3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
В 1998 году во Франции вышла книга «Мировое культурное наследие», в которой раскрывается данное понятие, очерчивается круг проблем, связанных с сохранением мирового культурного наследия и его передачей от поколения к поколению. Неслучайно, поэтому, значительное внимание в книге уделено рассмотрению законодательных актов, регулирующих сохранение мирового культурного наследия и подписанных многими странами мира. Книгу написали Доминик Одрери, адвокат Верховного суда, доктор права, преподаватель университета Монтескье в Бордо-IV, Рафаэль Сушье, антрополог, и Люк Вилар, адвокат Верховного суда.
Появление понятия «культурное наследие» является результатом длительной эволюции международных отношений. Идея создания международного движения по защите памятников истории и культуры родилась после Первой мировой войны. Но потребовались десятилетия, чтобы мировое сообщество приняло правила, общие для всех государств. Само понятие «культурное наследие» прошло длительный путь эволюции. Появившееся в различные моменты существования наций, понятие «культурное наследие» предполагает сохранение и передачу от поколения к поколению значимых культурных ценностей. Культурное наследие играет также роль экономического вектора развития.
В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная конвенция по защите мирового культурного наследия, предполагающая как защиту культурного ландшафта, так и отдельных природных мест. Проект Международной конвенции по защите культурного наследия был создан при участии Международного Совета памятников и культурного ландшафта (ICOMOS). Конвенцию подписали 153 страны, что свидетельствует о финансовой и интеллектуальной защите мирового культурного наследия.
Центр мирового культурного наследия был создан в 1992 году генеральным директором ЮНЕСКО для проведения в жизнь Конвенции по защите мирового культурного и природного наследия.
Комитет мирового культурного наследия отвечает за осуществление Международной конвенции по защите культурного наследия. Именно он решает вопросы о занесении того или иного культурного памятника в Список объектов мирового культурного достояния. Комитет также контролирует деятельность по защите культурных ландшафтов. Он ежегодно собирается в декабре месяце, объединяя представителей 21 страны, подписавших Международную конвенцию. Члены Комитета избираются на заседаниях Генеральной ассамблеи стран-участниц, подписавших Конвенцию, сроком на шесть лет. Каждые два года он обновляется на треть от своего состава. Бюро мирового культурного наследия – исполнительный орган, отвечающий за подготовку рабочих планов Комитета.
Финансирование мероприятий осуществляет Фонд мирового культурного наследия, созданный в 1972 году согласно решению Международной конвенции. Фонд состоит из депозитных фондов. Основные средства в Фонд поступают в виде обязательных или добровольных взносов стран, подписавших Международную конвенцию, а также взносов, даров и завещанного имущества других стран и организаций, входящих в ООН, а также частных лиц. Размер налогов составляет 1% от взносов в бюджет ЮНЕСКО. Налоги выплачиваются каждые два года. Бюджет всех международных программ составляет 1,5 млрд. долларов США, сумму значительную, но явно недостаточную для решения всего комплекса проблем по сохранению мирового культурного наследия. В этом плане мобилизация частного сектора остается первоочередной задачей.
Половина всего охраняемого культурного достояния из 552 культурных объектов находится в Европе и Северной Америке. В Африке таких культурных объектов насчитывается только 9%, в арабских странах – 10%, в странах Азии и Тихого океана – 20%, в Латинской Америке – 13%. За исключением Новой Зеландии ни один остров в Тихом Океане не имеет культурного объекта, занесенного в Список объектов мирового культурного достояния.
Следует отметить тот факт, что занесение объекта в Список объектов мирового культурного достояния не является своеобразной гарантией его сохранения. Необходимо выделение средств на его консервацию в течение длительного времени. Многие страны используют лишь 30% средств, предназначенных на изыскание объектов, достойных внесения в Список объектов мирового культурного достояния. Необходимо расширение критериев отбора объектов культурного достояния, поскольку сама культура является «живой, изменяющейся тканью». Африканские страны выступают за включение природных объектов в Список объектов мирового культурного достояния. Там, где проводится четкая разграничительная линия между объектами природного и культурного достояния, возникают неразрешимые проблемы. Так, например, в африканских странах природное наследие является базовой основой культурного наследия.
В 1980-1990-е годы особое внимание было обращено на проблему сохранения устных традиций фольклора, ремесел, обычаев и нравов, то есть традиционной и народной культуры в условиях современного мира. По инициативе ЮНЕСКО в 1996 году была создана программа сохранения «живых гуманитарных сокровищ» на основе японского опыта.
Новая категория мирового культурного наследия – это культурный пейзаж. В качестве примера могут служить сады д'Арангуэз в Испании, Центральный парк в Нью-Йорке. Культурный пейзаж – это природа, возделанная руками человека. Культурный пейзаж, по мнению экспертов ЮНЕСКО, не в меньшей степени нуждается в сохранении, чем объекты культурного достояния или природный ландшафт. Основная роль в защите и сохранении культурного достояния должна принадлежать странам, на территории которых находятся объекты, представляющие культурную ценность. ЮНЕСКО берет на себя обязанность по осуществлению юридической защиты этих объектов, оказанию экспертной оценки и информационной поддержки, а также материальной помощи. Состояние охраняемых объектов значительно лучше в промышленно развитых странах. В странах, испытывающих значительные экономические трудности или находящихся в состоянии военных конфликтов, объекты культурного достояния незащищены.
Сегодня Международная конвенция 1972 года нуждается в определенной корректировке и дополнениях. Прежде всего необходимо расширить само понятие «мировое культурное наследие», подчеркнув его культурную и природную составляющие.
Решение проблемы защиты как природных памятников, так и памятников истории и культуры практически невозможно без учета глобализационных процессов, происходящих в современном мире. Не следует недооценивать роль рынка в деле сохранения мирового культурного достояния. Природные и культурные памятники подвержены воздействию природных катаклизмов (пожарам, наводнениям, землетрясениям и т.д.), экологических и экономических проблем (промышленное загрязнение окружающей среды, массовый туризм). Если в 1950 году было 25 млн. посещений зарубежных стран в качестве туристов, то в 1996 году эта цифра уже составила 600 млн. Предполагается, что в 2010 году она превысит 937 млн. посещений. Внутренний туризм, то есть туристические поездки внутри страны, как правило, превышают в 10 раз внешний туризм. Ежегодно число туристических поездок возрастает на 10%. В 1995 году доходы от туризма в развивающихся странах превысили в два раза сумму поступлений от финансовых организаций на их развитие. С одной стороны, массовый характер современного туризма вредит состоянию памятников культуры, с другой стороны, воспитывает в людях более бережное к ним отношение.
Сегодня Список объектов культурного достояния насчитывает 600 наименований. Через несколько десятилетий предполагается, что он расширится до 1000-1500 наименований. С каждым годом объекты отбираются с все большей тщательностью. Критерии отбора выработаны Комитетом мирового культурного достояния.
С целью сохранения объектов культурного достояния ЮНЕСКО организует международные культурные проекты, цель которых – популяризация памятников истории и культуры. Одним из таких проектов стал проект «Мир майя», знакомящий с культурой и цивилизацией майя.
Е.Яценко
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом