84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
Пенсионная система в Финляндии
Совершенствование финской пенсионной системы в течение последних лет преследовало две основные цели: сохранить, насколько это возможно, достигнутый уровень потребления стариков и гарантировать минимальный размер пенсии за счет суммирования национальной (государственной) и трудовой. Зубченко Л. Пенсионная система Финляндии. // Вопросы экономики. - 1999. №9. - с 56 - 63.
Принятые недавно поправки к законодательным актам повышают возраст, при достижении которого возникает права досрочного выхода на пенсию, уменьшают размеры пенсий по инвалидности и досрочной пенсии по старости.
Обязательная трудовая пенсионная схема охватывает всех наемных работников в общественном и частном секторах, а также самозанятых.
0на регулируется законодательными актами. Размер пенсии исчисляется исходя из трудового стажа и заработков. Максимальный составляет 60 процентов наивысшего заработка, который принимается за основу путем сложения всех трудовых периодов. Размер (пенсии корректируется при помощи индекса. который частично отражает реальный рост заработков.
Пенсионный возраст составляет 65 лет, возможен ранний выход на пенсию.
Инвалидность, длительная безработица до достижения 60 лет, а также смерть кормильца дают на это право.
Но ее размер при этом сокращается.
В Финляндии не получили широкого развития индивидуальные пенсионные схемы.
Управление национальной пенсионной системой строго централизованно. Министерство финансов и местные органы государственного пенсионного обеспечения - основные пенсионные учреждения в общественном секторе.
В частном секторе действуют около 70 пенсионных учреждений, включая 6 страховых компаний. Эти учреждения могут не заниматься другими видами страховой деятельности.
При назначении и выплате трудовых пенсий в частном секторе применяется нововведение, характерное только для Финляндии. В последнем страховом учреждении суммируются данные обо всех взносах, уплачиваемых в различные страховые учреждения во все .периоды трудовой деятельности. Главный орган этой схемы -- Центральный институт пенсионного обеспечения, который ведет генеральный регистр пенсионных прав всех работающих и ежегодно осуществляет контроль над всеми пенсионными страховыми учреждениями.
Трудовая пенсионная система финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Однако в 1993 году был введен сбор страховых взносов с работников, которые сейчас составляют 4,3 % от доходов.
Часть расходов на пенсии покрывается за счет капитализации страховых взносов. Степень капитализации и ее методы различны в различных пенсионных схемах. В частном секторе накопительные пенсии ныне составляют менее 1/3. все остальное -- за счет распределительной системы.
В последнее десятилетие, несмотря на экономический спад, удалось сохранить устойчивость пенсионной системы и обеспечить финансирование пенсий. Хотя расходы на эти цели достигли по оценкам экспертов, уровня, до которого предполагалось их довести к 2010 году.
При разработке реформы проблемы раннего выхода на пенсию ввиду больших будущих затрат не обсуждались. Еще в начале 80-х годов отмечалось, что финансирование пенсий после 2020 года будет весьма затруднительным, граждане начнут выходить на пенсию ранее 60 лет.
Наиболее масштабные изменения система претерпела в 1994 и 1996 годах. В результате этих перемен пенсионные расходы впервые десятилетия нового тысячелетия будут значительно ниже, чем намечалось ранее. Пенсии общественного сектора теперь модернизируются по пенсиям частного сектора (пенсионный возраст повышен с 63 до 65 лет. ежегодные ставки повышения снижены с 2.2 % до 1,5 % увеличен возраст раннего выхода на пенсию с 55 до 58 лет, уменьшен размер пенсий, назначаемых при этом, отменена индексация пенсий по старости). Всеобщая пенсионная система Финляндии гарантирует каждому гражданину минимальный размер пенсии, для работающих это немногим более половины утраченного заработка. /8, с. 28/.
Ныне расходы на пенсии составляют 14 % ВВП. Подсчитано что в 2030 г. они составят 16-17 % ВВП. Эти цифры соответствуют росту пожилого населения.
Несмотря на трудности последних лет, удалось выполнить одну из главных целей - сохранить размер пенсии на уровне 50 % заработка Этот размер в той или иной степени сопоставим с пенсиями в других промышленно развитых странах
Накопленный опыт и результаты деятельности пенсионных страховых схем позволяют финским экспертам сделать вывод, что в следующем тысячелетии система может выполнить фундаментальные обязательства.
Один из факторов, который может серьезно повлиять на ситуацию в будущем, - старение населения в Финляндии. Демографические прогнозы показывают, что количество пенсионеров будет расти, население в трудоспособном возрасте - снижаться после 2010 года. Однако это не только финские перспективы, многие западные страны будут переживать ту же тенденцию в ближайшие десятилетия после 2000 года. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2030 г. процент населения старше 60 лет в Швеции составит 30 %, в Финляндии - 30,9 %, в (Японии - 33 %, в Швейцарии - Германии - 35,3 % и в Италии ,8 %).
Старение населения вызывает озабоченность, не обернется ли этот процесс утратой конкурентоспособности финской экономики. Рассматривается несколько вариантов, как сохранить число занятых в национальной экономике, - от создания условий для увеличения рождаемости на 20 % (количество детей до 2,1 чел. в семье вместо 1,8 в настоящее время» до налаживания благоприятных условий для регулируемой иммиграции.
Многие эксперты полагают, что повышение пенсионного возраста будет самодостаточной мерой для сохранения числа работающих. Для этого необходимо создать условия, чтобы больше людей продолжало работать после 65 лет. Это даст возможность уменьшить пенсионную нагрузку и соответственно увеличить количество плательщиков страховых взносов.
Сейчас 4.3 % общего фонда оплаты труда по стране направляется в пенсионные фонды. В частном секторе экономики это составляет около 6 млрд марок ежегодно (1 долл. США равен 5 маркам). Финляндия: пенсионное обеспечение. // Человек и труд. - 2000. - №9. - С 28 - 30.
Если в пенсионные фонды не будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, через пару лет образуется дефицит, который необходимо будет покрывать за счет увеличения ставки страховых взносов для поколений трудоспособного возраста. Иначе придется сокращать размеры пенсий.
Пенсионное обеспечение в Швеции
Пенсионная система Швеции до 90-годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от среднестатистической зарплаты по стране. Стаж свыше 30 лет и размер собственной зарплаты в расчёт не принимался.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.