15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
Выплаты по социальному страхованию США производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Первым законом о социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа 1935 года. С течением времени этот закон обрастал многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования, дополнялся новыми положениями.
Законом 1935 года было установлено два вида социального страхования: по старости (пенсии) и безработице (пособие). Закон предусматривал также ограниченные меры помощи некоторым категориям бедняков, таким как инвалиды и сироты. Пенсии были впервые выплачены в 1937 году. В 1939 году была внесена поправка к закону о выплате пособий в связи с утратой кормильца семьи. Крупным шагом по расширению государственной системы социального страхования была также поправка 1956 года, предусматривающая выплату пособий по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой. Страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни, вызванной условиями труда, было вверено компетенции штатов. Значительным событием стала также поправка 1965 года, предоставившая право на медицинское страхование лицам в возрасте 65 лет и старше (программа «Медикэр»).
Закон 1935 года и поправки к нему распространяется на рабочих и служащих частного сектора, за исключением железнодорожников, для которых была установлена своя система социального страхования. Существуют также программы социального страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих. Такие категории трудящихся, как сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики остались неохваченными государственной программой социального страхования.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 года и поправками к нему, принято объединять под названием «Общая федеральная программа» (ОФП).
Программы социального страхования – это программы, в фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специального налога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе. К программам социального страхования относятся: страхование по старости (пенсии), страхование по утрате кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование.
Государственную пенсию по старости в полном объеме могут получать люди, достигшие 65летнего возраста (мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии, 35 лет. Если стаж меньше, то уменьшается и пенсия. Предусмотрена выплата пенсий в 62 года, но в этом случае пенсионное пособие уменьшается на 20%. В соответствии с поправкой 1983 года в начале этого века намечается увеличить пенсионный возраст до 67 лет. Средний размер пенсии в 1986 году составлял 478 долларов в месяц. Если у мужчины пенсионера на иждивении жена в возрасте 65 лет и старше, он имеет право на 50% надбавку к пенсии. Женщина, имеющая на иждивении мужа, такой надбавки не получает. Если оба супруга имеют право на пенсию, то женщина должна выбирать между собственной пенсией и 50% надбавкой мужа.
Средний размер пенсии даже с надбавками обеспечивает лишь доход примерно на уровне «черты бедности» или немногим выше, поэтому престарелые, не имеющие дополнительных средств, вынуждены вести предельно скромное существование. Пенсионеры имеют право работать, однако, начиная с определенной суммы заработка, у них вычитается из пенсии 50 центов на каждый заработанный доллар. Фактически они теряют еще больше, так как зарплата, в отличие от пенсии, облагается подоходным налогом, и в результате теряется примерно 70 центов из каждого заработанного доллара.
Пособие по утрате кормильца устанавливается членам семьи умершего в том случае, если умерший имел право на пенсию по старости, а члены семьи (переживший супруг, дети, родители) находились на его иждивении. Право на пенсию по утрате кормильца и ее объем определяются в зависимости от возраста иждивенцев и их трудоспособности. Исходной суммой для начисления пенсии является размер пенсии по старости умершего, которую он мог бы получать по достижению пенсионного возраста.
Пособие по нетрудоспособности устанавливается лицам, ставшим инвалидами в результате заболеваний или несчастных случаев, не связанных с производством. Право на получение пособия имеют трудящиеся, уплатившие определенный объем взносов и проработавшие не менее пяти лет на предприятиях, охваченных страхованием по Общей федеральной программе (ОФП). Условия начисления и размер пособия по нетрудоспособности приблизительно соответствуют условиям начисления пенсий по старости. При наступлении пенсионного возраста пенсия по инвалидности заменяется пенсией по старости.
Все пособия в рамках ОФП финансируются, как мы уже сказали, за счет налога на социальное страхование, который в равных долях взимается с наемных рабочих и с предпринимателей. Однако фактически основная часть налога выплачивается трудящимися, поскольку предприниматели находят способы перекладывания своей доли на их плечи, в частности, путем уменьшения на соответствующую сумму заработной платы. Налоговая ставка, по которой взимается взнос на социальное страхование, устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, для предпринимателей – в процентном отношении к фонду выплаченной зарплаты. Налоговая ставка постоянно растет. В отличие от подоходного налога, который носит прогрессивный характер (растет по мере роста доходов), налог на социальное страхование является регрессивным. Он взимается по единой налоговой ставке, начиная с первого заработанного доллара и далее в пределах налоговой базы. Потолок этой базы установлен в такой сумме, которая превышает заработки рядовых рабочих и служащих. В результате они платят налог со всей суммы своих
заработков, а наиболее состоятельные американцы оказываются в привилегированном положении, платя налог только с части своих доходов. Таким образом, налог на социальное страхование наибольшей тяжестью ложится на малообеспеченных: для 25% самых низкооплачиваемых американцев он превратился с самый тяжелый налог.
В ОФП включены также лица, работающие не по найму (врачи, лица свободных профессий, священники и пр.). Они платят налог на социальное страхование по установленной совокупной налоговой ставке, то есть по ставке, по которой взимается налог с трудящихся и предпринимателей совместно.
Характерной чертой государственной системы социального страхования является постоянная тенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинам. Экономические кризисы системы социального страхования вынуждают серьезно повышать налог на социальное страхование. Дальнейшие перспективы роста этого налога выглядят еще более угрожающими, в частности, в связи с демографическими сдвигами в сторону «постарения населения».
Страхование по безработице осуществляется на федеральноштатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные затем законодательством каждого из штатов. Штаты определяют категорию лиц, подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты. Фонды страхования по безработице образуются в основном за счет налогов с предпринимателей, размеры которых устанавливаются в процентном отношении от выплаченной заработной платы. Органы власти штатов могут лишать безработных пособий или снижать их уровень в случае «добровольной» безработицы, отказа от предлагаемой работы и пр. Охват пособиями во многом зависит от состояния экономики. В годы кризисов он выше и, наоборот, в стабильные времена – ниже. Законодательство штата обычно устанавливает минимально необходимый стаж, чтобы получать пособие по безработице (как правило, не менее полугода). Размер пособия – часть среднего заработка за «базовый период» (примерно 12 месяцев), когда работник получал наивысшую зарплату. В каждом штате устанавливается минимальный и максимальный размер пособия. В среднем он составляет 25 – 30% месячной зарплаты. В последние годы он составлял 160170 долларов в неделю. Обычно срок выплат составляет около 26 недель. В то же время федеральным законом предусмотрено, что в случае резкого роста безработицы срок может быть продлен до 65 недель. В этом случае федеральное правительство берет на себя финансирование дополнительных затрат.
В связи с высоким уровнем производственного травматизма и распространением профессиональных заболеваний в США существуют, в основном на уровне штатов, соответствующие программы страхования. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет не более двух третей зарплаты, в большинстве случаев и ниже. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуется от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку ввиду травмы на производстве.
Медикэр – программа медицинского обслуживания пенсионеров. Напомню, что она была создана в 1965 г. По ее условиям страхование делится на основную и дополнительную части. Основная страховка финансируется за счет налога на социальное страхование. Эти деньги идут на оплату лечения в стационаре. Дополнительное страхование считается добровольным и финансируется за счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторное лечение и консультативные услуги врачей. Понятно, что большинство американцев предпочитают обзавестись и этим видом страховки.
При поступлении в стационар пациент вносит первый взнос (равный стоимости одного дня лечения). Если он выписывается до истечения 60 дней, то он больше ничего больнице не должен. Если остается более этого срока, то с 61 по 90 день его пребывание оплачивается из расчета 25% стоимости лечения. По истечении 3х месячного срока наступает так называемый «резервный период» длительностью 60 дней, которым можно пользоваться только один раз (в случае катастро
фического заболевания) и за который пациент расплачивается из расчета ежедневной платы в размере 50% от первоначального взноса.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.