1. Специфика западноевропейской культуры.
Фактически культура – всеобъемлющее явление. Она проникает во все сферы жизни общества. Этот феномен обнимает все, что создано руками и умом человека, что появилось в процессе эволюции. Язык, бытующие в обществе идеи, поведенческие нормы, традиции, исторический опыт, материальные предметы, которые окружают нас – все это проявления культуры. Включая само общество и государство.
Ученые достаточно давно установили: биологически все народы, населяющие Землю, одинаковы. Нет интеллектуального неравенства, связанного с национальной или даже с расовой принадлежностью. Различия носят исторический характер. Все определяется тем, в какой стране и в какой семье вырос человек, то есть все зависит от социально-культурного развития: от воспитания и образования. (Любопытный пример: в 1938 году французская научная экспедиция обнаружила в Парагвае очень древнее и примитивное племя, которое при виде пришельцев разбежалось, оставив у костра полуторагодовалую девочку. Антропологи подобрали ее, привезли в Париж, и она, по сути родившаяся в каменном веке, выросла настоящей парижанкой, абсолютно адаптированной к европейскому образу жизни, владеющей тремя языками).
Крупнейший мыслитель XX века Эрих Фромм с полным основанием утверждал, что человек – продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» (1941 г.) Фромм писал: «Самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Иными словами, общество осуществляет не только функцию подавления, хотя и эту тоже, но и функцию созидания личности. Человеческая натура – страсти человека и тревоги его – это продукт культуры; по сути дела, сам человек – это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей».
Прежде всего культура это то, что проявляется каждодневно во взаимоотношениях на работе, на улице, в общественном транспорте, дома, в тех или иных контактах с органами власти. И лишь во вторую очередь она в материальных предметах, окружающих человека: зданиях, бытовых предметах, книгах и иных носителях, хранящих накопленные знания, и т.д. Вот почему оказывается, к примеру, что вопрос о совершенстве действующего законодательства менее важен, чем вопрос о том, как исполняется это законодательство.
Каждой цивилизации отвечает своя культура. По сути, именно она является продуктом развития цивилизации. Можно говорить о культуре применительно к человечеству и о культуре отдельных народов. Национальные особенности связаны с культурными отличиями. Именно они определяют повседневную ткань жизни разных народов. А значит, и непохожесть того, как «устроено» будничное существование жителей Китая и, например, Бразилии, жителей Дании и Пакистана.
Культура определяет менталитет народа – систему приоритетов и ценностей. Кроме того, культура воспроизводит саму себя, прежде всего в тех сферах, которые непосредственно связаны с человеческим существованием, повседневной жизнью, и потому является воплощением консерватизма. Именно по этой причине изменение менталитета – трудный и длительный процесс.
Страны Западной Европы уже не первое столетие наиболее успешные в экономике и социальной сфере, принадлежат западноевропейской культуре. К существенным факторам, определяющим ее, следует отнести: а) законопослушность; б) умение граждан нести ответственность за себя; в) уважение к личности (самоуважение – как обратная сторона уважения к личности). На законопослушности зиждется правовое государство. Умение граждан и, соответственно, потребность нести ответственность за себя, равно как и уважение к личности, дополняемое самоуважением, являются фундаментом гражданского общества.
Главная ценность западноевропейской культуры – свобода. Причем речь идет о свободе как внутреннем состоянии. Западноевропейская цивилизация воспитала потребность в особой свободе, не беспредельной, лишенной каких-либо границ (русская вольница), а неразрывно связанной с пониманием связи между собственной свободой и свободой других людей, между свободой и ответственностью за собственные поступки, решения.
Ключевое место в западноевропейской культуре занимает уважение к частной собственности, предполагающее соответствующие гарантии ее защищенности, независимости от власти. Институт частной собственности сформировался в Западной Европе достаточно давно. (К примеру, в Англии – в XIII веке). Но определяющим, как будет показано ниже, является не наличие частной собственности, а ее приоритет по отношению к власти, то есть такое положение, когда любые властные полномочия чиновников не могут обеспечить незаконное изъятие частной собственности без согласия на то собственника. (На ключевое значение приоритета частной собственности по отношению к власти неоднократно указывал в своих работах известный историк, профессор ГУ-ВШЭ Леонид Васильев).
Не менее ключевое значение имеет соотношение государства и человека. Во всех восточных деспотиях и недемократических государствах во все времена и поныне приоритет неизменно отдавался и отдается государству по отношению к человеку. Но именно приоритет человека по отношению к государству обеспечил успешное развитие экономики в странах Западной Европы и Северной Америки, а позднее обеспечил развитие в социальной сфере.
Важно понимать, что демократия в экономически развитых странах, прежде всего, проистекает из культуры граждан – являет собой стиль жизни и стиль мышления подавляющей их части.
Необходимо подчеркнуть значение западноевропейской культуры как универсальной, дающей возможность наиболее полно использовать потенциал общества, каждого из его членов. Адаптация ценностей этой культуры – вовсе не унизительное копирование Запада, а использование открытых в Западной Европе закономерностей, связывающих определенную культуру и успешность модернизации. Говоря о западноевропейской культуре, известный философ Александр Ахиезер в объемном труде «Россия: критика исторического опыта» (1998 г.) отмечал: «Развитие либеральной цивилизации совпадает с формированием первой универсальной культуры человечества, которая оказалась сильнее всех мировых религий по своей массовости, широте и глубине охвата, по своей способности превращаться в основу не только церкви, но и государства. Эта культура носит плюралистический, диалогический характер, позволяя одновременно культивировать и исторически сложившиеся культуры, т. е. сохранять самобытность, разнообразие культур. Она носит динамичный характер, имеет тенденцию опираться на науку
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом