1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
В бывших социалистических странах Восточной Европы телевидение, кинематограф, пресса, продукция массовой культуры находились под жестким контролем государства. После распада СССР в странах Восточной Европы произошли значительные изменения в области массовой культуры и СМИ.
Наиболее существенные изменения в культуре постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы произошли не в институциональной сфере, они коснулись, прежде всего, системы ценностей. Существенно изменились принципиальные характеристики ценностной ориентации: монизм и иерархичность ценностей социалистического периода сменились плюрализмом и свободой выбора, макросоциальные ценности уступили место микросоциалъным и, наконец, в результате деидеологизации и демифологизации системы ценностей, материальное в ней стало превалировать над идеальным. Трансформация основных параметров системы ценностей - это начало нового этапа социокультурного развития стран Центральной и Восточной Европы, отмеченного доминированием таких приоритетов, как законность, семья, свобода, общение. Результатом либерализации во всех постсоциалистических странах, в частности, явились деидеологизация культуры, освобождение творческих союзов и отдельных деятелей культуры от жесткого государственного контроля, полная свобода творчества, плюрализм художественных форм, проникновение рыночных отношений в культурную индустрию.
Однако столь же неизбежным следствием либерализации, типичным. для всех посттоталитарных обществ, является и проблема массовой культуры, которая выразилась, прежде всего, в широкомасштабной инвазии западной, особенно американской, культурной продукции. Так, в ситуации, когда объемы легальной дистрибуции растут с каждым годом, а нелегальные копии голливудской продукции расходятся в огромных количествах, перспективы национального кинопроизводства весьма печальны. Кроме того, развлекательное кино (детективы, эротика, триллеры) вытесняют с экранов интеллектуальные фильмы.
Другой важной проблемой является падение потребительского спроса на культуру и культурную продукцию. Это, прежде всего, выражается в падении посещаемости музеев, театров, художественных галерей и т.п. Социологические исследования и статистические данные показывают, что при общем увеличении количества музеев и театров в странах Центральной и Восточной Европы, все меньше людей переступает их порог. Если неизменный рост числа музеев и театров является следствием возросшей свободы творческого самовыражения, падение интереса к ним - это не только результат трансформации традиционной системы ценностей, но и показатель падения жизненного уровня населения.
Каждая из стран региона столкнулась со специфическими проблемами, но есть и нечто, что их объединяет. Это, прежде всего, изменение отношений между государством и отдельной личностью. Речь идет о еще имеющем место стремлении совместить несовместимое: сохранить государственный патернализм в условиях буржуазной демократии.
Согласно Институту мировых экономических исследований в Будапеште, страны Центральной и Восточной Европы представляется возможным разделить на 3 группы.
Первая группа включает Польшу, Венгрию, Чехию и Словению. В этих странах реформы имеют значительное развитие.
Вторая группа: Словакия, Россия, Болгария, Хорватия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония. Несмотря на радикальный характер реформ, эти страны имеют значительно меньший прогресс в рыночной экономике, чем первая группа. Значительные экономические и социокультурные трудности перед вступлением в Европейский Союз испытывают Словакия, Болгария и Румыния. Словакия заплатила слишком большую цену за независимость от Чехии. Её пока что нерентабельная экономика в новых рыночных условиях постоянно дает сбои. Проблемы Болгарии напрямую связаны с внезапным разрывом экономических связей с бывшим СССР, торговый оборот, с которым составлял 60% от общего числа внешнеторгового баланса страны. Доля частного сектора в болгарской промышленности по-прежнему невелика. Падение национального валового продукта идет на фоне инфляции (более 100% в 1996 г.). Во многом сходная ситуация отмечалась и в Румынии, где инфляция была еще выше (150% в 1995 г.).
Третья.группа включает Беларусь, Украину, Молдову, которые только начинают реформировать свою плановую экономику в сторону рыночной.
Одна из серьезнейших проблем в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы сегодня - борьба с пиратством в сфере звуко- и видеозаписи и телевидения.
Еще одна проблема, притягивающая внимание специалистов, - быстрое распространение западной массовой культуры. Культурологи называют несколько причин этого явления, среди них - недифференцированность потребления в сфере культуры, интерес потребителя к до сих пор недоступным неизвестным формам культуры, столь непохожим на такие знакомые идеологические клише социалистического реализма, и, наконец, доступность формы и содержания такого рода культурной продукции для широкой публики. Если раньше массовая культура в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы была представлена главным образом зарубежными образцами, то теперь их все чаще замещают национальные аналоги. Это объясняется, с одной стороны, заинтересованностью такого рода продукцией продюсеров и дистрибьюторов, а с другой, - компенсаторной функцией массовой культуры. Она как ничто другое помогает обывателю забыть о безрадостной действительности времен социального и экономического кризиса.
Трудности в развитии культуры постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы обусловлены следующими причинами:
- отсутствие надлежащего законодательства;
- отсутствие рабочей стратегии развития индустрии культуры;
- недостаточное инвестирование;
- колебания все еще ограниченного рынка;
-негативное влияние рыночных отношений на качество культурной продукции;
- недостаточный контроль за инвазией низкопробных, зарубежных культурных стереотипов;
- ограниченный национальный культурный рынок. В ситуации свободного проникновения на рынок всемирных масс-медиа, а также продуктов культурной индустрии, постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы с их ограниченными финансовыми ресурсами и неразвитым рынком должны постараться найти специфическую нишу на мировом рынке. Эта ниша может быть занята самобытным национальным фольклором, всемирно известными музыкантами, деятелями театра и т.п.
Прогнозируя развитие культуры в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, можно сказать, что оно неразрывно связано с экономической ситуацией в этих странах.
В условиях, когда дальнейшие сокращения ассигнований на культуру вполне реальны, ее будущее целиком зависит от:
- наличия или отсутствия общественного мнения в поддержку культуры;
- сроков создания надлежащей инфраструктуры и экономических условий для развития подлинного рынка культуры;
- характера будущей государственной культурной политики.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом