logo
1-7

120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.

Теоретические основы: по марксу и энгельсу

1. Процесс социального общения - суть способ эмпирического существования и проявления общественных отношений.

2. Общение как реальное социальное взаимодействие является объективно необходимым механизмом воспроизводства общественных отношений. Сама структура этих отношений может существовать лишь постольку, поскольку она воссоздается в реальном общении людей друг с другом. Переход от общественных отношений к общению, от структуры к процессу делает возможным модификацию и развитие общественных отношений, именно посредством общения становится возможным установление новых отношений.

3. Формой социальной организации, способом регуляции процессов общения выступают общественные отношения.

4. Система конкретно-исторических общественных отношений определяет и детерминирует существенные характеристики общения, его формы, закономерности развития и исторические типы.

5. Господствующий тип общественных отношений "задает" господствующий в обществе тип социального общения. В ходе развития человеческого общества выделяются четыре исторических типа общения. Первый тип - родоплеменное общение, которое определяется кровнородственными связями. Второй тип - общение в условиях отношений личной зависимости. Основу третьего типа социального общения образуют отношения вещной зависимости капиталистического общества. Четвертый тип - общение людей в условиях коммунистической общественной ассоциации, когда социальный прогресс коренится "в необходимой солидарности свободного развития всех.

общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

Отмечая достижения науки в области изучения культуры профессионального общения, следует выделить основные направления, отраженные в философских, педагогических и психологических работах: культура общения (Л.А. Байкова, Ю.В. Гусев, З.С. Смелкова); особенности коммуникативного процесса (В. Ю. Борев, А. В. Коваленко, В. Л. Щульц); психолого-педагогическая сущность коммуникативного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, Н. Гез, Ю. Н. Емельянова, Л. Ю. Шабалина); профессиональное общение как культурно специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды (Ж. Годфруа, М.С. Каган, В.И. Курбатов); культура профессионального общения как доминанта высшего профессионального образования (Р.Я. Ахметшин, H.H. Васильева, В.В. Тарасов и др.).

Проведенный системный анализ психолого-педагогических исследований показал достаточную степень исследования проблемы общения по различным направлениям. На основе накопленного материала разработаны разные подходы к обучению общению (культурологический, гуманистический, социально-психологический, коммуникативный,интерактивный). Однако формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе исследовано в педагогической науке недостаточно.

Актуальность разработки субъектно-ориентационной системы формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в условиях вуза обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий, сложившихся в теории и практике высшего социального образования. К ним относятся противоречия между: повышением требований к квалификационной характеристике социального работника в области профессиональных коммуникативных качеств и недостаточной вузовской подготовкой социальных работников в этой области на современном этапе; социальной значимостью профессиональной деятельности социального работника, обладающей ярко выраженной коммуникативной спецификой, и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса в ву