120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психологопедагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.(24.С.221).
Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
выявление причин и условий, способствующих возникновению какойлибо проблемы или комплекса проблем;
уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей (22,31).
В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:
1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).
2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).
3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели (32.С.419).
4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).
5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домовинтернатов, приютов, детских домов и заключённые).
6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).
Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:
1.Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения.
2.Жизнедеятельность семей и групп «социального риска».
3.Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения.
4.Условия содержания и жизнедеятельности в учреждениях социального обслуживания, попечительства, наказания и перевоспитания.
Помимо вышеперечисленных, многие другие проблемы социальной жизни могут рассматриваться, при определённых условиях, как возможные объекты социальной профилактики – экологическое благопол учие региона, состояние рынка труда, демографические и т.д.
Первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы. Так, в отношении проблемы пьянства и наркомании первичная профилактика может выглядеть как комплекс мероприятий, направленных на население, еще не имеющего проблемного поведения, связанного с потреблением алкоголя и наркотиков.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогическое, психологическое и социальное влияние.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ. Это могут быть подростки группы риска, социально-неблагополучные семьи. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения.
Третичная профилактика в этом случае будет комплексом мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотических средств. Ее задача будет состоять в создании поддерживающей и развивающей среды.
К числу основных аспектов профилактической работы с клиентом относятся:
1) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;
2) эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния]
3) деятельностно-практический, или поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.
К числу слабо проработанных сторон социальной профилактики относится ее условная верифицируемость. Бывает очень сложно подсчитать истинный эффект профилактической работы, так как он предполагает сослагательность, предположительность касательно того, как бы развивались события, если бы не воздействие профилактических мероприятий.
Подсчет эффекта социальной профилактики, ее экономической и социальной отдачи требует привлечения целой группы разнопрофильных экспертов и использование широкого перечня специальных методик.
Открытость и гласность социальной профилактики (в частности, социального надзора и контроля) многократно увеличивают его эффективность. Социальная профилактика – это открытое изучение и выявление процессов и тенденций, происходящих в наблюдаемом объекте, анализ и исправление возможных отклонений от заданных условий, параметров или иных количественных и качественных характеристик его состояния. Особенно неограниченные возможности открываются при широком использовании средств массовой информации: печати, радио, телевидения и т.д. Социальная профилактика в качестве закрытого процесса возможна лишь в исключительных случаях и осуществляется специальными органами в интересах государственной безопасности или в борьбе с особо опасными преступлениями.
Гласность и открытость социальной профилактики важны еще и потому, что осуществляемый подобным образом надзор позволяет более четко выполнять предупредительную функцию. Суть данной функции заключается в том, что обеспечивается возможность уже в ходе самого процесса надзора в оперативном порядке исправлять менее существенные недостатки, не требующие дополнительных решений и указаний соответствующих служебных инстанций и должностных лиц.
Также к важным организационным условиям и методическим требованиям социальной профилактики можно отнести систематичность и непрерывность. Такие черты необходимы в силу того, что объект профилактики, как правило, представляет собой не только быстротечные социальные процессы или явления, но также и глобальные проблемы жизни общества, тех или иных социальных групп, которые требуют к себе постоянного внимания государственных служб, общественных объединений и всего населения страны. Отсюда возникает потребность постоянного и систематического отслеживания различных изменений в социальных системах общества или социальных явлений для того, чтобы держать их под соответствующим контролем, иметь возможность воздействовать на них в желаемом направлении. Если же недооценивать эти моменты, то это может обернуться серьезными последствиями, на устранение которых потом будут затрачиваться огромные материальные и финансовые ресурсы, а порой они становятся практически неисправимыми. Примерами такого рода проблем могут выступать проблемы многодетных семей, матерей-одиночек, лиц, поведение которых может стать социально опасным для общества и т.д. Также систематический контроль необходим и за демографическими процессами в целом (например, в России демографические процессы принимают угрожающий характер, о чем с каждым годом все больше и больше свидетельствуют факты: так, в январе-сентябре 1992 года родилось на 147,6 тыс. детей меньше, чем за соответствующий период 1991 года; продолжает увеличиваться уровень смертности населения: за девять месяцев 1992 года коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек) составил 11,9; в 1992 году число умерших превысило родившихся на 83,2 тыс., и теперь естественной убылью населения охвачена уже 41 территория, где проживает 67% русских). Если эти тенденции для России, вследствие бесконтрольности и не принятия соответствующих социально-экономических, прежде всего, мер будут развиваться такими же темпами и дальше, то, по прогнозам американских специалистов, к середине 21 века на планете вместо 125 млн. русских на сегодняшний день останется лишь 25 млн. человек.
Приведенные данные показывают, что очень важно соблюдать такие параметры, как: систематичность и непрерывность при социальной профилактике (причем это важно для любой сферы).
К существенной стороне методики реализации социальной профилактики можно отнести гуманизм и разумную достаточность. Под этими понятиями подразумевается соблюдение морально-нравственных и правовых начал социальной профилактики, обязывающее ставить интересы личности и общества превыше всего. Воплощение данных ценностей требует, чтобы люди, задействованные в исполнении надзора, сами были, прежде всего, людьми, глубоко чувствующими и понимающими его гуманистическую сущность, его предназначение служить интересам человека, какими бы социальными изъянами он порой не страдал, служить интересам всех людей, защищать, как уже говорилось, их права как личностей. В социальной работе постоянное присутствие чувства такта в период профилактических мероприятий в той или иной деятельности “клиента” помогает социальному работнику расположить его к себе, доверить свою беду, поделиться несчастьем, тем самым получить возможность глубже понять суть случившегося или происходящего, а значит, и найти более правильный выход из сложившейся ситуации.
В этом и заключается основная цель социальной профилактики. Она направлена на выявление причин и условий, способствующих отклонениям в поведении социальных объектов, с тем, чтобы с помощью и посредством специально разработанных мер социально-экономического, правового и организационно-воспитательного характера предупредить, не допустить новых отклонений от заданных или общепринятых норм и правил, уменьшить вероятность их проявления.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.