Введение
На всех переломных этапах развития России приобретает особое значение проблема статуса молодежи. Это вполне понятно и закономерно, поскольку именно молодое поколение определяет перспективы отечественной цивилизации и культуры. Молодежь не только содержит в самой себе образ будущего нации, но концентрирует ресурсы, с помощью которых будущее может быть построено. В значительной мере речь идет не о материальных ресурсах – чаще всего именно они неподконтрольны большинству молодых людей, - но о том внутреннем энергетическом потенциале, без которого не может быть успешным ни один модернизационный проект.
Разработка и реализация подобного проекта, а именно этого требуют вызовы времени, предполагают, следовательно, ясное представление о возможностях молодежи, ее готовности и способности не только к выживанию в сложных условиях, но и к социальному творчеству. Очевидно, понимая значимость данной задачи, российские исследователи еще в конце девяностых годов прошлого века утверждали, что «современное общество должно переоткрыть молодежь как субъект истории. Без фундаментального переворота в общественном сознании по поводу феномена молодежи никакое общество (и прежде всего высокоразвитое) не сможет быстро прогрессировать, не сможет прорваться к новым высотам цивилизации»1.
Не случайно в последнее время не только активизировались исследования по молодежной тематике, но и предприняты усилия по целенаправленной подготовке кадров для государственной молодежной политики. В частности, в 2004 году, сначала в виде эксперимента, а затем – на основах полноправной специальности в вузах России введено профессиональное обучение специалистов по работе с молодежью. В результате актуализировалась задача научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Настоящий учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». Авторы его опираются на опыт подготовки учебников и учебных пособий, накопленный к настоящему времени в России. В частности, таких учебников, как «Социология молодежи» (под редакцией В.Т. Лисовского); «Социология молодежи: Теоретические вопросы» (авторы: А.И. Ковалева и В.А. Луков); «Основы ювенологии» (редакторы: Е.Г. Слуцкий и И.В. Скомарцева); «Социология молодежи» (под редакцией В.Н. Кузнецова).
Авторы обращают внимание на то, что изучение социологии молодежи предполагает предварительное усвоение курса «Социология», в котором даются представления об основных концепциях и понятиях, характеризующих развитие общества.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках