Японский сад
Тонко продуманная композиция сада основана на стремлении создать иллюзию большой протяженности и глубины пространства даже на очень небольшом участке земли. Этому служил и весьма точный расчет точки зрения из интерьера в сад. В старых японских садах, например в знаменитых садах монастыря Дайтокудзи в Киото, на этом расчете строилась вся композиция, а, следовательно, и художественный образ сада. Для человека, сидящего на татами, сад кажется огромным. Но если встать или подойти к краю веранды, то видно, что его ширина - всего несколько метров.
Внешне японский сад близок к английскому парку - и там и здесь человек стремится сохранить естественную красоту природы. Но по смыслу они сильно различаются. В японском саду естественная природа живет как бы в уменьшенном масштабе, и сама ее «естественная» красота не случайна - она тщательным образом сформирована и организована человеком. Японский сад строится по принципу «микрокосмоса», олицетворяющего реальный мир природы. Поэтому в японском художественном садоводстве важную роль играют принципы ассоциативно-символического мышления - сад должен давать наслаждение человеку не только своей видимой красотой, но и своеобразным символическим и даже философским подтекстом. Этот маленький сад может олицетворять природу в целом с такими важнейшими се традиционными элементами, как вода и горы.
Успех первого Диснейленда был столь грандиозен, что идея «страны чудес» распространилась далеко за пределы Америки.
Первыми же подхватили идею необычного парка японцы. Он был открыт в префектуре Тиба неподалеку от японской столицы и получил название Токийского Диснейленда. На Всемирном базаре аттракционов немного. Безостановочно демонстрируются мультфильмы Диснея. В крытом пассаже - игры «старых добрых времен». Ближе к выходу на Площадь - посадка на омнибусы «самодвижущиеся коляски» и паровые автомобили начала века, готовые отвезти вас в любой из районов Диснейленда. Ведь площадь Токийского Диснейленда составляет ни много ни мало 82,6 га.
Организаторы и администрация Диснейленда позаботились и о тех посетителях, которые испытывают особые трудности при посещении такого рода увеселительных заведений - детях и инвалидах. На территорию Диснейленда допускается только один вид домашних животных - собаки - поводыри слепых. Всех остальных придется оставить в специальном помещении.
Акиёсидо расположена в центре префектуры Ямагути. что на самой западной оконечности острова Хонсю. Когда-то давным-давно, в палеозойскую эру, в этих местах плескались морские волны. В теплых водах развивался коралл, на дно оседали органические частички. Но однажды (это «однажды» могло растянуться на многие тысячелетия) в результате подвижек материковых плит участок морского дна был выдавлен сейсмическими силами на поверхность и стал частью островной дуги. На 300 метров над поверхностью моря поднялось горное плато, сложенное из известняковых пород (позже местные жители назвали его Акиёсидай).
Затем за работу взялись реки, ручьи, дождевые потоки. Вода легко размывала известняк, образуя на поверхности плато иглообразные пики и кратеры. Но самые любопытные изменения происходили под землей, где образовался огромный лабиринт пещер, уходящий на глубину до 10 километров.
Вход в пещеру открывается огромным туннелем высотой 24 и шириной 8 метров. Далее он расширяется в зал с красивым подземным водопадом, который в лучах подсветки искрится кобальтовой синевой. Этот зал называют Аотэндзё (Голубой потолок). Именно такой цвет приобретают блики от солнечных лучей, отраженных в воде водопада.
Прихотливо извиваясь и переходя из зала в зал. пещера тянется на многие километры. Но самые удаленные закоулки доступны только спелеологам. Для обычных туристов выделен лишь ближайший к входу 1-километровый участок. Но и этого достаточно, чтобы привести любителей достопримечательностей в полный восторг.
В 1956 году вокруг судьбы плато и пещеры разразился скандал. Американцы попросили у правительства Японии выделить им Акиёсидай под полигон для учебного бомбометания. Лишь совместными усилиями ученых, местных жителей и «зеленых» удалось отстоять этот памятник природы, сохранив его в списке главных туристических достопримечательностей префектуры Ямагути. Ныне вокруг пещеры образовался целый краеведческий комплекс. Работает Музей естественной истории Акиёсидай, экспонаты которого отражают развитие карстовых образований за 300 млн. лет. А в феврале сюда съезжаются туристы, чтобы принять участие в церемонии «Ямаяки», когда поджигают старую высохшую траву и по плато проносится огненный смерч, очищая место для новой зелени.
Дополнительными развлечениями служат «Сафари лэнд» — зоопарк на плато, где дикие звери содержатся без клеток, и «Гэидзюцу мура» — Дом творчества для художников и скульпторов.
Одной из достопримечательностей Кацунума является комплекс культурного центра «страны винограда». В его залах размещена экспозиция по истории винограда «косю», воплощенная в восковых фигурах. Ее основу составляют два огромных стенда. Один из них посвящен легенде о появлении винограда в Кацунума и представляет фигуру буддийского монаха, погруженного в глубокие размышления. Согласно легенде, в начале VIII века на берег местной реки Хикава пришел странствующий монах. Когда он молился ему явилось видение Будды исцеляющего с горстью винограда в правой руке. С тех пор деревянное изображение этого Будды стоит в храме Дайдэндзи, построенном в 718 г., а виноград «косю» получил небесное благословение как средство, помогавшее исцелять больных.
Еще на одном стенде можно познакомиться с местным Праздником срезания глицинии. Он отмечается ежегодно 8 мая и призван помочь предохранению урожая винограда от болезней и порчи. Для праздника изготавливают «священное дерево» - это высокое бревно, опоясанное лианами, которое как бы символизирует виноградную лозу. Затем из окрестных лесов приносят длинное, змееобразное корневище глицинии, сворачивают его кольцами, один из концов превращают в голову дракона и прикрепляют к верхушке «священного дерева». Кульминация праздника заключается в том, что забравшиеся на «священное дерево» крестьяне срубают мечем и сбрасывают на землю корневище с головой дракона, символизируя этим свое желание освободить виноградники от грозящих им болезней.
Театр
Япония – это традиционно театральная страна. Ее театр отличается необыкновенным жанровым разнообразием. Каждый из жанров располагает своим специфическим арсеналом выразительных средств, которыми он воздействует на зрителя. Тесно связанный с общим развитием художественной культуры народа, театр Японии несет на себе ярко выраженную печать, ее национального своеобразия. Уникальное сохранение живой театральной традиции в этой стране связано с завидной устойчивостью ее театральных систем, основанной на стойкости эстетических традиций исполнителей и навыков художественного восприятия публики.
Современная культура включает и такие новейшие формы театрального искусства, как радиодрама и телевизионная драма. При огромном распространении радио и телевидения в Японии эти виды несомненно имеют немаловажное значение.
Бугаку двуединая форма музыкально-хореографического представления.. Музыка, его сопровождающая, носит название гагаку. Она очень богата, сложна и необыкновенно своеобразна и поэтому служит объектом пристального внимания исследователей музыкальных структур как в Японии, так и за ее пределами. Она оказала решающее влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу японской традиционной музыки. Программа представления бугаку весьма разнообразна. Она состоит из динамичных и спокойных танцев, исполняемых одним или несколькими танцорами в масках или без них. Большую роль в танцах играют элементы пантомимы. Маски, используемые в танцах бугаку, представляют собой либо человеческие лица японского типа, либо лики фантастических существ и морды животных. Неяпонскими являются также костюмы и обувь исполнителей. Они напоминают древние одеяния народов различных стран Азии.
Ноо, или ноогаку, - самая строгая театральная класика Японии. Это первая всесторонне развитая форма традиционного театрального искусства Японии.
Параллельно развивалось театральное искусство, основанное на песнях и танцах сельских местностей, - дэнгаку, дэнгаку-но ноо. К концу XIV века эта линия соединилась с саругаку-но ноо. На их основе усилиями двух выдающихся театральных деятелей Японии того времени, Канъами и Дзэами, был создан театр ноо.
Театр ёсэ. Среди популярных театральных представлений в Японии особенно распространен театр ёсэ, отличающийся редким своеобразием. Это зрелище типа варьете, участники которого выступают с разнообразными номерами. Однако, несмотря на большую свободу в составлении программы ёсэ, один принцип выдерживают довольно сторого: на сцену этого театра допускают только традиционные виды национального искусства. Ни джазовую музыку, ни европейские или какие-либо другие неяпонские песни и танцы в программу представления обычно не включают.
Все существующие виды учреждений культуры и досуга в Японии, а это – театры, выставки, музеи, парки, кинотеатры, как с традиционным содержанием досуга, так и ультрасовременным. Имеют свое происхождение от обычаев обрядов и ритуалов. Они лишь корректируются временем и видоизменяются. Огромное влияние на деятельность учреждений культуры Японии оказывает религиозное сознание японцев и дух коллективизма, зачастую посетителей, какого либо парка, музея или кинотеатра являются служащими какой-либо из фирм.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом