logo search
уч

Семья ребенка-инвалида

Несомненно, что семьи с детьми–инвалидами – это семьи с особым психологическим статусом, так как они имеют специфические, по сравнению с семьями со здоровыми детьми, очень сложные психологические, социальные и педагогические проблемы. Порой положение родителей можно охарактеризовать как «внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик». Такой статус семьи в значительной степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, большой закрытостью семьи для внешнего мира, частым отсутствием работы у матери. Семья сужает круг своих знакомых в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из–за личностных установок самих родителей. Ситуация, когда в семье есть ребенок–инвалид, может повлиять на способность членов семьи выполнять свои функции. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с ограниченными возможностями может изменить самоопределение семьи, сократить возможность для заработка, нормального отдыха, социальной активности. Семьи с тяжело и длительно болеющими детьми решить собственные проблемы без высоко профессиональной помощи специалистов оказываются не в состоянии. Принцип круговой причинности диктует необходимость профессиональной психологической работы не только с больным ребенком, но и с его семьей, со всеми, кто непосредственно общается с ним, поскольку актуальные психологические трудности окружающих неизбежно транслируются детям, усугубляя их положение.

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, имеет проблемы, касающиеся непосредственно ребенка - педагогические проблемы, раскрывающие возможности и особенности его обучения. Дети-инвалиды дошкольного возраста, которых не принимают в детский сад, они лишены квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, поэтому у них не сформированы те навыки и умения, которые помогут им в самообслуживании, а в дальнейшем будут определять степень личной автономности. Дети с ограниченными возможностями менее образованы. Если ребенок обучается в школе индивидуально, то он не общается со сверстниками.

Можно выделить также проблемы, затрагивающие других членов семьи и присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, вины перед детьми). Внутрисемейные отношения характеризует психологическая напряженность. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей. Ограничения в жизнедеятельности членов семьи приводит к невозможности одного из них, чаще всего матери, продолжать профессиональную деятельность, что приводит иногда к социальной пассивности родителей. Огромные временные затраты по уходу за ребенком вызывают у матери состояние хронической усталости. В такой семье здоровые дети часто чувствуют недостаток внимания. Проблемы детей-инвалидов с передвижением, самообслуживанием порождают дополнительные бытовые проблемы в семье. У родителей наблюдается искажение поведения (агрессия, иждивенчество).

Третья группа проблем касается всей семьи в целом: решение медицинских проблем требует дополнительных затрат материального, физического и эмоционального характера. Социальные проблемы коренятся в большой закрытости семьи для внешнего мира. Семьи характеризуются большей изолированностью от внешнего мира. Родители не общаются со своими знакомыми, которые в большинстве случаев не понимают в полной мере проблем такой семьи. Родители и посторонние неадекватно воспринимают место семьи и ребенка в социуме. Малообеспеченность семей порождает множество социальных проблем. Осуществление культурной функции семьи, заключающейся в передаче культурного наследия, оказывается предельно затрудненной во всех направлениях. Невозможность удовлетворения эмоциональных потребностей и создания эмоционального равновесия, порождает проблемы досуга для ребенка и членов его семьи. Накладывается табу на репродуктивную функцию семьи из–за страха повторения несчастье. Для семей детей–инвалидов характерен высокий уровень разводов. Взрослые члены семьи недостаточно информированы по вопросам ухода, воспитания, обучения ребенка с особыми нуждами. В целом все семейные функции деформируются или вообще разрушаются.

Исследования многих авторов показали искажения поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

  1. Нарушение взаимодействия с окружающими;

  2. Нарушение внутрисемейных отношений;

  3. Искажение представлений о больном ребенке, возможностей его лечения и воспитания.

Установление инвалидности ребенка является для его родителей чрезвычайно психотравмирующим фактором. Как показывают исследования, матери при рождении больного ребенка испытывали сильные потрясения и в дальнейшем продолжали чувствовать социальный дискомфорт и свою ущербность. Гузеев выделяет четыре фазы реакции родителей на диагноз:

1. состояние растерянности, страха. Чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, беспомощность;

2. негативизм, отрицание поставленного диагноза. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи. Крайняя форма негативизма – отказ от обследования ребенка, отрицание диагноза;

3. депрессия, связанная с осознанием истины. Стремление к изоляции. «Хроническая печаль»;

4 Начало социально-психологической адаптации.

