logo
Контр

1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере

Современная культурология располагает широким диапазоном

досуговых концепций, которые опираются на большинство макросоциологических теорий.

Концепции досуга всегда связаны с историческим и культурным контекстом и изменяются в процессе развития человечества и социологического знания. Поскольку функции рекреации и досуга сливаются, мы будем рассматривать их в совокупности.

Наиболее полно концепции досуга классифицированы М.Капланом и Дж.Шивере. Разница состоит в определении места, ранга функции досуга и рекреации, поэтому мы ограничимся их перечислением и краткой характеристикой.

В гуманистической модели концепции досуга рассматривается как цель

жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.).

Из современных западных ученых ее придерживаются Дж.Гразия и Дж.Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным является то, что это самосознание совершается не по необходимости.

Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структура человека. А кальвинизм рассматривает его как релаксацию и восстановление сил после труда.

Т.Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент (метод статификации).

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж.Шивере) и отечественных ученых.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.

Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (А.Пак, Дж.Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.

Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж Дюмазадье, который, как и Дж.Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей. У Дж.Шивере на первом месте стоит функция рекреации.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.

Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека. /Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. - М., 2005. - с. 78./