7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
Долгое время преобладающим методом реагирования на девиантное, в особенности асоциальное и антисоциальное, поведение со стороны государства и в отечественной и в зарубежной практике было применение различных негативных санкций. Однако их использование часто вызывает отрицательный эффект как в отношении социума к самому «девианту», так и в отношении «девианта» к агентам социального контроля и к социальной системе в целом. Поэтому профилактика девиантного поведения выглядит предпочтительнее как по причине предотвращения подобных эффектов, так и, главным образом, потому, что в этом случае потенциальная девиация не превращается в реальный поведенческий акт. Последний же может быть деструктивен сам по себе – как несущий общественную опасность (преступность, суицид), а также как существенный фактор размывания нормативно-ценностной системы общества.
Вместе с тем, профилактика социальных девиаций не должна исходить из требования недопущения любых отклонений. Такая задача сама по себе нереальна. К тому же насаждение жесткой модели конформистского поведения не способствует развитию субъектности и самоорганизации у социальных акторов. Как следствие, общество перестает развиваться и лишь воспроизводит существующие социальные отношения, знания, опыт. Сохранение нормы как самоцель также препятствует перераспределению социально значимых ресурсов, социальному компромиссу и сковывает социальную инициативу. В особенности это имеет отношение к молодежи. Так, современная российская молодежь ориентируется преимущественно на конформистскую модель поведения и жизненной стратегии, предпочитая пассивную адаптацию. Но в результате применения такой стратегии выигрывают относительно немногие, поскольку доступ к социально значимым статусам жестко контролируется. Как результат, нормативное поведение становится для его носителей источником депривации и фрустрации – не достигнув своих целей, не получив доступа к социально значимым ресурсам, они теряют веру в справедливость общественного устройства и начинают конфликтовать с окружением и с самими собой.
Различные факторы девиантного поведения требуют, соответственно, и различных подходов к его профилактике, применения разных технологий. Но в целом профилактика девиаций связана с воздействием на процесс социализации.
Основными требованиями к мерам профилактики социальных девиаций являются:
- комплексность – объединение государственных, общественных институтов и семьи, привлечение специалистов различного профиля (социологов, медиков, юристов, представителей МВД, молодежных и общественных организаций);
- нормативное единство – требования, предъявляемые к поведению, должны быть, по возможности, идентичны. Исследования показывают, что немаловажную роль в формировании девиантного поведения и сбоев в социализации играет рассогласование требований, предъявляемых к подросткам отцом и матерью, семьей и школой1;
- наличие обратной связи – постоянный мониторинг, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий;
- приоритет первичной профилактики - упор на превентивную работу;
- социальное партнерство - привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей студентов, прошедших специальную подготовку и обучение - будущих психологов, социологов, социальных работников, а также тех, кто смог избавиться от соответствующей зависимости;
Все профилактические меры подразделяются на:
1) социально-ориентированные;
2) личностно-ориентированные.
К социально-ориентированным мерам относятся:
- совершенствование социальных норм и санкций. В первую очередь к ним относятся формальные нормы. Это предполагает совершенствование нормативно-правовой базы. Основными регулирующими документами в настоящее время являются: Федеральный Закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. 2007 г.), Федеральный Закон от 10.07.2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (ред. 26.07.2006 г.), Федеральный Закон от 07.03.2005 г. №11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», Федеральная целевая программа «Дети России» (2003-2006 и 2007-2010 гг.) и, в частности, ее подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:постановления губернатора Белгородской области от 11.05.2004 г. №144 «Об организации системы летних трудовых оздоровительных и военно-патриотических профильных лагерей для подростков из групп социального риска и социально слабо защищенных семей», от 04.08.2004 г. №34 «Об организации профилактического лагеря для подростков из групп социального риска «Феникс»», от 22.09.2004 г. №190 «Об упорядочении деятельности компьютерных салонов на территории Белгородской области», от 09.12.2004 г. №224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», областная целевая программа «Искоренение сквернословия среди населения Белгородской области» (2005-2008 гг.)
Одновременно нуждаются в корректировке неформальные санкции и нормы. Данное направление предполагает формирование и активизацию самоконтроля молодых людей, в том числе, посредством их включения в различные формы самоуправления (школьного, студенческого и др.);
- социальная работа с девиантами, организация их занятости, в том числе, вторичной;
- формирование соответствующей информационно-культурной среды, которое предполагает регулирование трансляции девиантных практик в общественное сознание;
- организация досуга и переключение активности молодых людей с негативных форм самореализации на позитивные;
- создание условий для самореализации в социально одобряемых сферах деятельности, вовлечение в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, волонтерские движения
- изоляция явных девиантов.
К личностно-ориентированным относятся:
- изъятие из девиантогенной среды;
- медико-психологическая помощь. Медицинская помощь применяется при наиболее тяжелых видах девиаций, связанных с аддиктивным поведением (алкоголизм, наркомания, суицид). Как правило, она сопряжена с необходимостью изоляции. Психологическая помощь начинается с диагностики и определения причин девиации. Основными параметрами диагностики девиации являются:
- симптомы;
- соответствие поведения возрастным и гендерным нормам;
- стойкость (длительность) отклонения;
- периодичность;
- провоцирующие условия данного типа поведения;
Необходимо также учитывать специфику личности девианта, в частности:
- особенности характера;
- специфику эмоционально-волевой сферы;
- уровень развития интеллекта;
- уровень самооценки;
- подверженность влиянию извне;
- развитость рефлексии и ее характер.
Значимым направлением диагностики является выявление особенностей социальной ситуации:
- структуры семьи;
- социального статуса родителей;
- взаимоотношений внутри семьи;
- статуса в группе сверстников1.
При проведении психологической терапии подростка необходимо выполнять следующие требования:
- быть эмпатичным (эмпатия представляет собой способность к сопереживанию, сочувствию по отношению к окружающим);
- демонстрировать искренний интерес к личности клиента;
- уважительно относиться к индивидуальному жизненному опыту;
- не поучать, а информировать с целью расширения интерпретации поведения субъекта с точки зрения других участников события;
- строить личные отношения с «девиантом», чтобы тот увидел в психологе человека, стремящегося не наказать, а помочь.
Технология работы с носителями любого типа девиантного поведения строится как последовательное решение следующих задач:
- определение типа девиантного поведения;
- выявление факторов, провоцирующих у «девианта» данный тип реагирования;
- выявление его цели (чего он хочет достичь посредством данной модели поведения);
- определение, как можно этого достичь социально одобряемым способом;
- отработка и закрепление данных видов поведенческих реакций.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках