logo
1-7

43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.

Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с клиентом стала экспертная оценка – социальный диагноз, которая предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.

Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальный работник стремится выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения.

Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействие с социальным окружением. В Энциклопедии социальной работы приводятся вопросы, на которые необходимо ответить социальному работнику:

- кто является клиентом? Каковы его демографические характеристики и стадия развития жизненного цикла?

-Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника, людей из социального окружения клиента?

- Каким образом, когда и кто заметил проблему и что этому предшествовало?

- Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?

При этом необходимо также проанализировать отношения между индивидом, семьей и другими группами, к которым принадлежит клиент:

- какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью или в другую группу?

- Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?

Кто из окружения клиента принимает решение и какие процедуры и как это влияет на достижение елей индивидов и системы?

- Каковы основные конфликты, касающиеся клиента и какие меры принимаются для их разрешения?

В ходе взаимодействия социального работника и клиента необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой они оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника: обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.

Все это позволяет дать более точную и быструю оценку, поставить социальный диагноз.