2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
Для классификации девиантного поведения могут быть использованы различные критерии.
В зависимости от последствий для социального окружения и самого девианта, оно подразделяется на:
1) созидательное,
2) деструктивное:
а) экзодеструктивное,
б) аутодеструктивное,
3) нейтральное.
К первому типу относятся инновации, направленные на совершенствование социальной коммуникации, увеличение социального и человеческого капитала актора. Результатом деструктивного поведения становится разрыв социальных связей, утрата солидарности в обществе и группе, деградация личностных ресурсов. Деструкция может быть направлена как вовне – на социальное окружение (экзодеструктиное поведение), так и на себя (аутодеструктивное поведение). К экзодеструктивному типу относятся многообразные формы девиации: совершение преступлений, агрессивное поведение, нарушение норм морали и этикета, хулиганские действия, нарушение договоров, несоответствие профессиональным требованиям, приверженность экстремистским взглядам и деятельности. К аутодеструктивному – алкоголизм, наркотизм, суицидальное поведение, плохая учеба. Социально нейтральное поведение не имеет явных последствий для социальной среды. И чаще всего оно связано с добровольным исключением индивида из социальных связей – «уходом», эскапизмом. Таковым является, например, бродяжничество. Р. Мертон назвал такой тип адаптации к социальным нормам ретритизмом. Гомосексуализм, как и некоторые другие виды сексуальных девиаций, также иногда рассматривают как социально нейтральные формы. Но, несмотря на то, что такие формы поведения не имеют разрушительных последствий для социальной среды, чаще всего они вызывают негативную реакцию окружающих, а иногда могут караться государством с использованием репрессивных методов. Отказ следовать моде, делать карьеру, «быть как все», в принципе, является социально нейтральным поведением, однако может приводить к нарушению социальной коммуникации, получая, таким образом, деструктивные для «девианта» последствия вплоть до его «социальной смерти». Ему наклеивают «ярлык» и исключают из системы социальных связей. Поведение подвергнутого такому остракизму человека часто приобретает саморазрушительные формы. Единственный выход в ситуации нарушения социальных связей – их восстановление в другой социальной ситуации и в другом окружении.
Исходя из такого критерия, как универсальность/специфичность, девиации классифицируют на:
межкультуральные,
культурно-специфические.
Первые являются таковыми в различных культурных пространствах, с точки зрения представителей самых разных культур, хотя и могут иметь некоторую специфику. Как правило, совершение убийства или кража везде квалифицируется как преступление и нарушение совершенно определенных норм. Правда, в некоторых сообществах убийство считается преступлением лишь по отношению к своим, убийство же иноплеменника может расцениваться как доблесть либо не вызывать никакой рефлексии.
Культурно-специфические девиации присутствуют лишь в ареале какой-либо одной или немногочисленного количества культур: супружеская измена, употребление наркотических веществ, атеизм, нарушение каких-либо религиозных запретов – работа для иудея в субботу и др.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и основные понятия социологии молодежи
- 1. Социология молодежи в системе социологического знания.
- 2. Предыстория и история социологии молодежи в России.
- 3. Основные исследовательские направления в социологии молодежи.
- 4. Молодежь в социальной структуре общества и системе социального воспроизводства.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Молодежь как объект и субъект социальных отношений
- 2. Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
- 3. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Социализация молодежи
- 1. Понятие социализации.
- 2. Концепция социализационной нормы.
- 3. Факторы социализации и десоциализации молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Молодежь в сфере труда и занятости
- 1. Экономическое сознание молодежи.
- 2. Экономическое поведение молодежи.
- Типы предприятий, на которых работают представители молодежи, %
- Социально-профессиональный статус молодежи и старшего поколения, 2007 г., %
- 3. Проблема молодежной безработицы.
- 4. Молодежь на рынке вторичной занятости.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Молодежь в современной системе образования1
- 1. Функции системы образования.
- 2. Образование в структуре потребностей молодежи. Образование как социальная ценность.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Молодежь в сфере брачно-семейных отношений. Сексуальное поведение молодежи
- 1. Любовь и секс в сознании молодежи. Сексуальное поведение молодежи.
- 2. Отношение молодежи к браку и семье. Демографическое поведение молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Молодежь в политической сфере общества
- 1. Политическое сознание молодежи.
- Формы участия молодежи в общественной и политической жизни, %1
- 2. Политическая активность и политическое участие молодежи.
- Активность белгородской молодежи на выборах различных уровней
- 3. Политический протест в среде молодежи. Молодежные организации в России.
- Формы возможной реакции представителей различных поколений на ухудшение социально-экономических условий жизни, %1
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Молодежь и религия
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- 1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования.
- 2. Ценности и установки российской молодежи в религиозной сфере. Особенности религиозности молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Молодежные субкультуры
- 2. Основные молодежные субкультуры XX – начала XXI века.
- 3. Молодежные субкультуры в современной России.
- Тема 10. Девиантное поведение в среде молодежи
- 1. Понятие и концепции девиантного поведения.
- 2. Классификация девиантного поведения. Формы социальных девиаций.
- 3. Особенности девиантного поведения в молодежной среде. Факторы девиантного поведения молодежи.
- 4. Агрессивное поведение. Криминальное поведение в среде молодежи.
- Типология агрессивного поведения
- 5. Сексуальные девиации.
- Отношение российских студентов и английской молодежи к различным формам сексуальных отношений и абортам (в % от опрошенных)
- 6. Экстремизм в среде молодежи.
- 7. Профилактика девиантного поведения молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Духовный мир и жизненные ценности российской молодежи
- 1. Ценности как основа социального поведения.
- 2. Динамика ценностей молодежи в трансформирующемся обществе.
- Отношение молодежи к криминалу (в %)
- Отношение молодежи к некоторым способам достижения богатства и жизненного успеха?» (данные в %)3
- 3. Система ценностей современной российской молодежи.
- Вопросы для самопроверки:
- Контрольные вопросы к экзамену
- Литература
- Литература на иностранных языках