Типология агрессивного поведения
Типы | Пример |
Физическая-активная-прямая | Нанесение побоев человеку |
Физическая-активная-косвенная | Сговор с наемным убийцей, закладка мин |
Физическая-пассивная-прямая | Сидячая забастовка |
Физическая-пассивная-косвенная | Отказ выполнить приказ |
Вербальная-активная-прямая | Словесное оскорбление человека |
Вербальная-активная-косвенная | Распространение клеветы, сплетен |
Вербальная-пассивная-прямая | Отказ разговаривать с человеком |
Вербальная-пассивная-косвенная | Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют |
На формирование модуса агрессии в молодежной среде оказывает влияние ряд факторов. Часть из них имеет объективный и универсальный характер, опосредованный специфичностью молодежи как возрастной группы, находящейся в процессе интенсивного физического и психического развития. Другие факторы имеют социальный характер и характеризуют объективное положение молодежи в данном обществе, в системе социальных отношений. Третьи факторы имеют ситуативный характер и обладают высокой степенью зависимости от конкретных событий, политических решений и т.д. Речь в данном случае идет о макросоциальных факторах. К микросоциальным же относятся все многообразие отношений в малых группах, так или иначе способствующих формированию агрессии в молодежной среде.
К числу основных макросоциальных факторов, действующих в современном российском обществе, мы относим:
- возрастной фактор - неустойчивость и эмоциональность психики молодых людей, особенно подростков. Агрессия для них является самым простым и естественным способом реагирования на внешний раздражитель, особенно для подростков, которые в силу и эмоциональной неустойчивости, и недостаточности жизненного опыта, не выработали более рационализированных методов выстраивания отношений с внешней средой;
- специфика группового общения – молодые люди, в отличие от взрослых, больше времени проводят в замкнутых коллективах, в которых накапливаются конфликтогенные факторы, происходит борьба за лидерство и т.п. Отсутствие других дифференцирующих и статусообразующих факторов (профессия, квалификация, должность, компетентность) делает агрессию иногда единственным способом продемонстрировать собственную значимость, завоевать лидерство. При этом для большинства подростков такой вид агрессии, как вербальная, стала привычной частью их повседневной жизни и не рассматривается ими как вид насильственных действий. Таким образом, она является одним из устойчивых факторов социализации подростков1. Сами подростки, рассматривая причины собственного агрессивного поведения, чаще всего объясняют его как следствие провокации и средство защиты от враждебной внешней среды2, прибегая, таким образом, к рационализации собственного поведения;
- массовое распространение в среде молодежи аутсайдерства и депривации – лишения доступа к социально значимым ресурсам, а, следовательно, и спонтанного поиска виновника в этом. Часто вину за это возлагают на «чужаков» - из этого вырастает этническая ксенофобия3 и экстремизм. По данным ФОМ, 25% респондентов в возрасте 18-35 лет испытывают раздражение и неприязнь к представителям тех или иных национальностей4. По результатам последних социологических исследований, проведенных в Кондопоге, 49% студентов и школьников испытывают негативные чувства к выходцам с Кавказа5. Опросив в школах Тольятти около шести тысяч учащихся 10-11-х классов, социологи получили такие данные: 68% ребят и почти 40% родителей уверены в том, что в России должны жить только русские6;
- рутинизация (превращение в обычное явление, элемент повседневности) насилия в информационном поле посредством трансляции его образцов через СМИ и художественные произведения. Социализация детей в настоящее время проходит под серьезным воздействием такого агента, как телевидение. Сознание ребенка часто не способно развести нормативное и ненормативное, правду и вымысел. Поэтому транслируемые образцы воспринимаются как вполне адекватные и приемлемые.
Таким образом, агрессия среди молодежи вызвана как имманентными для молодежной среды факторами и нередко функциональна, так и спецификой макро- и микросоциальной ситуации. Зачастую агрессия как для ее источника, так и для жертвы является предпосылкой других форм девиации.
Так, криминальное поведение в молодежной среде (прежде всего, преступления против личности) во многом обусловлено высоким уровнем агрессивности. Он, в свою очередь, является следствием принятия модели адаптации и успеха «любой ценой». Такая модель была фактически навязана российскому обществу в 1990-е гг. и существенно изменила его нормативно-ценностную систему. Естественно, что основными реципиентами новых ценностей и норм стали, прежде всего, молодые люди. По данным Росстата, преступность в среде молодежи в постсоветский период устойчиво росла с 1992 по 2000 гг. Затем наблюдается некоторое снижение и стабилизация. В настоящее время среди осужденных за различные преступления молодежь 14-29 лет составляет 58,7%1.
К общим характеристикам молодежной преступности относятся:
- высокая латентность, обусловленная тем, что жертвами ее становятся очень часто молодые люди, которые предпочитают не обращаться в правоохранительные органы;
- высокий удельный вес преступлений, совершаемых в группе (до двух третьих преступлений2), что обусловлено большей значимостью «группового» образа жизни для молодежи, особенно для подростков. В молодежной среде нередко формируются преступные группировки. Они представляют собой один из видов молодежного территориального сообщества, имеющего противоправную направленность и следующие характеристики: 1) сходный возраст; установленную возрастную стратификацию; 3) жесткую формальную дисциплину и организацию. А.Л. Салагаев отмечает: основной мотив вступления молодых людей в преступные группировки связан с тем, что они предоставляют своим участникам возможности для самоутверждения, дают чувство защищенности. Группировки являются одним из наиболее доступных для выходцев из малообеспеченных семей каналов социальной мобильности3;
- в довольно отчетливо выраженный «аффективный» характер преступлений, совершение их под влиянием сиюминутных мотивов, высокий удельный вес преступлений против личности.
Высокий уровень молодежной преступности в России не является чем-то исключительным. Это общемировая тенденция. Рост молодежной преступности наблюдается в Европе и США. По-видимому, он является следствием усиления социальной нестабильности, усиления рискогенности современного общества, которое все более поляризуется, и в нем усиливается конкуренция. Опасность оказаться аутсайдером становится все более реальной для широкого круга людей. Естественно, молодежь, обладая высоким уровнем социальных притязаний, в наибольшей степени оказывается подвержена негативным ожиданиям и стрессам. Стремление не оказаться в группе аутсайдеров в сочетании с инструментальным восприятием социальных норм, подчинением их жизненным целям, успеху, является существенным фактором криминализации молодежи.
Таким образом, агрессивность все чаще становится характерной чертой сознания и поведения молодежи, что, в конечном итоге, является своеобразной компенсаторной реакцией на неустойчивость положения молодых людей в обществе риска.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках