logo
1-7

64. Родители как клиенты социальных служб.

   Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

   Типы "трудных" семей:

  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

  2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

  3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

  4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

  5. Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

   Для результативности работы с семьей необходима различная информация, поэтому на каждую семью, состоящую на учете в школьной социально-психологической службе, составляется социальный паспорт. Для оказания квалифицированной помощи семье разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

   Проблемы родителей;

  1. Социально-медицинские:

  • Социально-педагогические:

    • гиперопека ребенка;

    • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;

    • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

    • языковый барьер (двуязычие).

  • Социально-психологические:

    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

    • конфликты в семье.

  • Социально-экономические:

    • низкий материальный уровень семьи;

    • плохие жилищные условия;

    • низкая предметная обеспеченность.

  • Социально-юридические:

    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;

    • юридическая некомпетентность.

       ЦельСР ка:

       Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

       Методы:

    • патронаж;

    • беседа;

    • диагностика;

    • консультирование;

    • занятия;

    • тренинг;

    • информационность;

    • просвещение.

       Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    • принимать активное участие в жизни семьи;

    • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

    • уважать право ребенка на собственное мнение;

    • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

       Программа соучастия родителей, ее принципы ( на примере Латвийского законодательства)

    Права родителей можно разделить на две группы: права пользования и права соучастия. К правам пользования относится доступ к образованию и контроль реализации государством целей и обеспечение качества образования. Права соучастия есть права родителей заказывать и самим определять, каким должно быть образование. По многим вопросам отдельный родитель не имеет права требования, тогда такой вопрос может быть решен в рамках соучастия и выдвижения коллективного требования.

    Право родителей участвовать в принятии решений Принцип соучастия родителей в принятии решений в вопросах образования закреплён и латвийским законодательством и международными правовыми актами. Право соучастия требует подробного законодательного регулирования. Теоретически возможны следующие формы соучастия:

    1. Принятие решения: право голоса или право вето.

    2. Учёт мнения: право инициативы (право вносить предложение, по которому должно быть принято решение) или реагирование (право высказать мнение и обязанность органа, принимающего решение, выслушать, учесть и отразить в решении это мнение).

    3. Высказывание мнения: право на свободу слова (не влечет за собой правовую обязанность учитывать мнение).

    В латвийской системе участие родителей возможно на двух уровнях – школы и страны. На уровне страны определяются основные цели, задачи и обязательное содержание образования (государственный стандарт). На уровне школы определяются направление учебного заведения и разрабатывается учебная программа. Для участия в принятии решений в вопросах образования родителямнеобходимо:

    • право на своевременное получение информации и процедура, которая обеспечивает это право;

    • право на получение методических консультаций и независимых экспертных оценок и процедура, которая обеспечивает это право;

    • право голоса при принятии решений или обязанность учреждения принимать во внимании мнения родителей;

    • формы постоянного взаимодействия родителей, школы и министерства образования.

    На данный момент законодательно закреплено:

    • право на получение информации по вопросам образования, процедура -  «запрос – ответ»;

    • право на получение консультативной и методической помощи от государственных и самоуправленческих учреждений, процедура не определена;

    • право родителя высказывать мнение, не влекущее за собой юридических последствий;

    • советы на уровне школы, а также, советы, созданные указом самоуправления или министра как правило не имеют достаточной компетенции и права голоса в принятии решений.

    Для более эффективного отстаивания своих прав родителям следует требовать:

    • от школы, самоуправления и министерства образования своевременного информирования о предстоящих решениях и их обоснования;

    • от сейма, кабинета министров, министерства образования или самоуправления определения процедуры получения методических консультаций и независимой экспертной оценки;

    • от сейма, министерства образования, самоуправления и школы обязательных консультаций с родителями и наделение мнения родителей юридическими последствиями в процессе принятия решений;

    • от министерства образования создания общественного совета по школьному образованию;

    • от школы и сейма расширения компетенции школьных советов для решения вопросов, непосредственно связанных с содержанием и методами образования; 

    • изменения процедуры формирования школьных советов в соответствии с демократическими стандартами.