2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
Бюллетень научно-исследовательского отдела перспективного развития министерства культуры и СМИ Франции «Девелопман кюльтюрель» опубликовал результаты социологического исследования досуговой деятельности детей и подростков в возрасте от 8 до 19 лет. Исследование было проведено в четыре этапа исследовательским центром «Медиаметри» с октября 1996 по апрель 1997 года. В выборке участвовали 4907 детей и подростков.
Согласно данным исследования, во Франции насчитывается 9,2 млн. детей и подростков в возрасте от 8 до 19 лет. Число девочек незначительно превышает число мальчиков. Каждый десятый ребенок проживает в семье с одним родителем (9% детей – с матерью и только 1% – с отцом). Практически все дети и подростки учатся (26% опрошенных – в начальной школе, 37% – в коллежах, 24% – в лицеях, 5% – на каких-либо краткосрочных курсах, 6% – в университетах). Лишь 2% респондентов закончили учебу и начали самостоятельную жизнь.
Как показали опросы, у детей и подростков данных возрастных групп три любимых досуговых занятия: «потребление» аудиовизуальной продукции в домашних условиях, общение с друзьями, досуговая деятельность вне дома (например, посещение дискотек и молодежных клубов).
Практически каждый французский ребенок имеет дома телевизор и видеомагнитофон, а каждый четвертый из опрошенных -более трех телевизоров в доме. Предполагается, что в последнем случае один из трех телевизоров находится в полном распоряжении ребенка или подростка. Каждый седьмой респондент пользуется кабельным телевидением. Неслучайно, поэтому, просмотр телепередач, видеокассет ставится подростками на первое место в перечне любимых досуговых занятий.
Больше всего карманных денег подростки тратят на покупку музыкальных дисков. Для совершения подобных покупок деньги специально откладываются.
Несмотря на большой интерес к просмотру видеопродукции в домашних условиях, французские дети и подростки охотно посещают кинотеатры. 8 из 10 опрошенных предпочитают смотреть художественные фильмы в кинотеатрах, а не дома.
Иная ситуация характерна для прослушивания музыкальных записей. Музыку предпочитают слушать, как правило, дома. Лишь каждый четвертый из опрошенных посещает концерты современных музыкантов, а каждый десятый – концерты классической музыки.
Практически все опрошенные заявили, что в их жизни важную роль играет общение с ровесниками. 8 из 10 респондентов интересуют проблемы других подростков. Обсуждение своих дел со сверстниками, разговоры по душам и получение дружеского совета считают чрезвычайно важными 3 из 4 опрошенных.
Значительную часть своего досуга французские дети и подростки уделяют спорту. Любимым видом спорта является плавание. Им занимается 50% опрошенных. Второе место в списке спортивных предпочтений занимает баскетбол. Во французской школе хорошо развиты коллективные виды спорта, такие, как баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, а также спортивная гимнастика и легкая атлетика. Теннисом, различными видами борьбы и велоспортом, как правило, занимаются в клубах.
Менее 50% опрошенных заявляют, что любят чтение (в основном речь идет о книгах, газетах, иллюстрированных журналах и комиксах).
Французские дети и подростки, по их собственному признанию, читают для того, чтобы получать удовольствие. 8 из 10 опрошенных считают, что чтение помогает им расслабиться. Для 85% респондентов чтение – это прежде всего возможность познания мира, получения новых знаний. Однако каждый пятый опрошенный считает, что чтение обязательной школьной литературы вызывает чувство скуки, потери времени.
6 из 10 подростков в выборе книги придерживаются советов родителей, преподавателей и своих друзей. Более 50% подростков посещают библиотеки, при этом каждый четвертый из них ходит туда 2-3 раза в месяц.
По мнению французских подростков, пресса является лучшим информационным источником по сравнению с радио и телевидением.
Посещение музеев инициируется, по мнению респондентов, либо родителями (так считают 25% опрошенных), либо школой (20% опрошенных). На посещаемость театральных постановок в большей степени влияет школа, чем семья. Так считают 25% против 14% опрошенных. 9% респондентов считают, что влияние семьи и школы в этом вопросе одинаково.
50% французских детей и подростков используют персональный компьютер в школе и дома как в развлекательных целях, так и для обучения. Однако, согласно данным опросов, лишь у 20% опрошенных есть персональные компьютеры дома. Именно эти семьи становятся своеобразными очагами социализации подростков. Здесь они встречаются для общения и совместных занятий на компьютере.
Исследование показало, что не всякое широко распространенное у детей и подростков досуговое времяпрепровождение (просмотр телепередач, общение со сверстниками и прослушивание радио) высоко котируется и является «любимым». Статус этих занятий определяется как «банальный», «традиционный».
Важную роль в досуговой практике детей и подростков играет фактор возраста. Специалисты условно выделяют четыре возрастные группы у детей и подростков. Период «осознанного детства» – возраст от 8 до 10 лет. В этот период более 70% детей занимаются спортом, посещают кинотеатры, смотрят телепередачи, катаются на велосипедах, используют компьютер в игровых целях. От 50 до 70% детей тратят досуговое время на прогулки, общение с друзьями, увлекаются видеоиграми, используют компьютер в целях обучения, читают книги и комиксы, играют в карты. От 40 до 50% респондентов увлекаются рисованием, лепкой, различными видами рукоделия, посещают концерты современной музыки. Менее 40% этой возрастной категории читают газеты и журналы, ходят по магазинам, слушают радио.
Вторая возрастная группа – 11-13-летние. В этот период главным увлечением становится прослушивание музыкальных дисков, причем более 40% подростков сами покупают музыкальные диски, расходуя на это свои карманные деньги. Свыше 70% респондентов этой возрастной группы помимо прослушивания музыкальных дисков занимаются спортом и походами в кинотеатр. От 50 до 70% респондентов общаются с друзьями, смотрят телепередачи, катаются на велосипеде, используют компьютер в игровых целях, отдыхают на открытом воздухе, посещают концерты современных музыкантов, слушают радио, увлекаются чтением комиксов. От 40 до 50% респондентов этой возрастной группы играют в различные игры, в том числе карты, читают газеты, журналы. Менее 40% респондентов занимаются рисованием, лепкой, различными видами рукоделия, макетируют.
Чтение книг у этой возрастной группы пользуется меньшей популярностью по сравнению с чтением газет и журналов, являющихся, по их мнению, более информативными. Падение интереса к книге происходит потому, что она перестает быть объектом удовольствия. Ее читают, исходя из нужд обучения, задач социализации. Прочитанная книга во все меньшей степени обсуждается подростками и родителями. Книгу и чтение в широком смысле слова постепенно заменяет компьютер. В этом возрасте подростки уже значительно меньше общаются со своими родителями, при этом каждый пятый опрошенный считает, что родители подавляют его «Я». Преобладает общение со сверстниками (8 из 10 подростков регулярно общаются со своими друзьями).
Третья возрастная группа – подростки 14-16 лет уже во многом ощущают себя взрослыми. В этом возрасте их контакты с родителями значительно ослабевают по сравнению с предыдущей возрастной группой. 8 из 10 опрошенных подростков заявляют, что предпочитают в основном общаться со своими сверстниками, избегая советов и дружеской поддержки взрослых. Однако родители, как показывает исследование, считают необходимым осуществление контроля за своими детьми (об этом свидетельствуют 8 из 10 опрошенных). В этом возрасте, по мнению 25% подростков, занятия в школе отнимают у них слишком много времени. Еще 15% респондентов категорически уверены в бесполезности занятий. У этой возрастной группы относительно ослабевает ранее значительный интерес к компьютеру, происходит смена прежних ориентиров в области досуга.
Опросы показали, что число подростков в возрасте 14-16 лет, увлекающихся игрой на музыкальных инструментах, сократилось на 10% по сравнению с числом детей и подростков в предыдущих возрастных группах. Аналогичная ситуация характерна и для детей и подростков, занимающихся пластическими видами искусства и искусством театра (сокращение на 5%).
Более 70% подростков в возрасте 14-16 лет увлекаются прослушиванием музыкальных дисков, общением со сверстниками, походами в кино, прослушиванием радиопередач.
От 50 до 40% подростков этой возрастной группы регулярно смотрят телепередачи, занимаются спортом, посещают концерты музыкальных групп и исполнителей. Результаты опросов показали, что желания подростков посещать концерты музыкальных групп и певцов в 50% случаев не удовлетворяются.
От 40 до 50% подростков в возрасте от 14 до 16 лет проводят свое свободное время, гуляя на свежем воздухе, читая газеты и журналы, используя компьютер в образовательных целях.
Менее 40% опрошенных подростков этой возрастной группы заполняют свой досуг, увлекаясь видеоиграми, чтением комиксов и книг, играми на свежем воздухе, рисованием и лепкой, игрой в карты, макетированием, различными видами ремесленничества.
Последняя изучаемая возрастная группа – 17-19-летние подростки, стоящие на пороге взрослой жизни. Их главным досуговым пристрастием по-прежнему остается аудиовизуальная продукция. Самым любимым СМИ становится радио, поскольку оно удовлетворяет возрастающие потребности молодых в прослушивании музыкальных записей, а также является своеобразным окном в огромный информационный мир.
В возрасте 17-19 лет общение со сверстниками приобретает особую значимость, поскольку дает возможность высказываться по интересующим их вопросам, обмениваться мнениями. В этом возрасте продолжает ослабевать родительское влияние на жизнь подростков. Опросы показали, что 8 из 10 опрошенных подростков этой возрастной группы считают себя достаточно свободными от родительской опеки. Это достигается благодаря относительной экономической независимости подростков, располагающих личными карманными деньгами, позволяющими им самостоятельно оплачивать походы в кино и на дискотеки. Более 70% подростков в возрасте от 17 до 19 лет самостоятельно оплачивают походы в кино, 60% – посещение дискотек, более 50% опрошенных – походы на концерты музыкальных групп и исполнителей. Для сравнения: эти показатели в возрастной группе 14-16 летних подростков соответственно 50, 22 и 25%.
Более 70% опрошенных в возрасте от 17 до 19 лет увлекаются прослушиванием музыкальных дисков, общаются с друзьями. От 50 до 70% подростков этой возрастной группы проводят свой досуг, посещая кинотеатры, смотря телепередачи, слушая радио, занимаясь спортом, гуляя на свежем воздухе, посещая концерты музыкальных групп и исполнителей.
От 40 до 50% опрошенных используют компьютер в игровых целях, увлекаются велосипедным спортом.
Менее 40% респондентов этой возрастной группы заполняют свое досуговое время чтением книг, занятиями на компьютере в учебных целях, играми на открытом воздухе, чтением комиксов, игрой в карты, рисованием, лепкой, макетированием, различными видами ремесленничества.
На содержание досуговой практики влияет половой признак. Девочки являются большими, по сравнению с мальчиками, поклонницами аудиовизуальной продукции. 46% девушек против 33% юношей увлекаются просмотром видеоклипов, демонстрируемых по телевидению. Они также большие любительницы музыки. Каждая четвертая из 10 девушек говорит, что не может обойтись без прослушивания музыкальных записей. Музыкальные предпочтения зависят от полового фактора. Девочки в основном слушают музыку, звучащую в варьете, мальчики – рэп, рок, тяжелый рок. Большее внимание представительницы прекрасного пола уделяют общению со сверстниками. Подростки мужского пола в основном занимаются техническими новинками, занятиями спортом и досуговыми мероприятиями вне дома. Девушки значительно менее ориентированы на занятия спортом.
Половой фактор влияет и на выбор того или иного вида спорта. Подростки мужского пола увлекаются футболом (каждый второй опрошенный играет в эту игру), баскетболом, настольным теннисом, велоспортом, плаванием. Девушки посещают занятия танцами, катаются на роликах, плавают.
Значительные отличия по половому фактору проявляются в сфере чтения. Представительницы женского пола более охотно читают книги (юмористическую литературу и романы, «достоверно рассказывающие о жизни») и газеты, в то время как подростки мужского пола в свое свободное время читают в основном фантастику и литературу по различным областям знаний.
Девушки чаще, чем подростки мужского пола являются абонентами библиотек (51,5% против 44%) и остаются ими более длительный период (как правило, до 16 лет). Мальчики перестают активно посещать библиотеки в возрасте 12 лет.
Половые ролевые различия проявляются и в том, что мальчики увлекаются различными видами ремесленничества, занятиями на компьютере и видеоиграми, в то время как девочки с удовольствием ходят по магазинам и занимаются кулинарией.
Developpement culturel (Франция). – 1999. – №131. – Р. 1-8. Е.П.Яценко
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом