logo
Учебник Социология молодежи Бабинцев

1. Экономическое сознание молодежи.

Профессиональная сфера, сфера труда и занятости является одним из важнейших элементов человеческой деятельности, в том числе деятельности молодежи. Профессиональная сфера предоставляет для молодежи возможность удовлетворения материальных потребностей, а также возможность самореализации. Стратегии различных групп молодежи в профессиональной сфере в значительной мере определяются особенностями экономического сознания молодых людей.

Экономическое сознание молодежи – комплекс ценностей, установок, норм и оценок, которые, наряду с объективными условиями жизни, определяют характер экономического поведения молодых людей (выбор профессии, служебную карьеру, стратегии повышения квалификации и др.).

Именно выбор, а в дальнейшем и освоение профессии определяет сознание современной молодежи. Следовательно, для экономического сознания современной молодежи огромное значение имеет мотивация экономического поведения, в том числе – мотивация выбора профессии. Мотивация выбора профессии представляет собой совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к эффективной деятельности в конкретной профессиональной сфере, которые задают ее границы, придают целенаправленность, ориентируют на достижение профессиональных целей. Мотив – то, что вызывает действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Стимул – побуждение к действию или причина.

Мотивация выбора профессии молодым человеком условно разделяется на автономный тип, предполагающий самостоятельность в выборе профессии, и зависимый тип, в котором существенную роль играет микросоциальное окружение – родители, учителя и др. Исследования показывают, что в молодежной среде преобладает зависимый тип мотивации.

При описании результатов ряда исследований, в частности, проведенного в Санкт-Петербурге, их авторы указывают на то, что на выбор будущей специальности школьниками старших классов огромное влияние оказывают родители. При этом, профиль выбранной специальности чаще всего не совпадает с родительской специальностью. Родители, испытавшие в 1990-е гг. резкое понижение статуса, как бы советуют детям учитывать их жизненный опыт, но не копировать его. По данным А.С. Запесоцкого, мнение родителей является решающим для 64% школьников. Еще 31% при выборе профессии прислушиваются к мнению учителей1.

Это в некоторой степени подтверждает и исследование «Проблема востребованности специалистов, подготавливаемых учреждениями высшего и среднего профессионального образования, трудоустройства выпускников вузов и ссузов, расположенных на территории Белгородской области», проведенное в 2006 году Центром социальных технологий Белгородского государственного университета (N = 2826). В ходе его выяснилось, что 41% девятиклассников ориентируются при выборе профессии на родителей. В то же время среди одиннадцатиклассников эта группа составила 19%. Однако среди студентов 39% заявили, что выбор ими вуза опять-таки определили родители.

В тех случаях, когда выбор профессии осуществляется в той или иной степени автономно, выпускники школ ориентируются как на потенциальные денежные доходы, так и на содержание профессионального труда. При постановке вопроса в виде жесткой альтернативы (исследование А.С. Запесоцкого) между «интересной работой» и «высокими заработками» мнения старшеклассников разделились почти поровну: 18% готовы предпочесть интересную работу высокой зарплате, 28% скорее согласны на этот вариант; 23% однозначно остановят свой выбор на высоких заработках и 31% скорее примут такое решение2.

По данным исследования, проведенного в Челябинской области, в течение 2006 г. на рынке образовательных услуг усилились негативные тенденции. Появилось больше молодых людей, которые «зависают» в центрах службы занятости. Увеличилось количество молодых специалистов, которые работают не по специальности. Опрос в образовательных учреждениях показал, что у многих учащихся всех ступеней образования отсутствует мотивация в профориентации, и большинство из них учатся «ради диплома». Молодежь ориентируется на стереотипы бытового сознания о престижных профессиях и приобретает профессии юристов, финансистов, менеджеров, дизайнеров и т.п. План набора 2006-2007 гг. в вузы области по этим профессиям значительно превышает показатели прошлого года. В то время как развивающаяся экономика остро нуждается в квалифицированных станочниках, строителях, мастерах сферы обслуживания. Среди безработных выпускников основная часть  - из учреждений начального и среднего специального профобразования. Большая часть безработных выпускников с вузовскими дипломами - специалисты в областях юриспруденции, экономики и управления, психологии, менеджемента, технологии и предпринимательства, финансов, бухгалтерского учета. А вакансии, заявленные работодателями, более чем на 80% составляют квалифицированные рабочие кадры. Сегодня молодые специалисты, имея дипломы о высшем образовании, не знают, каким образом распорядиться полученными знаниями. Потребительское отношение работодателей к молодежи перевешивает все позитивные моменты1.

Социологический опрос выпускников Белгородской области, проведенный в 2006 году , показал 72% из них собираются поступать в вузы, 17% - в сузы и лишь 7% - получить рабочую специальность. В то же время в данный момент на рынке труда на одного рабочего приходится 5 человек с высшим образованием. До 54% абитуриентов вузов желают быть юристами, экономистами и менеджерами, но каждый пятый из них, получив диплом, попадает на биржу труда2.

Большинство опрашиваемых в 1960-1980-е гг. молодых людей не мыслили своей жизни без труда. Опросы первой половины 1990-х гг. показывали, что 15-20% молодых респондентов вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены. Около 40-50% связывали мотивацию трудовой деятельности с деньгами и стремлением их заработать любыми способами, в том числе противоправными3.

По данным Г.М. Мкртчяна (эмпирические исследования проводились в Москве), существует довольно отчетливая тенденция изменения мотивации выбора профессии в 1980-2000-е гг. Если в иерархии доминирующих ценностей, определяющих, по мнению респондентов, положение человека на шкале статусных позиций, в оценках выпускников дореформенного периода первое место занимали «содержание работы», «престижность профессии» и «полезность для общества», то для той же категории респондентов рыночного периода преобладающее место принадлежит: «хорошей зарплате», «дополнительным доходам» и гарантиям «выгодного трудоустройства». Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике мы имеем дело (в рамках нашей выборочной совокупности) с поведением, базирующимся на потребительских запросах4.

В установке молодежи на труд с мотивационной доминантой «деньги» скрыто действие весьма важного, с нашей точки зрения, социально-психологического фактора социальной стратификации: готовности и способности изменить уровень своего благосостояния на основе формирования новой трудовой этики (по М.Веберу). Такие поведенческие приоритеты, рационализирующие социальные действия современного «рыночного поколения», были менее характерны для молодежи до социально-экономических преобразований в России.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что для московской молодежи характерен сдвиг вектора сознания и поведенческих приоритетов в сторону высокого уровня притязаний на образование и квалификацию. В ориентациях молодежи знание, квалификация, профессия (специальность) имеют, прежде всего, инструментальную ценность, являясь способом достижения определенного статуса не только с помощью конкурентоспособного положения на рынке труда, но и, впоследствии, повышения притязания к уровню потребления. Закономерно предпочтение респондентами «прибыльных», «выгодных», с их точки зрения, профессий, сфер трудовой деятельности, секторов (отраслей) экономики. Так, на первый план в шкале предпочтений молодые москвичи выделили профессии «финансово-экономические». Мотивационная доминанта приоритета этих профессий – высокий уровень заработной платы в структурах негосударственного сектора. Следующая группа – профессии из сферы юриспруденции, занявшие второе место в шкале предпочтений и также имевшие достаточно высокие оценки у респондентов. Далее идут инженерно–технические профессии (включая программистов), медицинские (врач, массажист и т.д.), бизнес-искусства (дизайн, модельер, специалист по рекламе), психолого-педагогические (психолог-консультант, социальный педагог). Указанные профессии связаны в основном с высоким уровнем образования и квалификационной подготовки. Они характеризуются, как правило, сходными оценками опрошенных, определяя стратегию поведения «реформного поколения» в его социально-профессиональном самоопределении1.

Мы полагаем, что подобные установки сознания молодежи типичны для России в целом.

По сферам занятости молодые люди ориентируются, главным образом, на негосударственный сектор (по данным опроса, проведенного в Москве, таких респондентов 76%).

Очевидно, что установки и ориентации молодых людей в экономической сфере определяются, прежде всего, теми возможностями для обеспечения личного материального благополучия, которые предоставляет профессия или сфера деятельности. Следует учитывать, что, по данным опросов ФОМ, 87% молодых людей стремятся к тому, чтобы иметь как можно больше денег2. Такая ориентация существенно отличает нынешнее поколение молодежи от поколения, молодость которого пришлась на 1980-е гг. и более ранний период.

Тем не менее, результаты общероссийского исследования, проведенного Институтом социологии РАН в марте-апреле 2007 г., свидетельствуют, что за последние 10 лет список профессий, которые считаются у молодых людей престижными, сильно изменился. Для современной молодежи важно при выборе профессии не только «сколько за это платят», но и общественный статус людей, занятых в той или иной сфере, долгосрочные перспективы работников, интересное это дело или нет. Если в 1997 году 89% молодежи считали самыми престижными специальности в сфере финансов или юриспруденции (адвокат, бухгалтер, экономист и т.п.) то десять лет спустя поклонников данных профессий оказалось только 63%.

В настоящее время в число наиболее престижных профессий попадают и менеджеры, и ученые, и программисты, и госслужащие (их называют уже не 10, а 17%). В то же время, число тех, кто хотел бы занять просто любую руководящую должность, снизилось за прошедшее десятилетие с 10% до 6%. Еще 7% молодых людей назвали престижной профессию программиста. Вновь появился в этом списке «научный работник». Гораздо привлекательнее с точки зрения оплаты труда стали медицинские профессии.

А вот занятие бизнесом существенно утратило привлекательность в глазах молодежи. Число тех, кто считает его престижным, упало с 13 до 9%, несмотря на то, что собственное дело, по мнению молодых людей, вполне способно принести быструю материальную выгоду1.

Факт смещения приоритетов в сознании молодежи, в первую очередь, школьников подтверждает и упомянутое выше исследование, проведенное в Белгородской области, выявило, что экономическую специальность хотели бы получить 22% одиннадцатиклассников, инженерно-техническую – 17%.

Таким образом, экономическое сознание современной молодежи характеризуется неоднородностью и довольно заметной динамикой, которая, с одной стороны, отражает социально-экономические изменения в обществе; с другой стороны, - относительно самостоятельный процесс эволюции молодежных ценностей. Выбор профессии молодежью продолжает в определенной степени определяться стереотипами, сформировавшимися в 1990-е гг., зависеть от ближайшего окружения и определяться, прежде всего, потенциальными материальными преференциями профессии. Вместе с тем, наблюдается укрепление тенденции ориентации на содержание будущей работы в противовес ее материальным аспектам, восстановление престижа «традиционных» специальностей – инженерно-технических, прежде всего