4.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках