logo
1-7

17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц

На современном этапе развития ЕС произошло новое перераспределение социальных функций между его институтами и национальными правительствами. Исходя из положений упомянутого Договора, Европейская комиссия подготовила три программных документа - Зеленую книгу "Альтернативы для Союза", посвященную европейской социальной политике (ноябрь 1993 г.), Белую книгу "Европейская социальная политика: путь для Союза" (июль 1994 г.) и "Среднесрочную программу социальных действий, 1995-1997" (апрель 1995 г.). В этот перечень непременно должна быть включена также Белая книга о росте, конкурентоспособности и занятости (декабрь 1993 г.), в которой сформулирован принципиальный подход ЕС к взаимосвязи экономической и социальной политики в целом, и в первую очередь - к определению оптимального баланса между содействием повышению конкурентоспособности и экономическому росту, с одной стороны, и обеспечением высокого уровня занятости, гарантиями социальной защиты - с другой.

Долгосрочная политика занятости названа приоритетом № 1 во всех важнейших документах EC, опубликованных в 1993-1997 гг. Этот курс направлен на достижение двух взаимосвязанных целей - во-первых, эффективно использовать человеческие ресурсы, чтобы полностью реализовать выгоды крупнейшего в мире единого рынка, укрепив тем самым позиции ЕС в мировой экономике, и, во-вторых, поднять уровень политической поддержки населением планов дальнейшего объединения Европы.

Новый подход к проблеме занятости, пожалуй, наиболее четко сформулирован в Белой книге о социальной политике: "Слишком долго Европа концентрировала основные усилия на регулировании безработицы, тогда как высшим приоритетом должно стать стимулирование создания новых рабочих мест". Решение такой задачи требует согласования целого ряда направлений экономической и социальной политики, поскольку необходимо, с одной стороны, стимулировать экономический рост и производственные инвестиции, создающие новые рабочие места, а с другой - увеличить вложения в "человеческий капитал", то есть в подготовку рабочей силы нового качества. Этот подход нашел отражение в стратегии занятости, утвержденной на сессии Европейского совета в Брюсселе в декабре 1993 г. В ней было выделено семь основных направлений действий:

- совершенствование системы образования и профессиональной подготовки;

- более гибкая политика на уровне предприятий и на рынке труда в целом;

- организационная перестройка работы на уровне отдельных предприятий;

- целенаправленный курс на снижение косвенных затрат на рабочую силу;

- более эффективное использование государственных фондов, созданных для решения проблем безработицы;

- реализация специальных программ с целью профессиональной подготовки молодежи;

- содействие росту занятости с учетом новых требований.

Такая переориентация стратегии занятости неразрывно связана с решением задачи создания единого рынка рабочей силы в ЕС. Как отмечается в Белой книге о социальной политике, "реальный европейский рынок рабочей силы до сих пор не создан". Решить эту задачу не просто, поскольку мобильность рабочей силы намного уступает мобильности капитала. Социальная программа ЕС предусматривает принятие ряда мер, способствующих повышению мобильности рабочей силы, таких как обеспечение права на проживание, признание профессиональных дипломов, урегулирование пенсионных прав и порядка налогообложения граждан одного государства-члена, работающего в другом государстве-члене, и т.п. Предусмотрено также совершенствование ряда положений, касающихся прав трудящихся-мигрантов из третьих стран, если те въехали, проживают и трудятся в странах ЕС на законных основаниях. (В середине 90-х годов мигранты из третьих стран составляли около 5% экономически активного населения Евросоюза.