98. Рынок труда и занятость в Швеции.
Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между
трудом и капиталом на рынке труда.
В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.
С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла свое лидерство. С 1990 по 1994г. численност рабоче силы сократилась более чем на полмиллиона человек.
Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995 и 1996 гг. Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5% в год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях. В 1996 г. официальная безработица составила 8,1% рабочей силы. Если включить занятых в программах на рынке труда, то показатель безработицы составил 12,6%.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.
Занятость.Политика "полной занятости" была провозглашена и стала осуществляться в Швеции в начале 60-х годов (этот термин не понимался буквально - всем было ясно, что в рамках рыночной экономики стопроцентной занятости добиться невозможно). Такая политика лишь означала, что государство, правительство, общество, стремясь к тому, чтобы безработица оставалась в рамках "общественно приемлемого" минимума, позаботились о соответствующих пособиях, которые давали бы безработному возможность существовать, не побуждая его "идти на баррикады". В резолюции одного из съездов шведские профсоюзы сформулировали свое понимание проблемы так: "Наша точка зрения в отличие от либеральной состоит в том, что люди должны иметь не только равные стартовые возможности, но и более равноправные условия в течение всей жизни, т.е. реальное равноправие. Результатом будет уменьшение бедности и рост среднего класса". Профсоюзы уже давно привлечены к решению проблем занятости: в их распоряжении находятся кассы страхования от безработицы. Вместе с уплатой профвзносов все работники в обязательном порядке делают взносы и в эти кассы. Из них профсоюзы выплачивают пособия по безработице, размеры которых составляют существенную долю прежних зарплат. Политика "полной занятости" предусматривает создание системы профессиональной подготовки, призванной не только переучивать трудящихся в соответствии с требованиями рынка, но и учитывать его перспективные потребности; введение досрочного пенсионирования; увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска; централизованное содействие перетоку рабочей силы в отраслевом и территориальном аспектах и др. Отличительная особенность активной политики рынка труда в Швеции в том, что она носит, опережающий характер, т.е. предусматривает заблаговременное создание рабочих мест или мест в системе переподготовки кадров.
Особо хотелось бы отметить возрастающее значение переподготовки работников в рамках "непрерывного образования", или "образования в течение всей жизни", нацеленного на увеличение производительности труда за счет повышения уровня знаний работников, квалификации, а не интенсификации их труда. В частности, законодательно закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска (напомним, что шведы были в числе инициаторов принятия соответствующей Конвенции МОТ № 140, 1974 г.). В последние годы в Швеции снизился интерес к общественным работам как методу борьбы с безработицей, хотя в недавние времена они широко применялись.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.