Области диагностического исследования административного учреждения.
В ниже приведенных примерных списках указываются предметы, их определения и методы исследования. Это позволит социологу–консультанту наиболее полно описать предметную область диагностики, которая поможет понять характер административной организации, оценить уровень ее деятельности, выявить неиспользуемые ресурсы и определить возможные улучшения.
1. Стратегия. Контрольный список вопросов для анализа целевой ориентации административного учреждения, факторов эффективного управления (политика, организация, персонал), выявления «болевых точек» технических, административных и культурных параметров организации.
Предмет | Определение | Методы |
Методология | Методы определения цели и задач Принципы разработки политики, организационных мероприятий и планов работы с персоналом
| Тестирование
Организационный аудит |
Ориентация | Оценка ориентации администрации
| Тестирование |
Стратегический выбор | Оценка основных выборов (на административные или общественные интересы) | Фокус-группа |
Параметры | Оценка состояния факторов, заданных техническими, административными и культурными параметрами организации | Организационный аудит |
Ключевой вопрос – уточнение цели учреждения. Прояснение данного вопроса – стартовое условие и руководство к действию для составления, выбора и уточнения стратегии достижения целевых параметров, т.е. результатов, которых организация стремится достигнуть в долгосрочной перспективе.
Человеческие ресурсы. Контрольный перечень вопросов призван выявить влияние кадровой политики, ее принципов и критериев, применяемых к отбору, оценке, повышению квалификации персонала, поощрению работников, на деятельность и перспективы развития административного учреждения.
Предмет | Определение | Методы |
Управление человеческими ресурсами (УЧР)
| Концепция и политика
| Схема анализа УЧР
|
Структура персонала
| Возраст, пол Компетентность (по категориям) Условия найма Текучесть кадров
| Анализ документов |
Комплектование и отбор
| Практика комплектования штатов Практика отбора претендентов
| Опрос Фокус-группа |
Обучение и развитие
| Оценка персонала Перспективы продвижения по служебной лестнице Организация, формы и методы обучения
| Анализ документов Тестирование |
Оплата труда и мотивация
| Система оплаты труда Уровни и дифференциалы в оплате труда Оплата (премирование) по результатам труда Моральные стимулы
| Анализ документов Опрос |
Отношение труда и управления | Природа этих отношений Влияние на управление | Тестирование |
Ключевой момент в данной области – стимулирование и мотивация персонала на последствия (результаты) труда. Обслуживающие государственные организации по возможности помещают чиновников в конкурентную среду, создавая тем самым, зависимость их доходов от потребителей.
Административная деятельность и ее эффективность. Первая группа проблемных вопросов связана с профильным анализом основного рабочего процесса: какова его цель, ориентирован ли он на потребителя; кто управляет процессом; какие ресурсы используются для его организации и т.п. Вторая группа вопросов сводится к оценке эффективности административной деятельности, определению критериев, показателей и др.
Ключевая проблема – подотчетность административного учреждения. Перед кем оно несет ответственность: государством или обществом? Исходя из этого выводятся показатели экономности, действенности и эффективности исполнительской деятельности.
Предмет | Определение | Методы |
Управление рабочим процессом | Концепция
Применяемая стратегия
| Анализ документов Фокус-группа |
Процедуры и технологии
| Тип, уровень, сложность | Наблюдение |
Организация процесса | Схема течения процесса
Ресурсы и поставщики Характеристики исполнения процесса | Анализ документов Наблюдение Опрос Метод ПАП |
Поддержка и контроль | Планирование, координирование, учет | Анализ документов Опрос |
Показатели экономии | Стоимость входящих ресурсов | Метод ЭДЭ |
Показатели действенности | Степень достижения цели | Метод ЭДЭ |
Показатели эффективности | Продуктивность, производительность, рентабельность
| Метод ЭДЭ |
Позиция на рынке услуг | Достигнутое положение (лидерство и т.д.)
| Анализ документов |
Тенденции | Положительные и отрицательные факторы, влияющие на эффективность
| Факторный анализ |
Повышение эффективности | Программа повышения эффективности | Анализ документов |
Культура. По мере расширения диагностического анализа социолог-консультант углубляет свои представления об обследуемом административном учреждении. Это дает возможность обнаружить влияние уточненных целей организации, стимулов, системы отчетности на привычки, ментальность и умонастроения людей.
