58. Социальная работа в сфере материального производства
Социальная политика и социальная работа в области труда и обеспечения занятости должны быть направлены на обеспечение трудовых прав работников, установленных международными конвенциями и рекомендациями Международной организации труда. Они должны предусматривать:
-в области оплаты труда установление минимального размера оплаты труда, позволяющего гражданину содержать себя и семью (включая ребенка); справедливую оплату труда в сравнении с доходом от собственности и предпринимательской деятельности;
-в области охраны труда: обеспечение безопасности труда и контроля за соблюдением правил охраны труда; организацию и поддержку обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-в области социального партнерства: организацию государством равноправного сотрудничества между объединениями работодателей и профессиональными союзами, между работодателями и работниками;
- в области обеспечения занятости: государственную поддержку отраслей и предприятий, сохраняющих и создающих новые рабочие места;
-создание условий, позволяющих обеспечивать регулирование распределения рабочей силы между отраслями и регионами в связи со структурными изменениями в экономике.
Система социальной защиты в сфере труда - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам - за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума. Социальная защита в сфере труда охватывает следующие направления: обеспечение прожиточного минимума; оказание помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для жизни; создание условий, обеспечивающих потребности граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.; обеспечение благоприятных условий труда и т.д.
Следует также иметь в виду, что в целом социальный работник в индустрии обычно является "генералитетом", или социальным работником общего профиля. Он работает с индустриальными клиентами и их семьями, проводит консультирование в кризисных ситуациях, групповые занятия для лиц предпенсионного возраста, взаимодействует с различными индустриальными социальными структурами с целью гармонизации взаимоотношений сотрудников и администрации предприятий. В практике служб социального развития достаточно четко выделяются следующие основные функции:
- социальное планирование;
- исследование и решение социальных проблем;
-учет социального фактора в производственной, технической и экономической политике предприятия;
-социальное просвещение;
- социальная защита рабочих и служащих;
- консультативная.
Решение социальных вопросов на уровне цеха: работа, условия и оплата труда, профессиональный рост и адаптация, взаимоотношения в коллективе, общественная работа, передвижение на работу и обратно, домашнее хозяйство, свободное время и воспитание детей, социальное информирование. Формирование социально-психологического климата в коллективе. К признакам благоприятного климата относят: доверие и высокую требовательность членов коллектива; демократический стиль руководства; отношения взаимной ответственности; отсутствие конфликтов и т.д. Производственная адаптация молодых рабочих. Характер прохождения производственной адаптации определяют факторы: личность субъекта адаптации, социальная среда, профессиональная деятельность, подбор и работа наставников.
Ср на предприятии
Социальная служба на предприятии ей присущи относительно закрытый характер обслуживания, т.е. направлен на сотрудников организации; разновозрастный состав социальной среды, возможности для проведения различных видов и направлений социальной работы - социально-психологической и психологической помощи, социальной работы Социальная служба при определенных условиях может стать центром превентивной работы, организации досуга, консультационной помощи, социального вмешательства Преимущества социальной работы в таких условиях очевидны: доброе знакомство с коллективом и опор а на административные механизмы влияния при решении сложных конфликтных ситуаций, отсутствие территориальной обособленности социальной службы от профессиональной деятельности клиентов; жесткий контроль над ситуацией, повышение командной идентичности под влиянием поддержки коллектива.
Социальные службы на предприятии - это элемент системы негосударственных служб социальной работы, которые предоставляют социальные услуги работникам предприятия и другим гражданам (прежде всего - представителям общины, на территории которой расположено предприятие), которые находятся в сложных жизненных ситуации или стремятся получить содействие в личностном и профессиональном развитии, проведения содержательного досуга.
Выделяются следующие направления работы социальной службы на предприятии:
1 Проведение социальных (социологических) исследований.
2 Назначение и предоставление социальной (материальной - денежной, натуральной) помощи работникам, которые (или семьи которых) находятся в трудной жизненной ситуации, другим гражданам, которыми занимается служба
3 Предоставление психологической, социально-психологической (например, через тренинги) и социально-педагогической помощи (услуг) работникам и населению.
4 Предоставление юридической помощи работникам и населению.
5 Предоставление информационно-образовательных услуг работникам (например, тренинги умений, самоменеджмент т.д.)).
6 Посредничество в решении деструктивных производственных и межличностных конфликтов между работниками предприятия.
7 Организация привлечения, обучения и деятельности волонтеров из числа работников и привлеченных граждан, не работающих на предприятии (студентов, работников социальных служб, расположенных на территории общины т.д.).
8 Развитие социальной активности работников (например, путем привлечения их к разработке и реализации различных социальных проектов)).
9 Организация досуга работников: художественные и технические кружки, клубы, туризм, спортивные соревнования, проведение культурно-массовых мероприятий (в т ч при участии самих работников предприятия - самодияльнис воть).
10 Профилактика на предприятии негативных социальных явлений (алкоголизм, наркомания, правонарушения, конфликты и т.д.)).
11 Благотворительная деятельность.
Анализируя литературу по социальной работе и указаны направления деятельности службы, определяют такие функции социальной службы на предприятии.
Диагностики; Прогностическая; Организаторская; Координационный; Посредническая; Психотерапевтическая; Пропагандистская; Профилактическая; Социально-педагогическая; Информативно-образовательная; Социально-экономическая.
Выполнение функций требует соответствующей организационной структуры.
Наиболее оптимальным штатом социальной службы есть один работник на 100-200 человек Конечно, в зависимости от конкретных условий (сложности и опасности производства, финансового состояния предприятия, его традиций), эти цифры могут быть увеличены или уменьшения.
Функционирование социальной службы на предприятии может иметь особенности, обусловленные ее правовым статусом Социальная служба на предприятии может иметь статус::
а) структурного подразделения предприятия (тогда в зависимости от формы собственности предприятия, она может рассматриваться как частная, коммунальная или государственная);
б) общественной организации, которая создается при участии руководства и работников предприятия и финансируется за счет предприятия, работников из других источников, предусмотренных законодательством;
в) государственной социальной службы с государственным финансированием (на крупных промышленных предприятиях возможно создание самостоятельных государственных социальных служб, на средних и небольших - пунктов социальных услуг и т.п.).
Свою роль в развитии социальных служб на предприятиях смогут сыграть социальные службы для семьи, детей и молодежи, особенно на тех предприятиях, где преобладают молодые работники.
Обязательным является нормативно-правовое обеспечение деятельности социальной службы на предприятии.
Особенно важным аспектом деятельности социальных служб на предприятии является привлечение, обучение и деятельность волонтеров из числа работников.
Эффективная социальная работа на предприятии невозможна без выхода за его пределы - профилактика негативных явлений среди работников, решение их социальных и психологических проблем, не связанных непосредственно с производством, предопределит движение социальной службы в таких институтов, как семья и общество, в которых живет будущий работник предприятия, школа и училище, в которых он учится.
Основным принципом предоставления социальной помощи на предприятии является принцип адресности, который заключается в целевом характере социальной помощи и определении ее величины (вида, формы
ср в сфере бизнеса
Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.
Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому. В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различные виды ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.
Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:
правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;
изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;
резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;
появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.
В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:
дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей компьютеров, организация групп иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);
услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им пособия);
услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования)
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.