logo
1-7

43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.

Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с клиентом стала экспертная оценка – социальный диагноз, которая предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.

Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальный работник стремится выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения.

Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействие с социальным окружением. В Энциклопедии социальной работы приводятся вопросы, на которые необходимо ответить социальному работнику:

- кто является клиентом? Каковы его демографические характеристики и стадия развития жизненного цикла?

-Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника, людей из социального окружения клиента?

- Каким образом, когда и кто заметил проблему и что этому предшествовало?

- Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?

При этом необходимо также проанализировать отношения между индивидом, семьей и другими группами, к которым принадлежит клиент:

- какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью или в другую группу?

- Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?

Кто из окружения клиента принимает решение и какие процедуры и как это влияет на достижение елей индивидов и системы?

- Каковы основные конфликты, касающиеся клиента и какие меры принимаются для их разрешения?

В ходе взаимодействия социального работника и клиента необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой они оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника: обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.

Все это позволяет дать более точную и быструю оценку, поставить социальный диагноз.

  1. Социальная работа с военнослужащими, с военнослужащими, уволенными в запас, и членами их семей.

Изучение опыта организации социальной службы армии Великобритании включает 3 направления:

  1. социальная поддержка военнослужащего;

  2. социальная поддержка жен военнослужащего

  3. социальная поддержка семьи военнослужащих.

Каждое направление решает свои специфические задачи, но вместе они дополняют друг друга.

В районе дислокации воинских гарнизонов Великобритании функционируют Службы поддержки военнослужащего(СПВ). Они ориентированы на оказание помощи самим военнослужащим, проходящим воинскую службу в данном гарнизоне. СПВ выступает солидной опорой и помощью военнослужащему при возникновении у него какой-либо проблемы в процессе службы, с которой он сам не в состоянии справиться.

Служба призвана помочь ему в данной ситуации советом, помощью. Она способна многие вопросы(проблемы) решать сама, а также, при необходимости, привлекать необходимых специалистов, способных оказать необходимую помощь в ситуации.

Совет предалагает:

  1. Личный совет и помощь военнослужащему при возникновении у него какой-либо проблемы;

  2. Поддержку военнослужащего Общественным центром;

  3. Услуги информационного Центра.

В службе функционирует информационный Центр. В нем имеется значительная информация(Банк данных) по проблемам, которые возникали у военнослужащих Великобритании. Она (информ-я) формировалась многие десятилетия. Вся информация и помощь военнослужащему в СПВ предоставляется бесплатно и конфиденциально.

Службы поддержки жен военнослужащих(СПВЖ)

Главные усилия служб в работе с женами направлены на то, чтобы обеспечить в период выполнения их мужьями своего воинского долга по службе, средствами социальной работы положения, когда им не приходилось бы ощущать чувства потерянности, одиночества, беспомощности.

Работами с женами занимается специальный центр «Хайв», в обязанности его специалистов входят: изучение интересов жен военнослужащих, их проблем, трудностей, встречи с ними и организация соответствующей квалификационной помощи. По выявлению имеющихся проблем семьи, организатор старается по возможности максимально помочь ей советом, консультацией, направлением к соответствующему специалисту.

Специалисты службы организуют досуг, всячески привлекают семьи и рабоают с ними . Имеются: кафе, зал для выступлений, игровые комнаты, информационный центр, мастерсткая, читальный зал.

Служба поддержки семей военнослужащих(СПСВ)

За время прохождения службы семьи военнослужащих испытывают на себе множество факторов с отпечатком своеобразия воинской службы, некоторые из которых периодические, а некоторые одновременно, что требует учета их в процессе организации социальной работы в гарнизоне. Она осуществляется на уровне специальных организаций(н-р, Бюро советов для семей военнослужащих), либо общественных организаций, функционирующих в гарнизоне или специально формируемых самими семьями военнослужащих