Особого внимания потребуют вопросы стиля руководства ключевых сотрудников, соответствия индивидуальных особенностей работников организационной культуре и др.
Предмет | Определение | Методы |
Предназначение организации | Ориентация на административные или общественные интересы | Тестирование |
Ключевые сотрудники | Отношения к переменам Преобладающий стиль руководства | Наблюдение Тестирование |
Распределение властных полномочий | Должности или лицу | Фокус-группа |
Контакты | Приказные или конвенциональные | Социометрия |
Дисциплина | Добровольная или принудительная | Наблюдение
|
Принятие решений | Индивидуальное или коллективное | Метод ПАП |
Информация | Достояние всего персонала или отдельных лиц | Опрос |
Критерии отбора кадров | Профессиональные, нравственные, политические | Анализ документов |
Карьера | Ротация, возможности стажировок | Опрос |
Привилегии | Социальная и правовая защита | Анализ документов |
Особые условия | Персональные автомобили, отдельная столовая, закрытая поликлиника, дачи | Наблюдение
Интервью |
Связи с общественностью. Административные учреждения, оказывающие публичные услуги гражданам, посредством ПР-деятельности осуществляют связи с общественностью. Социолог-консультант осуществляет помощь руководству организации при принятии управленческих решений с ориентацией на настроения и возможные ответные реакции общественности. Он призван построить картину о состоянии массового сознания, уровне авторитета, репутации административного учреждения.
Ключевая часть – определение характера внутреннего поведения (устойчивость отношений, сплоченность работников) и внешних действий, поддерживающих равновесие организации с социальным окружением, что должно обеспечить атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества.
Предмет | Определение | Методы |
Управление общественными отношениями | Концепция и стратегия | Анализ документов |
Среда | Рынок публичных услуг Портфель заказов | Фокус-группа Анализ документов
|
Миссия | Программа публичных услуг | Анализ документов |
Сегментация общественности | Структура целевых аудиторий | Опрос |
База потребителей | Первичные, вторичные и внутренние клиенты | Фокус-группа
|
Технология | Алгоритм действий | Наблюдение |
Информационная деятельность | Значение, охват, частота, влияние | Опрос |
Каналы коммуникации | Средства, престижность, качество | Наблюдение |
- Административно-практический уровень социальной инженерии.
- Сущность управленческого консультирования.
- Основания классификации консалтинговых услуг.
- Структура и основные приемы разработки консалтингового проекта.
- Технологизация консультирования.
- Области диагностического исследования административного учреждения.
- Организационный аудит в системе стратегического управления.
- Процедуры анализа и описания работы.
- Методы оценки персонала.
- Метод профильного анализа процесса.
- Изменение культуры
- Пользователи процесса
- Список некоторых конечных результатов процесса аттестации
- Ресурсы и поставщики
- Время цикла процесса
- Измерение характеристик исполнения
- Измерение вложений ресурсов
- Методика оценки эффективности административной организации.
- Методика оценки соответствия индивидуальных особенностей работника организационной культуры.
- Методы определения уровня служебной этики.
- Процедуры выявления стиля управления.
- Технология изменения административной культуры.
- Дерево решений для инноваций.
- Алгоритм внедрения нововведения.
- Виды социологических исследований.
- Программа социологического исследования.
- Структура программы социологического исследования.
- 1.4. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования
- 1.5. Гипотезы исследования
- Объект и предмет социологического исследования.
- Цели и задачи социологического исследования.
- Гипотезы и их роль в проектировании.
- Логический анализ основных понятий: интерпретация и операционализация.
- Измерения в социологии. Виды шкал.
- Метод опроса.
- Правила конструирования анкеты.
- Метод наблюдения.
- Метод анализа документальных источников. Контент-анализ.
- Методы социометрии.
- Эксперимент в социологических проектах.
- Метод определения выборочной совокупности.