4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.
Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.
В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники – 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.
В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии – на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании – на исполнительское искусство (41%).
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании – 69%, в Великобритании – 62%, в Швеции – 39%, в Нидерландах – 28%.
В Германии 64%, а в Швеции – около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий.
По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах:
Государство – вдохновитель. Оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства, а также за счет налоговых льгот. К такого рода государствам можно отнести США и Швейцарию.
Государство – патрон. Стремление изолировать сферу духовного творчества от прямого влияния политики. Создаются независимые посреднические структуры для финансирования сферы культуры (Великобритания и Ирландия).
Государство – архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме ФРГ) и особенно Северной Европы (кроме Норвегии).
В ФРГ культурная политика вырабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами.
На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).
Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации и ассоциации. Они располагают собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей театров, насчитывают более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании театральной деятельности на уровне высших стандартов.
Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации финансируют строительство или функционирование общественно-культурных центров для молодежи.
В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложилась не исторически, а в результате сознательно проводимой политики с середины 70-х гг. XX столетия. Центральные органы большинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств.
В США разработана специальная методика оценки объективных нужд городов и регионов страны в развитии социальной инфраструктуры. В соответствии с разработанным коэффициентом распределяются субсидии между городами. Увеличивается доля прямых грантов местным властям. А местные власти сами определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием существуют и другие источники поддержания культуры на местах.
Во Франции, стране централизованного управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства и от рекламы, местные власти используют самостоятельно.
Итак, прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти в проведении культурной политики позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом