101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
В XXI в. Европа вступает со значительным грузом безработицы. Уже около 10 лет сохраняется положение, когда практически каждый десятый житель государств ЕС не имеет работы. Вместе с тем ни в одной из стран не наблюдается социальной напряженности, не отмечено серьезных забастовок и демонстраций. Подобная ситуация объяснима: социально граждане надежно защищены. Европейские правительства тратят на эти цели от 40 до 60% своих бюджетов. Безработные со стажем работы от полугода до трех лет, выплачивавшие страховые взносы в течение полугода-двух лет, получают в качестве пособий первые 14 месяцев в среднем 70% чистой зарплаты по последнему месту работы, затем — 50-60%. Причем в большинстве стран они могут получать эти суммы неограниченный срок. Исследователи выделяют три модели решения проблемы занятости в условиях замедления экономического роста: американская (предоставление низкооплачиваемых рабочих мест значительной части рабочей силы с риском создания целого класса бедных работников); скандинавская (гарантия занятости для всех посредством создания рабочих мест в государственном секторе с риском возникновения инфляционного давления и истощения государственных финансовых средств); европейская (защита доходов и условий труда занятых, предоставление через дорогостоящую систему пособий по безработице достойных доходов значительной части безработных). К маргинальным слоям относят иммигрантов, инвалидов, лиц пожилого возраста, подростков, матерей-одиночек, длительно безработных, представителей национальных меньшинств — другими словами, лиц, которые зачастую подвергаются дискриминации со стороны работодателей. Представители маргинальных слоев в наибольшей степени подвержены риску безработицы. Именно они преобладают среди так называемых отчаявшихся трудящихся, т. е. людей, переставших искать работу после длительных неудачных попыток. Их достаточно много среди молодежи, женщин и инвалидов. Рассматривается занятость и безработица среди этих групп населения в странах ЕС.
Вопрос 13. Все международные организации относят к числу стран с развитой рыночной экономикой: США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.
В некоторых изданиях ООН к ПРС относят Израиль и ЮАР.
С 1997 г. МВФ включил в число СРЭ Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.
(США)Несмотря на общую положительную динамику социального развития, США продолжают оставаться страной с полным спектром различных социальных проблем. К ним относятся: безработица, проблема бедности, расовая проблема, проблема преступности, проблема алкоголизма, жилищная проблема.
Тем не менее, растущие темпы экономического роста влекут за собой ряд заметных проблем социального, экологического и др. характера. Так, в США сегодня продолжается увеличение социального неравенства, все более заметен становится разрыв между доходами богатейшими слоями общества и беднотой. Несмотря на предпринимаемые для избавления от этого меры, большинство существующих в США (как, впрочем, и в других развитых государствах) социальных проблем не исчезают. Очевидно, таковы отрицательные последствия экономического роста, существующие практически в любом постиндустриальном обществе.
Система социального обесᴨȇчения в США столь широка, что в начале и середине 1960-х годов почти половину всех расходов федеральной казны составляли выплаты на «социальные нужды», то есть на оказание помощи людям. Это в два раза больше, чем в 60-х годах, когда на обесᴨȇчение социальных программ расходовалось лишь около 25 процентов федерального бюджета. Помимо федеральных программ правительства всех пятидесяти штатов проводят свои собственные программы помощи нуждающимся. Программы помощи бедным включают:
Пособия по социальному обесᴨȇчению -- ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обесᴨȇчивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда.
Медикейд -- оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации.
Продовольственные купоны -- книжечки сᴨȇциальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине.
Школьное питание -- бесплатные завтраки и обеды для школьников.
Распределение избытков продовольствия -- в рамках этой программы правительство скупает огромное количество продовольственных продуктов и бесплатно распределяет их среди бедных семей.
В дополнение к этому существует программа предоставления муниципального жилья бедным -- да и не только бедным -- семьям в домах, построенных за счет бюджетных средств. Федеральные, штатные и городские власти следят за тем, чтобы квартиры в этих домах доставались семьям с низким уровнем доходов. Государственные организации обесᴨȇчивают содержание домов, оплачивая ᴨȇрсонал, ремонт и отопление.
При отсутствии муниципальных домов бедных, не имеющих крова, иногда расселяют на частных квартирах или в гостиницах за счет государства.
(ЕС) Единое социальное пространство ЕС формируется достаточно медленно. В ходе расширения Европейского Союза выявились как сильные, так и слабые стороны Европейской социальной модели. В странах Центральной и Восточной Европы достаточно медленно создавались новые для этих стран организационные формы социальной защиты тех групп населения, которые больше всего пострадали от рыночных преобразований. Возникновение рынка труда в условиях глубокого спада производства, либерализации экономики и процессов структурной перестройки породило массовую безработицу, что стало причиной динамичного развития инфраструктуры рынка труда и, прежде всего, бюро по трудоустройству, выполняющих сегодня административно-социальные функции по отношению к безработным.
Направления деятельности ЕС в социальной сфере. Их можно объединить в три группы:
– содействие решению специфических социальных проблем, усугубляющих положение отдельных категорий трудящихся (женщины, молодежь, пожилые и престарелые, нетрудоспособные или ограниченно трудоспособные) или трудящихся, занятых в отдельных отраслях экономики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт и т.д.);
– содействие улучшению охраны труда и здоровья, повышению качества жизни;
– содействие постепенному сближению национальных социальных систем путем разработки общих социальных нормативов, включаемых в право ЕС.
Что касается первой группы, то в функции институтов ЕС входят как правовое регулирование; и координация действий государств-членов, так и осуществление собственных программ ("инициатив") за счет выделяемых средств из бюджета. Bo-втором и в третьем случаях преобладающей, если не исключительной, формой действий на уровне ЕС является правовое регулирование, имеющее четкий предел.
Основной функцией социальной политики государства в западноевропейских странах является перераспределение общественного продукта в елях обеспечения коллективных социальных потребностей (здравоохранение и охрана труда, щита окружающей среды, образование и профессиональное обучение) и социального обеспечения тех групп населения, которые нуждаются в поддержке государства (пенсионеры, лица с нулевой или ограниченной трудоспособностью, безработные, многодетные семьи и т.п.). Именно эта новая функция, эти новые направления государственного регулирования нашли отражение в теории и практике "государства благосостояния".
Во всех странах Северной Европы предпринимаются различные профилактические меры призванные обеспечить детям и подросткам безопасных и комфортных условия для их роста. Они могут включать как меры общего характера, так и меры, адресованные на отдельных конкретных детей и подростков.
Кроме того, если неблагоприятные условия, в которых растёт ребёнок или подросток создают риск для его развития, законодательство различных стан предуматривает шаги властей для финансового кредитования ребёнка или взятие его под опеку.
Проблемы в Швеции: Например, государственное обеспечение полного объема необходимых социальных благ и услуг, гарантирование свободного допуска всех членов общества в Швеции породило ряд таких негативных явлений, как затухание инициативы, и, прежде всего, у молодежи, тяжелых налоговый пресс на предпринимателей и широкие слои населения, кризис семьи, уравнительство в системе образования и др. Критики "шведской модели" социально-экономического развития утверждают, что данная модель не имеет широкого распространения в других странах.
Основу социальной политики Германии составляет концепция, согласно которой успешное экономическое развитие приводит к расслоению общества на бедных и богатых, поэтому государство обязано гарантировать соблюдение основных прав человека и социальную справедливость, а также способствовать экономическому росту, повышению производительности труда, созданию таких условий, которые стимулировали бы трудолюбие и предприимчивость.
Ярким примером социальной деятельности государства и предпринимателей является Швеция, основу социальной политики которой составляет принцип «социальной солидарности»: «сильный помогает слабому». Взимание налогов производится по прогрессивной шкале и составляет в среднем около 1/3 зарплаты, а у высокооплачиваемых категорий работников — 40%. Государство и общественные фонды обеспечивают фактически бесплатное здравоохранение и образование.
(Германия) Тот, кто находится в бедственном материальном положении или рискует в него попасть, имеет право на социальную помощь (Sozialhilfe)!
Условием для получения социальной помощи является то, что бедственное положение нуждающегося не может быть исправлено за счет его собственных сил и средств или благодаря поддержке других людей, в частности, его родственников. Право на социальную помощь закреплено юридически.
Социальная помощь может предоставляться в виде личной помощи, в виде денежных выплат или в виде неденежной материальной помощи. При этом различаются:
- помощь на содержание (оказываемая, в первую очередь, путем текущих денежных платежей) и - помощь в особых жизненных ситуациях (например, по инвалидности, в случаях болезни или помощь престарелым).
Вид и размер помощи зависят от особенностей каждого отдельного случая. Так, учитываются личная и хозяйственно-имущественная ситуация лиц, подающих заявления, как, например, их общая семейная ситуация или возможно имеющиеся у них права на получение помощи от других организаций и учреждений системы социального обеспечения.
Япония: Социальные проблемы Японии решаются иначе, чем в США, Германии, России и других странах. Эта страна не использует чужие образцы, а разрабатывает собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа, тщательно оберегая свою культуру. Жизненные ценности большинства японцев восходят к синтоистскому мировоззрению, оказавшемуся способным принимать культурные ценности других народов, не растворяясь в них и сохраняя своеобразие. Для жителей Японии издавна были характерны верность общему делу и чувство долга перед коллективом.
