logo
Учебник Социология молодежи Бабинцев

Введение

На всех переломных этапах развития России приобретает особое значение проблема статуса молодежи. Это вполне понятно и закономерно, поскольку именно молодое поколение определяет перспективы отечественной цивилизации и культуры. Молодежь не только содержит в самой себе образ будущего нации, но концентрирует ресурсы, с помощью которых будущее может быть построено. В значительной мере речь идет не о материальных ресурсах – чаще всего именно они неподконтрольны большинству молодых людей, - но о том внутреннем энергетическом потенциале, без которого не может быть успешным ни один модернизационный проект.

Разработка и реализация подобного проекта, а именно этого требуют вызовы времени, предполагают, следовательно, ясное представление о возможностях молодежи, ее готовности и способности не только к выживанию в сложных условиях, но и к социальному творчеству. Очевидно, понимая значимость данной задачи, российские исследователи еще в конце девяностых годов прошлого века утверждали, что «современное общество должно переоткрыть молодежь как субъект истории. Без фундаментального переворота в общественном сознании по поводу феномена молодежи никакое общество (и прежде всего высокоразвитое) не сможет быстро прогрессировать, не сможет прорваться к новым высотам цивилизации»1.

Не случайно в последнее время не только активизировались исследования по молодежной тематике, но и предприняты усилия по целенаправленной подготовке кадров для государственной молодежной политики. В частности, в 2004 году, сначала в виде эксперимента, а затем – на основах полноправной специальности в вузах России введено профессиональное обучение специалистов по работе с молодежью. В результате актуализировалась задача научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Настоящий учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». Авторы его опираются на опыт подготовки учебников и учебных пособий, накопленный к настоящему времени в России. В частности, таких учебников, как «Социология молодежи» (под редакцией В.Т. Лисовского); «Социология молодежи: Теоретические вопросы» (авторы: А.И. Ковалева и В.А. Луков); «Основы ювенологии» (редакторы: Е.Г. Слуцкий и И.В. Скомарцева); «Социология молодежи» (под редакцией В.Н. Кузнецова).

Авторы обращают внимание на то, что изучение социологии молодежи предполагает предварительное усвоение курса «Социология», в котором даются представления об основных концепциях и понятиях, характеризующих развитие общества.