В семьях с высоким образовательным и профессиональным статусом порой культивируются гипертрофированные ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция родителей на факт инвалидности ребенка не может быть адекватной. Некоторые из них переживают комплекс собственной вины в случившемся и поиски виновного не способствуют семейной гармонии. Поэтому специалистам, работающим с семьей ребенка-инвалида, нужно быть осторожными с соответствующей информацией. В наиболее трудном положении оказываются мамы, родившие ребенка до 30 лет. Они не получают профессионального роста, личностные планы у них ограничены, нарастают семейные проблемы, часто происходят разводы. К 40 годам у таких матерей (при неблагоприятном течении болезни ребенка) отмечаются стойкое депрессивное состояние, усталость, чувство безвыходности из сложившихся жизненных ситуаций. Почти 30% матерей не создают новую семью. Нередко ввиду разобщенности члены семьи взаимоотношения сводятся к чисто бытовым вопросам. Каждый из родителей переживает свое горе в одиночку, мало заботясь о внутреннем состоянии другого. Мужчины в обстановке дистресса и дискомфорта чаще всего выбирают поисковую модель поведения, женщины – адаптационную. 76% матерей испытывают ситуационный или высокий уровень тревожности. 70% матерей вырабатывают «мужской стиль» поведения. Такая полоролевая инверсия опасна не только в смысле ужесточения требований к ребенку, но и для психологического климата в семье, поскольку может вызвать у партнера негативную реакцию, что чревато распадом семьи. В личностном профиле 20% матерей явно выражена шкала «пессемистичности», связанная с пережитым разочарованием, нарушающим ход существования, что может привести к депрессивным состояниям. Адекватную позицию в воспитании ребенка занимают 50% матерей. 27% характеризует позицию, когда мать не воспринимает дефект, из них 50% считают, что ребенок может достичь многого и докажет это. Для 20% характерна гиперопека в отношении ребенка. Степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к проблемам ребенка и предполагаемым последствиям [63].

Воспитание больного ребенка, у которого, как правило, имеются серьезные проблемы в социальном, психическом и физическом развитии, ставит перед родителями ряд задач, от успешности решения которых во многом зависит, состоится и сохранится ли данная семья как «сообщество радости», характеризующееся взаимным удовлетворением психических потребностей, постоянством и глубиной эмоциональных связей, переплетением частной жизни и т.д.».

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, имеет ряд особенностей родительско-детского взаимодействия. Мать связана с ребенком еще до рождения. При нормальном течении жизни диада «мать – дитя» проходит три стадии: с взрослением ребенка роль матери уменьшается, а его роль увеличивается по линии самостоятельности. В случае ребенка- инвалида третья позиция, представляющая максимальную самостоятельность ребенка, не возникает никогда, вторая, когда роль матери и ребенка одинакова, - не всегда. При тяжелой степени инвалидности ребенок на протяжении всей жизни зависит психологически и физически от матери.

Е.Р. Ярская-Смирнова выделяет ряд периодов жизненного цикла семьи нетипичного ребенка:

  1. Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание.

  2. Школьный возраст – принятие решения по поводу формы обучения.

  3. Подростничество – привыкание к хронической природе заболевания, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением; планирование будущей занятости ребенка.

  4. Период «выпуска» – признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации ребенка – инвалида.

  5. Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Изменение в любой части семейной системы вызывает изменение в остальных ее частях, создавая потребность в системе адаптации, достижении баланса. Проведение реабилитационных мероприятий на любом этапе развития семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, может привести к изменению качества жизни семьи.

От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Большинство семей с проблемными детьми характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения. В семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, чаще всего отношение к нему не адекватно. В них, как правило, наблюдаются гиперопека или, наоборот, игнорирование дефекта ребенка, неприятие диагноза инвалидности. В первом случае члены семьи не позволяют ребенку обслуживать себя и, тем более, ухаживать за окружающей средой, чем ограничивают его возможности. С одной стороны, гиперопека связана с боязнью потерять установившийся контакт, с опасениями деструктивного поведения ребенка, непониманием его возможностей, с чувством родительской вины и экономией времени. С другой стороны, аномальный ребенок, будучи моторно неловким и неуверенным в своих возможностях, часто требует помощи. Если педагог или родители постоянно ее оказывают, то таким образом воспитывают иждивенчество, достигая прямо обратного результата.

Во втором случае требования к аномальному ребенку предъявляются без учета его физических и интеллектуальных возможностей. Чаще всего это характерно для людей с низким образовательным уровнем, ограниченными кругом интересов и невысокими интеллектуальными способностями. Многие из них в детстве сами отличались задержкой развития. В таких семьях инвалидностью ребенка пренебрегают, поставив развитие событий полностью на самотек или перепоручив все проблемы воспитания и обучения своего ребенка специалистам. Родители могут пренебрегать диагнозом ребенка также из–за того, что они возлагали на него до рождения большие надежды и продолжают надеяться на высокий результат. Ребенок не болен, «потому что такого не может быть в нашей высокообразованной, высоко обеспеченной семье». В том и другом случаях члены семьи тормозят процесс социализации ребенка, существенно вредят ему. Кроме того, надо отметить, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением экономических проблем, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Адекватное отношение к инвалидности ребенка определяется таким образом:

Для создания системы эффективного взаимодействия педагогов реабилитационного центра с семьей ребенка–инвалида необходима разработка комплексной системы многоаспектной оценки характеристик условий ее существования, функциональных особенностей и потребностей. Следовательно, необходимо исследование социально–экономических, производственно–профессиональных, потребностно–мотивационных факторов, определяющих уровень социальной помощи семье. Многоаспектная оценка, в данном случае, заключается в получении следующих характеристик: 1) социальный и материальный статус, жилищно–бытовые условия, функциональные возможности и потребности в плане жизнеобеспечения, производственной и учебной деятельности; 2) получение различных социально–педагогических характеристик, включающих готовность к труду, социальную активность, приспособленность к жизненным обстоятельствам и т.д.

Сотрудничество с семьей предполагает включение членов семьи ребенка в реабилитационный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей ребенка. В связи с тем, что родители в основном не компетентны в вопросах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, им необходима помощь специалистов. Ошибки и просчеты воспитания с первых дней жизни ребенка могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности.

Отношения семьи и специалистов должны носить целенаправленный и планомерный характер. Конкретизация целей общения специалистов с родителями дает возможность грамотно подобрать соответствующие формы и методы взаимодействия, что повысит результативность процесса обучения и воспитания ребенка и оптимизирует взаимоотношения родителей и специалистов. В зависимости от целей педагог должен определить план работы и определить формы взаимодействия.

Взаимодействие учреждения и семьи детерминировано интересами семьи и условиями проведения реабилитационных мероприятий. Равноправное, творческое, заинтересованное сотрудничество семьи и учреждения ориентировано на семью и зависит от психологического климата в семье, материального статуса семьи, условий проживания, наличия других детей; от желания родителей заниматься обучением и воспитанием ребенка, их образовательного ценза, от общего уровня культуры и познавательной активности, от информированности родителей в вопросах развития, воспитания, обучения ребенка, представлений семьи о целях реабилитации; от адекватного отношения ближайшего окружения ребенка к его дефекту, особенностям развития, от последовательности в решении вопросов воспитания и обучения; а также от занятости родителей на работе и дома, и, наконец, от возраста ребенка, времени начала реабилитационных мероприятий.

Для успешного обучения ребенка необходимы единые подходы к реабилитации ребенка, которых должны придерживаться все педагоги и члены семьи. Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка следует рассматривать на основе знания психических особенностей его возраста, учета интересов, способностей и предшествующего опыта, проявляя понимание, терпимость и такт в воспитании и обучении ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции.

В связи с тем, что родители детей-инвалидов часто неадекватно оценивают возможности своего ребенка, нужно при общении с ними соблюдать принципы этики и деонтологии. В работе с семьями с особыми нуждами важен не только профессионализм, но и тактичность, гибкость, культура общения, психологическая грамотность, способность к эмпатии, физическая и психологическая выносливость, желание работать с такой специфической семьей.

Результаты взаимодействия специалистов и родителей должны контролироваться и корректироваться. Взаимодействие специалистов и родителей происходит более эффективно, если родители занимают активную позицию и демонстрируют готовность к сотрудничеству. Обычно такие родители по собственной инициативе идут на контакт со специалистами, обсуждают проблемы, успехи ребенка, активно ищут пути решения проблем, занимаются самообразованием. В то же время, большинство родителей пассивны в воспитании и обучении ребенка, склонны к снятию с себя ответственности в проявлении инициативы и к передаче решения этих вопросов специалистам. Кроме того, часть родителей не проявляет интереса к общению с педагогами. Все эти моменты необходимо учитывать при разработке программы работы с семьей и проводить ее корректировки с определенной периодичностью.

Работа специалистов с родителями в реабилитационных центрах строится в нескольких направлениях: информационное обеспечение, посредническая, организаторская, просветительско-обучающая деятельность. Таким образом, педагог оказывает семье профилактическую социально-воспитательную, социально-образовательную, социально-культурную, информационную и организационную помощь.

Информационная помощь семье выражается в разработке методических пособий и информационных листков для родителей, проведении анкетирования, в общении с родителями с целью обмена информацией и расширения социальных связей. Таким образом, обмен информацией идет в двух направлениях – от специалистов к семье и обратно.

Организаторская помощь предполагает включение родителей в процесс реабилитации с первых шагов обучения и воспитания ребенка-инвалида. С самого начала специалисты должны ориентировать родителей на взаимодействие с официальными учреждениями. Проведение родительского собрания – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы работы дошкольного учреждения, происходит взаимный обмен мнениями, идеями.

Педагог является посредником между родителями и государственными структурами в реализации прав и обязанностей родителей и детей с ограниченными возможностями. Также педагоги центра оказывают помощь в решении семейных, бытовых проблем. Они содействуют в получении материальной помощи, улучшении жилищных условий, приобретении санаторно- курортных путевок, вспомогательных технических средств, автомобильного транспорта, определении места обучения ребенка в дошкольном или школьном образовательном учреждении, его профориентации.

Просвещение родителей по вопросам реабилитации, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями происходит через образовательную программу «Родительского университета». Специалисты в ходе занятий ориентируют родителей на конструктивное восприятие интеллектуальных, эмоциональных, бытовых и других проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка. Работа в рамках «Родительского университета» способствует повышению педагогической подготовленности родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения к воспитанию и обучению детей.

В рамках этого направления проводится консультативная работа, т.е индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, в результате которого родители получают высококачественный информационный материал о видах помощи со стороны специалистов реабилитационного центра. В ходе консультирования педагог и родители совместно определяют пути решения проблем, связанных с воспитанием больного ребенка, внутрисемейных конфликтов. Родители могут обсудить со специалистом проблемы развития и обучения ребенка. Кроме того, по принципу обратной связи и специалисты в ходе консультаций находят ответы на свои вопросы. Предпосылкой успеха консультирования профессионалами является психологическая способность родителей воспринимать, понимать и усваивать информацию.

Консультирование возможно индивидуальное и семейное. Специалисты предпочитают второй вариант, но в каждой семье чаще всего только один из родителей постоянно находится рядом с ребенком и занимается его обучением и воспитанием (как правило, это мать), поэтому на практике в большей степени применяется индивидуальное консультирование.

Обучающая работа педагога – это оказание помощи родителям в организации занятий дома в соответствии с индивидуальной реабилитационной программой.

Практическое направление во взаимодействии педагогов и родителей – проведение тематических конференций по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях. В работе конференций могут принимать участие представители общественных организаций. Обычно конференции посвящены одному из аспектов развития, воспитания или обучения детей с ограниченными возможностями. К этому направлению работы относятся также проведение «круглых столов», личностно–ориентированных семинаров–тренингв для родителей (тренинги ситуаций, тренинги уверенности).

Совместная деятельность и общение педагогов и родителей имеют многообразные организационные формы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьями: социальный патронаж, объединение семей в неформальные группы с целью расширения их коммуникативных возможностей, организация совместной с детьми общественно значимой деятельности и досуга, выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, расширение сферы дополнительных образовательных услуг.

Работа педагога с семьей делится на несколько этапов. На первом этапе предполагается сбор эмпирической информации о семье, определение возможностей партнерства, т.е. создание информационной платформы для дальнейшей реабилитационной работы. Эти сведения включают:

На этом этапе необходимо знать мнение семьи о практической значимости для них реабилитационной программы, что позволит увеличить эффективность взаимодействия специалистов и дошкольного учреждения, повысить эффективность реабилитации ребенка. Задача педагога - поддерживать родителей эмоционально, обмениваться с ними информацией о воспитании и обучении детей, способствовать улучшению взаимоотношений между детьми и родителями, сотрудничать с родителями. Принципы такого взаимодействия – добровольное участие и двухсторонняя коммуникация. Информированность обо всех результатах обследования ребенка, совместное их обсуждение, знание целей и результатов, объемов и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации, направленной на реализацию имеющегося у ребенка реабилитационного потенциала способствует вовлечению родителей в этот процесс и, в конечном итоге, повышает его эффективность.

На втором этапе проводятся анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы с семьей.

Третий этап содержит разработку и реализацию (по необходимости, корректировку) программы поддержки семьи, что включает в себя образовательную, психологическую, посредническую, информационную, организационную помощь. Программа может быть рассчитана на решение одной проблемы или комплекса проблем, может быть кратковременной или долговременной, что диктуется имеющимися у семьи проблемами. Главное на этом этапе: оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения их позитивного влияния на развитие ребенка; расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, его перспективах, о способах и методах его лечения и воспитания с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении ребенка и реабилитационных мероприятий. Обучение родителей навыкам ухода за ребенком, приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей их психическому развитию, ознакомление с развивающими дидактическими играми позволяет минимизировать состояние психического дискомфорта, вызванного заболеванием их ребенка. Родители знакомятся с закономерностями психического развития и психологических особенностей детей, с психокоррекционными приемами, которые целесообразно использовать в процессе воспитания и развития детей.

Специалист прекращает работу с семьей в трех случаях: по достижении ребенком 18-летнего возраста, в связи со снятием статуса инвалида или в результате окончания какого-то этапа реабилитации ребенка В последнем случае продолжается взаимодействие с семьей, что позволяет педагогу быть информированным о развитии ребенка, об условиях его проживания. На данном этапе проводятся по необходимости консультации для родителей и, если возникают проблемы, которые требуют вмешательства специалистов, то начинается новый цикл работы с семьей (этап 2).

В конечном итоге эффективность работы специалистов реабилитационного центра с семьей оценивается нами через изменение качества жизни семьи, результаты социализации ребенка. Например, трудоустройство того из родителей, который до помещения ребенка в реабилитационный центр не работал, положительное изменение внутрисемейных отношений, изменение самооценки родителей, увеличение объема навыков самообслуживания ребенка и т.д.

Часто специалисты, работающие с семьей, не учитывают, что и перед родителями стоят задачи, способствующие успешной реабилитации ребенка с проблемами развития. Только от родителей зависит создание внутри семьи спокойной, доброжелательной атмосферы по отношению к ребенку-инвалиду, что способствует процессу реабилитации с учетом тех режимных ограничений, которые необходимы в связи со спецификой заболевания. Реализации этой же цели служат овладение родителями основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях обучающих занятий, а также овладение знаниями о правах ребенка и реализация этих знаний для защиты прав своего ребенка. К обязанностям родителей относятся и обеспечение ребенка медикаментозными и другими видами медицинской помощи, организация питания ребенка-инвалида в соответствии с установленной для профиля его инвалидирующего заболевания диетой, и контроль за своевременным приемом ребенком предписанных ему медикаментозных средств. В связи с тем, что реабилитацией ребенка занимается обычно один член семьи, он должен согласовывать интересы ребенка и других членов семьи.