Специфичность японской системы трудовых отношений проявляется и в том, что все социальные выплаты и льготы работникам предоставляет корпорация, а не государство. Низкий уровень государственного социального обеспечения — сознательная политика японских промышленных кругов. Работник зависит от работодателя в плане получения не только заработной платы, но и жилья, отдыха, да и в целом вся его жизнь определяется фирмой. Таким образом, руководители японских фирм получают большие возможности управлять дополнительными благами для своих рабочих
В Японии широко распространено обеспечение жильем и домами отдыха за счет компании.
(Австралия) Система социального обеспечения в Австралии обеспечивает поддержание дохода и услуги для нуждающихся. Выплата пособий социального обеспечения осуществляется через государственную организацию, называемую Centrelink (Центрлинк).
(Финляндия) В Финляндии под социальным обслуживанием понимают комплекс законодательных мер для коммун, определяющих функции, которые включают общее социальное обслуживание населения, особые социальные услуги, оказываемые некоторым категориям населения и материальную помощь системы социального обслуживания. Социальное обслуживание это – часть социального обеспечения. Система социального обеспечения состоит из социального обслуживания (социальные услуги и часть материальной помощи) и материальной помощи (пособие по безработице, обеспечение зарплаты и пенсии).
В социальной политике в Финляндии первостепенное значение придается предупреждению социальных проблем. Профилактические меры являются наиболее экономичным и гуманным методом поддержания социального благополучия. Предупреждение проблем предполагает учет социальных факторов во всех общественно-политических решениях, как экологических и жилищных решениях, так и в области занятости и образования.
ОБЩЕЕ: Теоретически можно предположить, что система социальной защиты возникает в том случае, когда имеются следующие условия и факторы:
1) экономическая нестабильность в обществе;
2) социальная стратификация, в основе которой лежит социальное неравенство, ведущее к разделению общества на слои и группы, имеющие неодинаковое отношение к производству и распределению материальных благ (т.е. расслоение общества на бедных и богатых);
3) объективная потребность в социальной защите наиболее уязвимых групп, слоев и прослоек населения;
наличие субъектов, которые стремятся либо сохранять, отстаивать свой социальный и экономический статус или стремящихся изменить его;
рост факторов риска в условиях нестабильности общества;
с) осознание потребности в создании определенной концепции социальной защиты населения от негативных последствий развития и функционирования общества, выработке принципов, форм, методов и механизмов их реализации.
ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ ИМ ЯНУША КОРЧАКА(Тезисы)
Институт реабилитации им Януша Корчака – благотворительная негосударственная организация -- был основан в 1988 году для комплексной реабилитации детей с умственной отсталостью тяжелой степени. Для этой цели институтом в выделенном городом здании был в 1996г. создан реабилитационный центр с отделением ранней реабилитации, группами специализированного и интегрированного детского сада, группами для детей до 18-20 лет. В 2000 году к этому добавилось отделение социальной и трудовой реабилитации для лиц с умственной отсталостью зрелого возраста. Создание центра протекало в тесном сотрудничестве с такими организациями Германии как LEBENSHILFE и Общество лрузей доктора Гааза (Бад Мюнстерайфель ) Благодаря обществу друзей д-ра Газа институт получил современное оборудование для реабилитационного процесса и смог укомплектовать учебно-производственные мастерские
Создание центра стало возможным благодаря совместным усилиям немецких партнеров и руководства института. Наши немецкие партнеры неоднократно проводили круглые столы и пресс-конференции с представителями городских властей и средствами массовой информации, наносили визиты руководству города, разъясняя важность проблемы, содействовали в профессиональном росте сот рудников института, проводя семинары, обеспечивая пребывание на рабочих местах в аналогичных учреждениях Германии
В отделении социально-трудовой реабилитации (всего 40 человек) прачечная, где работает 5 девушек с умственной отсталостью , выполняет социальный заказ департамента труда и соц защиты, стирая 1 000 – 1 200 кг белья в месяц для одиноких пожилых людей и инвалидов. Деревообделочная мастерская делает наглядные пособия для детских садов, школ, школы для слепых детей в рамках соц заказа управления образования. Уборка территории уход за за садом центра (2 гектара), уборка своих помещений, покупка продуктов и приготовление завтраков и обедов для отделения социально-трудовой реабилитации – все осуществляется самими воспитанниками в рамках социальной реабилитации и подготовки к самостоятельному проживанию .
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.