70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.
Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Беспризорные дети — дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Дети-беглецы — дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентации и других причин, приведших к кризису отношений.
Существует 5 групп детей ведущих бродячий образ жизни. В первую группу были отнесены дети, причиной бродяжничества и беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей
Вторая группа детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.).
Третья группа несовершеннолетних бродяг и беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний.
Четвертая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин.
Последняя, пятая группа несовершеннолетних состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, специальные учреждения среднего профессионального образования, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контрол, они были размещены в детских учреждениях.
Среди причин роста детской беспризорности и безнадзорности называют следующие:
§ падение доходов семей с детьми, часто до катастрофически низкого уровня; безработица взрослых членов семьи;
§ резкое увеличение распространенности кризисных явлений в семье (повышение нестабильности семей, увеличение числа неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);
§ морально-психологический кризис у части общества в условиях выработки новых морально-нравственных ценностей, распространение морали вседозволенности;
§ рост криминализации общества, распространенность (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.
ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий:
o дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
o дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;
o беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.
Побеги детей-сирот
К самовольным уходам детей склоняет система отношений и взаимодействия в группе, а так же различные нарушения психики.
факторы влияющие на побеги:
- Отклонения, нарушения в психическом развитии;
- Повышенная внушаемость, подражание кому-то;
- Влечение совершить побег;
- Отсутствие эффективных методов профилактики и коррекции.
- Первые побеги совершают дети из-за страха получить наказание;
- Вторичные - стериотип, привычка.
Типы побегов детей-сирот:
1. Эмансипационные побеги 45% совершают именно такие побеги:
- Избавиться от всего негативного, что было в прежней жизни (12-15 лет).
Поводы: ссоры, столкновения и тд. Эти побеги совершаются не в одиночку.
2. Импульсивные побеги 26%
- Первые побеги совершаются из-за жестокого обращения;
- Гиперпротекция, ошибки воспитания (7-15 лет).
3. Демонстративные побеги 20%
- Как правило, дети убегают не далеко;
- Хотят получить материальную выгоду (12 - 17 лет).
4. Дромоманические побеги 9%
- Совершаются от перемены настроения.
Классификация побегов H. Stutte, 4 вида:
1. Побеги как следствие недостаточного надзора, поиск развлечений;
2. Реакция на требования и недостаток внимания;
3. Побеги как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
4. Специфические пубертатные (подростковые) из-за фантазерства и мечтательности.
Классификация Roberts:
Дети беглецы:
- исследователи, искатели приятного общества;
- шантажисты;
- от проблем;
- от опасности.
Технология работы с детьми, совершающими побеги, зависит от взаимоотношений ребенка с семьей или домом, в котором он обитает.
Причины побегов детей-сирот из УГВ
- Социально-экономические условия;
- Потеря чувства безопасности;
- Хронические конфликты;
- Ущемление прав ребенка.
Общественная программа для бездомной молодежи .Центр «Саши Брюс»
Общественная программа Саши Брюс рассчитана на молодежь. Она предоставляет жилье, услуги, питание, обучение и подготовку кадров для бездомных молодых людей. При этой организации имеется приют для детей, находящихся в экстренных ситуациях, работает телефонная линия срочной связи, осуществляется помощь матерям-подросткам и проводится культурно-разъяснительная работа.
Директор приюта для сбежавших детей Джон Джонс отметил 14 основных элементов в организации:
- Работа 6-ти домов для детей-беглецов. Такие дома действуют как кризисные ночлежки для детей, в основном, 12- 14 лет (и др.). Зависимые от наркотиков и алкоголя нуждаются в том, чтобы находится вне дома.
Такие ночлежки рассчитаны на 15 мест. Дети могут находится там 2-3 недели. В течение этого времени с детьми работают психологи. После того, как подросток покинет приют, за ним осуществляется надзор в течение 3-х месяцев.
- Работа с семьей. Специалисты Центра регулярно проводят беседы с родителями подростка. Дня обоих сторон важно найти причину, по которой подросток не хочет находиться дома.
- Действует «Переходная программа» для молодых людей 16-18 лет, которые по каким-либо причинам не могут вернуться домой. В течение полутора лет их обучают быть независимыми: решать различного рода проблемы с помощью полученных навыков и знаний.
- Существуют «Выездные программы». Специалисты «Центра» встречаются с подростками на улицах и рассказывают им о вреде наркомании и алкоголизма, о необходимости обеспечения собственной безопасности.
- Есть «Программа для молодых людей (от 18 до 24 лет). В рамках этой программы молодые люди получают эквивалент аттестата зрелости. А также они получают профессиональные навыки.
- В Специальной школе обучаются дети (7-8 лет), которые по каким-либо причинам не могут успешно учится в обычной школе. Они пользуются большим вниманием со стороны учителей.
- В «Центр» дети также попадают по направлениям от школ, судебных органов, семей и др.
- Основная задача «Центра» - обеспечение безопасности детей.
- Финансирование осуществляется с помощью федеральных средств, сборов, грантов и др.
- У «Центра» 125 штатных сотрудников и около 200 волонтеров.
- Средний возраст детей, находящихся в «Центре» 16 лет.
- Сотрудники «Центра»- это специалисты с высшим, как правило, образованием в таких областях, как психология, социальная работа, юриспруденция.
2 раза в неделю – проводится «терапия искусством»;
У подростка есть возможность заработать деньги на «карманные расходы». В «Центре» действует система баллов. Количество баллов зависит от поведения подростка. Эта система служит стимулятором хорошего поведения подростка.
Совет директоров «Центра» представляет отчет по расходованию денежных средств Отделу по делам семьи и детей Департамента по социальному обеспечению.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.