logo
1-7

70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.

Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.

Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.

Беспризорные дети — дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети-беглецы — дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентации и других причин, приведших к кризису отношений.

Существует 5 групп детей ведущих бродячий образ жизни. В первую группу были отнесены дети, причиной бродяжничества и беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей

Вторая группа детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.).

Третья группа несовершеннолетних бродяг и беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний.

Четвертая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, специальные учреждения среднего профессионального образования, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контрол, они были размещены в детских учреждениях.

Среди причин роста детской беспризорности и безнадзорности называют следующие:

§ падение доходов семей с детьми, часто до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;

§ резкое увеличение распространенности кризисных явлений в семье (повышение нестабильности семей, увеличение числа неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);

§ морально-психологический кризис у части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей, распространение морали вседозволенности;

§ рост криминализации общества, распространенность (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.

ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий:

o дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;

o дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;

o беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.

Побеги детей-сирот

К самовольным уходам детей склоняет система отношений и взаимодействия в группе, а так же различные нарушения психики.

факторы влияющие на побеги:

- Отклонения, нарушения в психическом развитии;

- Повышенная внушаемость, подражание кому-то;

- Влечение совершить побег;

- Отсутствие эффективных методов профилактики и коррекции.

- Первые побеги совершают дети из-за страха получить наказание;

- Вторичные - стериотип, привычка.

Типы побегов детей-сирот:

1. Эмансипационные побеги 45% совершают именно такие побеги:

- Избавиться от всего негативного, что было в прежней жизни (12-15 лет).

Поводы: ссоры, столкновения и тд. Эти побеги совершаются не в одиночку.

2. Импульсивные побеги 26%

- Первые побеги совершаются из-за жестокого обращения;

- Гиперпротекция, ошибки воспитания (7-15 лет).

3. Демонстративные побеги 20%

- Как правило, дети убегают не далеко;

- Хотят получить материальную выгоду (12 - 17 лет).

4. Дромоманические побеги 9%

- Совершаются от перемены настроения.

Классификация побегов H. Stutte, 4 вида:

1. Побеги как следствие недостаточного надзора, поиск развлечений;

2. Реакция на требования и недостаток внимания;

3. Побеги как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;

4. Специфические пубертатные (подростковые) из-за фантазерства и мечтательности.

Классификация Roberts:

Дети беглецы:

- исследователи, искатели приятного общества;

- шантажисты;

- от проблем;

- от опасности.

Технология работы с детьми, совершающими побеги, зависит от взаимоотношений ребенка с семьей или домом, в котором он обитает.

Причины побегов детей-сирот из УГВ

- Социально-экономические условия;

- Потеря чувства безопасности;

- Хронические конфликты;

- Ущемление прав ребенка.

Общественная программа для бездомной молодежи .Центр «Саши Брюс»

Общественная программа Саши Брюс рассчитана на молодежь. Она предоставляет жилье, услуги, питание, обучение и подготовку кадров для бездомных молодых людей. При этой организации имеется приют для детей, находящихся в экстренных ситуациях, работает телефонная линия срочной связи, осуществляется помощь матерям-подросткам и проводится культурно-разъяснительная работа.

Директор приюта для сбежавших детей Джон Джонс отметил 14 основных элементов в организации:

- Работа 6-ти домов для детей-беглецов. Такие дома действуют как кризисные ночлежки для детей, в основном, 12- 14 лет (и др.). Зависимые от наркотиков и алкоголя нуждаются в том, чтобы находится вне дома.

Такие ночлежки рассчитаны на 15 мест. Дети могут находится там 2-3 недели. В течение этого времени с детьми работают психологи. После того, как подросток покинет приют, за ним осуществляется надзор в течение 3-х месяцев.

- Работа с семьей. Специалисты Центра регулярно проводят беседы с родителями подростка. Дня обоих сторон важно найти причину, по которой подросток не хочет находиться дома.

- Действует «Переходная программа» для молодых людей 16-18 лет, которые по каким-либо причинам не могут вернуться домой. В течение полутора лет их обучают быть независимыми: решать различного рода проблемы с помощью полученных навыков и знаний.

- Существуют «Выездные программы». Специалисты «Центра» встречаются с подростками на улицах и рассказывают им о вреде наркомании и алкоголизма, о необходимости обеспечения собственной безопасности.

- Есть «Программа для молодых людей (от 18 до 24 лет). В рамках этой программы молодые люди получают эквивалент аттестата зрелости. А также они получают профессиональные навыки.

- В Специальной школе обучаются дети (7-8 лет), которые по каким-либо причинам не могут успешно учится в обычной школе. Они пользуются большим вниманием со стороны учителей.

- В «Центр» дети также попадают по направлениям от школ, судебных органов, семей и др.

- Основная задача «Центра» - обеспечение безопасности детей.

- Финансирование осуществляется с помощью федеральных средств, сборов, грантов и др.

- У «Центра» 125 штатных сотрудников и около 200 волонтеров.

- Средний возраст детей, находящихся в «Центре» 16 лет.

- Сотрудники «Центра»- это специалисты с высшим, как правило, образованием в таких областях, как психология, социальная работа, юриспруденция.

2 раза в неделю – проводится «терапия искусством»;

У подростка есть возможность заработать деньги на «карманные расходы». В «Центре» действует система баллов. Количество баллов зависит от поведения подростка. Эта система служит стимулятором хорошего поведения подростка.

Совет директоров «Центра» представляет отчет по расходованию денежных средств Отделу по делам семьи и детей Департамента по социальному обеспечению.