logo search
Контр

2. Признаки досуговой деятельности

Многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить признаки досуговой деятельности. Таковыми становятся:

1.Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности (Николов Л.).

2.Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность (А.Д.Гордон).

3.Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.

4.Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуговых ценностей).

5.Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.

6.Поиск удовольствий, разнообразия.

7.Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились:

8.Массовость.

9.Доступность.

10.Стандартизация форм, досуга.

11.Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной цели).

Сфера досуга стала рассматриваться как составляющая социального критерия качества жизни. Появление форм элитарного досуга обострило несоответствие индивидуальных досуговых потребностей и возможных доступных способов их реализации для трудящихся.

Интегративной характеристикой досуговой деятельности, в отличие от необходимых трудовых и учебных занятий, является культурная составляющая, направленная на развитие личности. В ней диалектически содержатся все остальные признаки.

Содержание досуга рассматривается как определенным образом упорядоченная совокупность видов деятельности, а разграничение определяет их сущностную характеристику.

Своеобразие модели досугового поведения состоит в том, что объект досуговой деятельности одновременно выступает и ее субъектом. Это проявляется в постановке субъектом перед собой очередных задач и определения путей их осуществления. Таким образом, определяющей характеристикой эффективности досуговой деятельности является самовоспитание.

Досуг как деятельность, совершаемая на основе свободного выбора и в свободное время (используемое и для релаксации), должно быть направлено на социальные достижения или развитие личности, что подчеркивается большинством исследователей.