logo
Контр

Японские праздники

Сейчас в Японии 14 государственных праздников и еще множество традиционных, религиозных и местных праздников и фестивалей. Некоторые из них возникли совсем недавно, некоторые отмечаются уже тысячу лет.

Январь. 1 января - Новый Год (Гандзицу), государственный праздник и одно из самых пышных торжеств в течение всего года. Празднование продолжается с 30 декабря по 3 января. В ночь Нового Года проводится моление хацу-модэ, во время которого люди молятся о счастье в будущем году. Японцы обмениваются поздравительными открытками и дарят друг другу деньги (в Японии вообще принято дарить не вещи, а деньги). Ночью первого января обычно никто не спит, поэтому первый сон нового года приходится на 2 января. Хацу-юмэ («первый сон в году») считается пророческим и рассматривается как гадание об удаче на весь год. Самые лучшие сны - гора Фудзи или богатство. 2 и 3 января проводится двухдневная марафонская эстафета «Экидэн» (название происходит от древней курьерской системы связи) между городами Токио и Хаконэ (туда и обратно - 216,4 км, разделенные на 10 этапов). Она проводится с 1917 года в честь переезда в 1867 году императорского двора из Киото в Токио и является одним из важнейших событий спортивной жизни Японии. 7 января в японских семьях готовят рисовую кашу с «семью весенними травами» (хару но нанакуса). Состав этих трав зависит от местности. Считается, что эта каша наполняет тело силой на весь год. 11 января японцы разбивают оставшиеся от Нового Года и уже засохшие декоративные рисовые колобки-моти (ритуал Кагами-бираки). Обычно два таких колобка хранятся все праздники в семейном алтаре. Из их остатков варят суп и едят его, посвящая трапезу божествам. Важно именно разбить колобок, а не разрезать его (это уже будет дурной знак). Во второй понедельник января (до 2000 года - 15 января) отмечается День совершеннолетия (Сэйдзин но Хи). Это государственный праздник для всех, кому в прошедшем году исполнилось 20 лет. С этого возраста японцы получают законное право голосовать, курить и употреблять спиртное. До 1876 года совершеннолетие наступало в 15 лет для юношей и в 13 лет для девушек. Гравюра Т.Киенага «Новогодние развлечения» изображает женщин играющих с детьми в различные игры: оибанэ (игра в волан деревянными ракетками), бансугороку (нарды), мари особи (игра с мячем, сделанным из шелковых нитей). Считалось хорошим тоном впервые дни нового года играть в такие игры: кроме того, существовало поверье, что эти благородные развлечения приносят счастье, удачу и богатство. Новый год был любимым праздником детей эпохи эдо. А еще длинными зимними вечерами любили играть в сугороку – настольную игру с бросанием костей и передвижением фишек. В течение всего января японцы поклоняются и молятся Семи Богам Удачи.

Февраль. 3 или 4 февраля празднуется Сэцубун (канун нового года по старому календарю). В ночь на Сэцубун в домах устраивается церемония мамэ-маки («метание бобов»). Дети наполняют чашки бобами и разбрасывают их по комнатам, читая заклинания, отпугивающие демонов-они. В конце церемонии каждый съедает столько бобов, сколько ему лет. Этот обряд прогоняет демонов и гарантирует здоровье в течение сего года. 4 или 5 февраля празднуется Китайский Новый Год или Риссюн - Начало весны. С этого дня в Японии начинаются полевые работы. 11 февраля - государственный праздник День основания государства (Кигэн-сэцу). Он был учрежден в 1873 году в честь коронации императора Дзимму. Праздник был отменен после Второй мировой войны и восстановлен в 1966 году. 14 февраля - День Святого Валентина. В Японии в этот день девушки и женщины дарят своим любимым шоколадки-хонмэй, а своим друзьям и коллегам - шоколадки-гири. Вид шоколадки надписывается на поздравительной открытке. Так этот праздник отмечается с 1958 года.

Март. 3 марта - Фестиваль кукол (Хина Мацури). Это праздник для маленьких девочек. В этот день в домах устраиваются небольшие выставки кукол в одеждах эпохи Хэйан. Если не убрать этих кукол после окончания праздника, то дочери долго не выйдут замуж. Кукол обычно либо убирают в шкаф, либо выбрасывают в реки и молятся, чтобы куклы приняли на себе все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. 14 марта - Белый день. В этот день мужчины дарят женщинам белый шоколад в благодарность за подарки на День Святого Валентина. Праздник отмечается с 1965 года. 20 или 21 марта - День весеннего равноденствия (Сюмбун но Хи). Недельный период, начинающийся за три дня до Дня весеннего равноденствия, называется Хиган. В это время японцы посещают могилы предков. С этого дня на юге Японии начинает цвести сакура. В марте начинаются крупные японские фестивали детской анимации.

Апрель. 8 апреля - День рождения Будды (Камбуцу-э) или Фестиваль цветов (Хана Мацури). Это буддийский праздник, в этот день буддийские храмы украшаются цветами, а прихожанам раздаются особый цветочный чай-аматя. Считается, что он обладает магической силой, им пишут различные заклинания-обереги. Этим чаем также поливают статуи Будды. По легенде сразу после рождения девять небесных драконов оросили голову малыша водой. Эту легенду и воспроизводит обряд. Цветы же символизируют сад Лумбини, в котором родился Просветленный. 29 апреля - День зелени (Мидори но Хи). Это государственный праздник любви к природе. До 1988 года он отмечался как День рождения императора Сёва. После смерти императора в 1989 году он был переименован в День зелени, потому что покойный император очень любил природу. В этот день по всей Японии сажают деревья. С 29 апреля начинаются праздники «Золотой Недели». На протяжении марта, апреля и мая японцы устраивают ханами - любование цветением сакуры. Для этого они обычно выезжают за город на пикники.

Май. С 29 апреля по 5 мая в Японии продолжается неделя государственным праздников под общим названием «Золотая Неделя». 1 мая - Первое Мая. 3 мая - День конституции (Кэмпокинэмби), который отмечается с 1947 года. 4 мая также объявлен государственным праздником, чтобы не нарушать неделю. «Золотая Неделя» считается идеальным временем для отпусков - в Японии в это время самая лучшая погода. 5 мая - государственный праздник День детей (Кодомо но Хи). Раньше он был праздником только для мальчиков. В этот день семьи, где есть мальчики, вывешивают на улицу ветряные вымпелы в виде карпов (койнобори). Карп считается символом мужества, силы и успеха, потому что может плавать против течения. Второе воскресенье мая - День матерей. Этот праздник японцы заимствовали у американцев и начали его отмечать с 1913 года (с перерывом на Войну). Дети в этот день дарят своим мамам подарки и цветы и помогают им с домашним хозяйством.

Июнь. 1 июня - начало сезона ловли пресноводной форели (продолжается до сентября). 4 июня - День борьбы с кариесом. В течение недели дантисты посещают школы и рассказывают о вреде кариеса и о том, как правильно чистить зубы. Третье воскресенье июня - День отцов. Как и День матерей, этот праздник пришел из США. В этот день дети дарят своим отцам подарки, обычно галстуки, бумажники, зонтики и так далее. Также некоторые школы организуют в этот день занятия, чтобы отцы (которые в будние дни работают) смогли придти в школу и посмотреть, как их дети учатся. С начала июня до середины июля в Японии - сезон дождей.

Июль. 1 июля - открытие сезона восхождений на гору Фудзи (Ямабираки). На вершине горы находится почта, и любой желающий может отправить с него письмо, чтобы доказать знакомым, что он действительно был на вершине Фудзи. 7 июля - праздник Танабата или Фестиваль звезд. Согласно легенде, в эту ночь встречаются звезды Пастуха (Альтаир) и Пряхи (Вега), обычно разделенные Млечным Путем. На ночь японцы загадывают желания, пишут их на узких полосках бумаги и привязывают к стеблям бамбука. В некоторых районах страны этот праздник отмечается 7 августа. 20 июля - День моря (Уми но Хи). Он был объявлен государственным праздником только в 1996 году, но отмечался с 1941 года в память о возвращении императора Мэйдзи в порт Иокогамы из поездки по северной Японии в 1876 году. Теперь в этот день начинаются летние каникулы.

Август. 15 августа - День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы (9 августа 1945 года) и Нагасаки (9 августа 1945 года). В этот день Япония официально капитулировала. В середине августа проводятся дни, посвященные празднику Бон - Дню предков. Считается, что в эти дни предки посещают дома, в которых раньше жили. Для них зажигаются специальные приветственные костры мукаэ-би, которые в конце праздника сменяются прощальными кострами окури-би. Иногда окури-би зажигают в лампах и спускают по воде. В буддийских храмах служится церемония Урабон в честь покойных предков. По всей Японии в эти дни люди танцуют особый хороводный танец Одори, исполняемый в национальных костюмах. На праздник Бон часто предоставляются отпуска для посещения могил предков. В течение всего августа в Японии организуются ночные фестивали фейерверков.

Сентябрь. 31 августа или 1 сентября - день Нихяку Тока - начало сезона тайфунов. До этого дня должна закончиться уборочная, иначе урожай погибнет. По традиции этим днем считается 210-й день со времени праздника Риссюн. 1 сентября 1923 года произошло Великое землетрясение Канто, в котором в окрестностях Токио погибло 140 тысяч человек, а сам Токио был разрушен. В 1960 году этот день объявлен Днем борьбы со стихийными бедствиями. В этот день в школах проводятся тренировочные эвакуации школьников. Обычно ими заканчивается церемония начала нового триместра. 15 сентября - государственный праздник День уважения к пожилым (Кэйро но Хи). Отмечается с 1951 года и был объявлен государственным в 1966 году. 14 или 15 сентября - День любования полной луной (Тюсю но Мэйгэцу). В этот день едят пончики в форме полной луны. Праздник посвящен богу Луны Цукиёси. 23 или 24 сентября - День осеннего равноденствия (Сюбун но Хи). Недельный период, начинающийся за три дня до Дня Осеннего Равноденствия, называется Хиган (как и весной). В это время японцы также посещают могилы предков.

Октябрь. 1 октября - День сбора пожертвований в пользу бедных. Его символом является красное перо, и эта традиция пришла в Японию из США. В сборе пожертвований участвует множество знаменитостей. Второй понедельник октября (до 2000 года - 10 октября) - государственный праздник День спорта (Тайику но Хи). Учрежден в честь Токийской Олимпиады 1964 года. В этот день проводятся разнообразные соревнования. С 27 октября по 9 ноября проходит международная Неделя Книги. Праздник отмечается с 1947 года и заимствован из США.

Ноябрь. 3 ноября - День культуры (Бунка но Хи), государственный праздник. В этот день в 1946 году была опубликована новая японская Конституция. В этот день император присуждает награды в области культуры. 15 ноября - Праздник Сити-Го-Сан («Семь-пять-три»). В этот день дети в возрасте трех лет, мальчики в возрасте пяти лет и девочки в возрасте семи лет посещают синтоистские храмы и молятся о долголетии. В древности в три года детям переставали брить голову наголо, в пять лет мальчиков впервые одевали в шаровары-хакама, а девочкам в семь лет впервые повязывали пояс-оби. Поэтому сейчас дети обычно приходят в храмы в национальных костюмах. После посещения храма родители покупают детям конфету долголетия - титосэ амэ. Она продается с сумкой, на которой изображаются аист и черепаха - древние символы долгой жизни. Буквально «титосэ» значит «тысяча лет». 23 ноября - государственный праздник День благодарения труду (Кинроканся но Хи). Он учрежден в 1948 году на основе древнего Фестиваля урожая (Ниинамэсай). Во время этого праздника император благодарил богов за урожай риса и символически делил с ними трапезу. Сейчас этот праздник также связан с гарантиями занятости и прав человека.

Декабрь. 23 декабря - государственный праздник День рождения императора (Тэнно Тандзиоби). 25-28 декабря - изготовление рисовых колобков-моти для того, чтобы съесть их на Новый Год. Моти считаются воплощениями духа риса. Поедание их - причащение к его божественной силе. 31 декабря - церемония Омисока, очищение дома перед Новым Годом. Дом тщательно моется и убирается, выбрасывается весь мусор. В ночь на Новый Год едят длинную лапшу тоси-коси («переходящая из года в год»), чтобы жизнь длилась так же долго, как эта лапша. В полночь в буддийских храмах 108 раз бьют в колокол, чтобы преодолеть 108 страстей, мешающих людям достичь Просветления. Эти 108 ударов и отмечают для японцев наступление нового года.

Не так давно на карте Японии родилось новое «государственное образование» — Виртуальная республика Кансай. Ее отцом-основателем стал 47-летний инженер-электронщик Иосими Усуи, посвятивший немало своего времени разработке компьютерных игр и сетей электронной информации. Его новая идея заключалась в создании чего-то большего, чем видеоигра, и чего-то более полезного, чем региональная сеть электронной почты.

Теперь каждый житель Японии может получить и второе подданство — гражданина «Кансай дэнси кновакоку» (Виртуальной республики Кансай). У электронной республики есть своя конституция. своя виртуальная столица и свой список подданных. Выборы президента республики проводятся в довольно демократической форме путем прямого голосования всех виртуальных граждан по электронной связи. Первым ее президентом стал писатель Рамо Накадзима. Хэйсэйкэ (так назвали свою столицу создатели Виртуальной республики по образцу старых названий древних столиц Японии Нары и Киото — соответственно Хэйдзекё и Хэйанкс) существует только в памяти и на дисплеях компьютеров, но и ней расположено несколько «правительственных учреждений», пьющих учебных заведений, банков, библиотек, магазинов. Зарегистрировавшие свое подданство граждане могут свободно общаться между собой через специальные ящики электронной почты. Постоянными читателями электронной доски объявлений республики в сети Интернет являются около 2 тысяч человек. Это и граждане республики. и просто любопытствующие «туристы».

Всего же население республики составляет около 1.5 тысячи человек (при создании «Кансай дэнси киовакоку» их было всего 80)- Среди них - профессора университетов Осаки. Киото, Кобе. студенты, служащие различных фирм, даже домохозяйки. Есть и три члена парламента - не виртуального а настоящего, национального. За получением гражданства электронной республики к ее правительству обращаются не только жители района Кансай и прилегающих префектур страны. Пришли соответствующие запросы из Бельгии, Нидерландов, с Американского континента. В Токио вот уже второй гол существует «автономный район» Виртуальной республики Кансай.

Деятельность республики не ограничивается «играми в демократию». Как один из доминионов великой империи Интернет, Виртуальная республики Кансан прежде всего озабочена достижением полной (компьютерной) грамотности всех своих граждан, обучает их правилам переписки, умению выходить в мировые коммуникационные сети. Для этого еженедельно проводятся семинары «молодых граждан». Участники этой игры получили реальную возможность выхода на библиотеки и музеи, доступа к ряду электронных банков информации, осуществление безналичных расчетов и даже заочных покупок в магазинах, включившихся в республиканскую сеть. Помощь и техническую поддержку в этом республике оказывают ученые академ городка Кансай, государственные учреждения, озабоченные развитием новейших технологий телекоммуникации,

Ныне государственные чиновники Виртуальной республики (кстати, все должности в ней отправляются исключительно бесплатно, на добровольной основе) работают над тем, как создать широковещательную станцию для трансляции на регион видеоинформации в цифровом коде. В недрах ее правительства прорабатывается вопрос и о создании собственной электронной валюты.

Япония - страна массового спорта. Физкультура входит обязательным предметом в учебные программы общеобразовательных школ и вузов. Многие компании, предприятия и учебные заведения располагают стадионами, спортивными площадками и залами. Популярностью пользуются спортивные газеты и журналы, стадионы переполнены во время спортивных соревнований, и миллионы японцев следят за ходом спортивных игр у экранов телевизоров.

Организацией физкультуры и спорта занимаются Министерство просвещения. Министерство труда и др. правительственные органы. В стране взят курс на осуществление общенациональной стратегии «Спорт для всех», предусматривающей пропаганду всех видов спортивной деятельности, увеличение числа спортсменов-любителей, создание спортивных сооружений и т. д.

Особое значение придается развитию традиционных видов спорта, таких, как сумо, каратэ, дзюдо, кэндо, айкидо, кюдо и др., ведущих свое начало от древних воинских искусств б у д о и связанных с соблюдением целого комплекса философско-этических норм и правил. При этом помимо достижения чисто практических целей - здоровья населения и физического развития подрастающего поколения ставятся задачи идеологического характера. Исподволь проводится мысль о превосходстве японских традиций, образа жизни, духовных ценностей. Японцы прилагают немало усилий для популяризации своих традиционных видов спорта и за рубежом, добившись определенных успехов, в частности, в распространении каратэ, дзюдо, го, сёги и т. д.

В списке наиболее популярных видов спорта - гимнастика, которой занимается (по оценкам) 26% населения страны в возрасте от 20 до 45 лет (21,6 млн чел.), тогда как волейбол, бывший до сих пор массовым видом спорта, привлекает к себе лишь 8% населения (6,6 млн. чел.). Численность любителей футбола и того меньше - немногим более 1 млн. человек, тем не менее, этот вид спорта, по прогнозам японских специалистов, в недалеком будущем займет место среди самых популярных видов спорта в Японии. Эпохальным событием в истории японского футбола до сих пор остаются бронзовые медали футболистов на Олимпиаде в Мехико в 1968 г.

В Японии широко распространены также международные виды спорта, приобщение к которым местного населения началось в кон. XIX - нач. XX в. Особой популярностью пользуется бейсбол (привезен из Америки в 1873 г.), получивший известность не только как зрелищное мероприятие, но и как вид спорта. По-прежнему велико число поклонников тенниса, особенно среди студентов. Серьезную конкуренцию бейсболу и теннису в последние годы составил гольф, число любителей которого превышает 15 млн. Однако занятия этим престижным видом спорта требуют немалых средств, он доступен наиболее обеспеченным слоям населения.

Значительное распространение в Японии получили такие сравнительно молодые виды спорта, как виндсерфинг, шорт-трек, синхронное плавание, в которых японские спортсмены добились высоких международных результатов. Они также достойно отстаивают завоеванные позиции на международной арене в настольном теннисе, классической и вольной борьбе, тяжелой атлетике, дзюдо.

Заметно прогрессируют представители зимних видов спорта. Гордостью японского конькобежного спорта стал А. Курсива, бронзовый призер Олимпийских игр в Калгари (1988). Большой успех выпал на долю фигуристки М. Ито, завоевавшей и 1989 г. титул чемпионки мира. Набирает силу японский хоккей с шайбой, многое перенявший от сов. тренеров Б. Старшинова, В. Шадрина, X. Бальдериса и др., работавших в стране.

В Японии широко представлен как любительский, так и профессиональный спорт, к разряду которого относятся бейсбол, бокс, гольф, сумо и т. д., однако именно любительский спорт обеспечил себе доминирующее положение в стране. Всего в Японии насчитывается 43 любительские спортивные федерации, 47 префектурных спортивных ассоциаций, различного рода организаций, таких, как Рабочая спортивная ассоциация. Ассоциация молодежных спортклубов Японии, объединения спортсменов-школьников и т. д. Общую координацию деятельности этих организаций осуществляют полуправительственная Японская ассоциация любительского спорта (ЯА.ЛС), Национальный олимпийский комитет (НОК) Японии и др. Проведению различного рода спортивных соревнований содействуют крупнейшие органы массовой информации, промышленные корпорации.

Япония - постоянный участник всех крупных международных соревнований, в т. ч. Олимпийских игр. Азиатских игр, студенческих Универсиад и др.

Впервые японские спортсмены приняли участие в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 г., а в 1964 г. Япония стала хозяйкой XVIII Олимпиады в Токио - первой на Азиатском континенте, собравшей 5558 атлетов из 94 стран. XI зимняя Олимпиада также состоялась в Японии в г. Саппоро (в ней приняли участие 1655 спортсменов из 35 стран мира). На летних XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988) японские спортсмены завоевали 14 медалей, из них 4 золотых, 3 серебряных и 7 бронзовых.

Япония - одна из стран - организаторов Азиатских игр, стоявшая у истоков их возникновения. В 1959 г. Токио был столицей III Азиатских игр (в 1994 г. в Хиросиме состоятся XII Азиатские игры). Долгое время Япония возглавляла список лидеров этих соревнований, однако, на Х и XI Азиатских играх в Сеуле в 1986 г. и в Пекине в 1990 г. она уступила первенство КНР и Республике Корея, заняв лишь 3-е место.

Япония поддерживает тесные спортивные связи со многими странами мира, в т. ч. с Россией. Наиболее интенсивно происходит обмен с Союзом спортивными делегациями по легкой атлетике, волейболу, дзюдо, настольному теннису, гимнастике, фигурному катанию. Развертываются контакты по таким видам спорта, как вольная борьба, ручной мяч, парусный спорт, фристайл.

Туризм - массовый вид активного отдыха и развлечений в Японии. Туристская поездка - форма поощрения служащих администрацией, проведения медового месяца, встреча бывших одноклассников, метод обучения, воспитания. Любовь к путешествиям прививается японцу с детства.

По данным японской статистики, расходы на отдых и развлечения средней японской семьи составляли на протяжении последних лет более 22% общих ее расходов. Причем расходы на путешествия составили 90 тыс. иен в год.

Помимо основной причины - повышения жизненного уровня населения страны - немалое значение для широкого распространения туризма в Японии имеет постепенный переход значительного числа местных предприятий на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными. Кроме того, работники все большего числа предприятий стараются максимально использовать ежегодно предоставляемый им оплачиваемый отпуск.

Постоянно растет число японских туристов, выезжающих за границу.

Японский туризм - один из наиболее активных на мировых рынках. Его потенциал оценивается не менее чем в 10 - 12 млн. поездок в год, при этом затраты на международный туризм - одни из самых высоких в мире: 1,5-2 тыс. долларов на 1 выезд.

По программе, разработанной Министерством транспорта Японии с целью регулирования платежного баланса страны, предусматриваются ежегодные темпы роста числа зарубежных поездок на уровне 12%. Намечается расширение ознакомительных поездок школьников, введение специальных скидок с авиа тарифов для небольших групп туристов, развитие молодежных обменов, проведение рекламных кампаний, увеличение квоты ввоза из-за рубежа товаров, не облагаемых пошлиной, а также развитие информсети по ознакомлению с зарубежным туризмом.

Приток иностранных туристов в Японию в последние годы несколько сократился из-за сохранения высокого курса иены.

Наблюдается сезонность в посещении иностранными туристами Японии: пики приходятся на апрель (цветение сакуры), июнь - июль (летний туристский сезон), октябрь (период золотой осени).

Наиболее популярные туристские маршруты пролегают через древние города Японии: Токио, Осоку, Пару, Киото, Нагою и др., где иностранные гости знакомятся с достопримечательностями страны, ее историей и культурой. В распоряжении иностранных туристов 1,6 тыс. музеев, 357 национальных и префектурных парков, 290 ботанических садов и зоопарков, 76 аквариумов, 227 развлекательных комплексов, в т.ч. крупнейший комплекс «Токио Диснейленд», 2,1 тыс. мест для кемпингов, 3,2 тыс. велосипедных, пешеходных и др. маршрутов и т. д. Благоустраиваются дороги, на них строятся различные предприятия обслуживания. Более 10 дорог утверждены как международные туристские, связывающие между собой все известные центры туризма и курорты страны.

К 1996 г. в Японии насчитывалось 3,3 тыс. гостиниц «европейского типа», что связано главным образом со значительным оживлением внутреннего туризма. Значительное место в японском гостиничном сервисе занимают традиционные гостиницы типа рёкан. Функционирует разветвленная сеть молодежных гостиниц типа общежитий, насчитывающая 500 единиц общей вместимостью св. 30 тыс. мест.

Мерой, способствующей привлечению иностранных туристов в страну, служит беспошлинная продажа традиционных японских товаров: фото- и радиоаппаратуры, кукол, изделий из жемчуга и керамики и т. д., а также скидка со стоимости проезда по железным дорогам, на внутренних авиа- и морских линиях.

Начало туристским связям между Россией и Японией было положено в сер. 50-х гг., их развитие отражало состояние советско-японских отношений.

География поездок японских туристов охватывает почти все туристские центры России, однако подавляющая часть поездок приходится на Москву, Санкт-Петербург, Хабаровск. Наиболее популярными маршрутами японских туристов являются «Три города» (Москва - Санкт-Петербург - Киев), «Два города» (Москва - Санкт-Петербург), «Шелковый путь» (Хабаровск - Ташкент - Бухара - Самарканд - Ташкент - Хабаровск), «Сибирские туры», в т. ч. поездки по Транссибирской магистрали.

В Японии созданы Совет по туристской политике и Межведомственный координационный совет по туризму - организации при канцелярии премьер-министра Японии, координирующие политику правительственных органов по вопросам туризма, а также Департамент по туризму Министерства транспорта Японии, который регулирует взаимоотношения туристских организаций, занимается пропагандой туризма на правительственном уровне. Министерство транспорта имеет туристские отделения региональных транспортных бюро на периферии. При префектурных управлениях созданы префектурные туристские конторы, ведающие туризмом в префектуре.

В осуществлении туристской политики принимают также участие отдел национальных парков при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения, отдел по охране культурных фондов при Министерстве просвещения и др. правительственные организации.

Наиболее влиятельными туристскими учреждениями Японии являются Японская ассоциация туристских агентств (ДЖАТА) и Японская национальная туристская организация (ДЖНТО). Как правило, через эти две организации реализуются мероприятия государственной политики в области туризма.

Суботрасль туризма, которая объединяет транспортное и гостиничное обслуживание, посреднические службы по организации путешествий, а также производство и продажу сувениров, претерпевает ныне существенные изменения, вызванные превращением этого способа использования свободного времени в один из самых мacсовых при одновременном решительном усилении требований потребителей к качественному уровню действующих здесь предприятий.

Именно желанием обратить такие запросы современного японца-туриста к собственной выгоде, а также принятием во внимание того обстоятельства, что возрастающая благодаря моторизации мобильность этого туриста снижает его заинтересованность в гостиницах лишь как , в пунктах ночлега, и можно объяснить мероприятия администрации. Конечно, в гостиничном деле источники дохода никогда не ограничивались изолированной сдачей в наем помещений. Однако точно так же никогда число этих источников не достигало такого уровня, а исходящие из них услуги не предлагались и такой внушительной пропорции .потребителям не из состава постояльцев, как это теперь наблюдается в японских отелях и рёканах.

Тон в этом наращивании потенциала обслуживания задают, разумеется, самые фешенебельные отели, размещенные в крупнейших городах и на известнейших курортах и пользующиеся прочной репутацией в общенациональных масштабах. Мало того, что все управление этими отелями децентрализовано по подразделениям, которые ведают, например, ресторанами с японской, китайской и западными кухнями, продажен сувениров, организацией брачных церемонии, различного рода приемов, выставок и конференций, - они еще оснащаются плавательными бассейнами, кегельбанами, площадками для игры в гольф, лыжными станциями, яхтенными базами и многочисленными прочими предприятиями индустрии досуга. В настоящее время уже не редкость случаи, когда доход этих отелей от одних лишь ресторанов, не говоря уж о других «развлекательных» заведениях, превышает доход от сдачи номеров 'постояльцам. Остальные отели и реканы, каждый в меру сил и возможностей, следуют этому примеру, преображаясь во все более сложные комплексы по производству услуг, связанных с использованием свободного времени.

ВЫВОДЫ: Япония – страна, не обладающая никакими полезными ископаемыми, была и остается мировым лидером производства.

Можно сказать, что система японского общества, хоть и опирается на традиционные факторы его социального устройства, но вписывается в общую концепцию построения постиндустриального социума.

Расположение страны, численность ее населения, различные религиозные верования, политическая система, экономическая структура, находятся в тесном переплетении и прямо пропорционально влияют друг на друга. Относительная удаленность и замкнутость Японии сформировали особую эмоционально-волевую среду, где ценится не отдельная личность, но коллектив. Будь то праздники, организованный досуг или рабочие будни. Многие годы Япония была и остается признанным лидером в производстве товаров, потому что Япония выступила аккумулятором технологий, как в производственной, так и в культурной сфере со всего мира. Это в свою очередь наложило отпечаток на национальный характер в виде попытки новых решений, и почти преклонения перед всеми новыми идеями. Но они не забывают своих традиций, поэтому в досуге преобладают как традиционные формы, так и современные. Япония – страна удивительных контрастов.

Все виды досуга в Японии ведут свое происхождение от ритуалов и обрядов и уходят своими корнями в далекое прошлое. Виды досуговой деятельности лишь видоизменяются со временем. Научно-технический прогресс вности свои коррективы. Многие традиции японце живы до сих пор и находят свое применеие в повседневной жизни. Существование отдельных форм поддерживают различные клубы, фестивали, выставки, соревнования и не только на территории самой Японии, но и далеко за ее пределами. Но также многие традиции утратили свою актуальность, и остается лишь напоминанием о колоритности японской культуры.

Традиционные виды досуга, также как и современные активно поддерживаются как государством, так и общественными организациями, одинаково присутствуют как созерцательные виды досуга, так и физически активные. Как исторически сложившиеся, так и заимствованные.