3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
Определение понятия «социокультурная анимация»
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую всё чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.
Социокультурная анимация (animation – anim: душа – одушевление, оживление) – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогических и психологических технологии активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культрурно-досуговой деятельности Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:
- как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;
- как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
- как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.
Данное определение отражает специфику и структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. В месте с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, поскольку весьма серьезная составляющая социокультурной анимации – это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявить ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой – обозначить внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного соучастием, сочувствием, содействием).
В связи с этим, следует отметить, что в современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т.е. используется в основном для характеристики отношений. В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности.
Технологии социально-культурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
Исторический аспект социокультурной анимационной деятельности
Возникновение социокультурной анимации как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления.
Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном построении педагогического процесса формально принято относить к периоду 70-х годов XX столетия. В это время во Франции проводились обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой – сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, не поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т.д. Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.
Основоположником социокультурной анимации принято считать Жана Фридмана. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу – вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще. Поэтому с начала 70-х годов XX столетия начали активно проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к концу XX века социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.
В современном западном обществе тенденция инициации социальный действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на это, по мнению специалистов, есть ряд причин:
- изменение мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме;
- изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;
- переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.
К этим причинам можно добавить ещё одну:
- потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности предшествующих эпох.
Теоретические основы анимационной деятельности были заложены М. Бубером и П. Фрейре. Слово «animation» во французском языке имеет три значения: 1) оживление, воодушевление; 2) мультипликация; 3) организация жизни коллектива. В докладе Европейского Культурного Фонда 1973 года анимация рассматривалась, как воспитательный процесс, способствующий умственному, физическому и эмоциональному развитию людей, приобретению ими разнообразного опыта, посредством которого они достигают высокой степени самореализации, самовыражения, а также осознания своей принадлежности к сообществу, на которое они могут оказывать влияние. П. Фрейре утверждал, что «вдыхать жизнь» (to animate) педагоги должны не в людей, а в ситуации, то есть создавать среду и отношения, благоприятные для всестороннего развития личности.
Сущност анимационной модели социально-культурной деятельности
Современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиции социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения.
Если говорить о функциях социокультурной анимационной деятельности, то главной из них можно назвать регулятивную. Эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной жизни общества.
Определение и обоснование функций анимационной деятельности отражают главную сущность функционального подхода. Функциональный подход к анимационной деятельности выражается в активном использовании функций в процессе этой деятельности, превращении ее в эффективный технологический процесс в ходе анимации и на этой основе получении положительных результатов. Точность определения структуры функций и их содержания отражается на эффективности реализации анимационной деятельности.
Определение функций анимационной деятельности не может быть спонтанным или случайным. Функции анимации определяются ее сущностными характеристиками и содержанием деятельности. Внутренней основой анимационной деятельности выступают психолого-педагогические процессы, составляющие структуру функций анимации, имеющих ярко выраженный технолого-практический аспект.
Определение и научное обоснование функций дает понимание специфики анимационной деятельности как профессиональной деятельности. Актуальность рассмотрения функционального подхода к анимационной деятельности обусловлена необходимостью формирования впоследствии наиболее оптимальной педагогической модели этой деятельности с позиций социально-культурных аспектов.
Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной анимационной деятельности (в прямом переводе):
Специфический социальный контроль свободного времени, способствующий максимальному выражению внутреннего «я» личности.
Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности.
Установление равновесия между досуговыми запросами личности и их социально-профессиональной деятельностью.
Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.
Что касается цели социокультурной анимационной деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности.
Основными задачами данной деятельности можно считать:
Преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции.
Профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.).
Реабилитация критических состояний личности.
Помощь в творческой самореализации личности.
Считается, что решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:
Процесс создания условий раскрытия личности или группы;
Процесс установления межличностных отношений;
Процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.
Понятие социокультурная анимация встречается не только в педагогической сфере, тем не менее, деятельность по социальному оживлению, включение человека в активную жизнедеятельность по своей сути является психолого-педагогической. Это становится тем более очевидным, если рассматривать методы социокультурной анимации, особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.
Известно, что такой специалист как социокультурный аниматор, чаще встречается в сфере культурно-досуговой, а не в педагогической, например, в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т.д. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник». Однако, рассматривая аниматора с научной точки зрения, следует его воспринимать не столько как сценического персонажа, ведущего какое-либо шоу, но и специалиста.
Аниматор – специалист, осуществляющий анимационную работу. Если обратиться к французскому опыту, то станет ясным, что социокультурный аниматоры во Франции в большинстве своем – волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы.
Но, наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами. По данным журнала французских аниматоров «L`Education Nouvelle» за 1999 год здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики.
В связи с этим выделяют два типа аниматоров:
- руководители (аниматоры-координаторы);
- аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т.п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказывают психологическую помощь.
Но главное не социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями.
Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.
ВЫВОД: Западная цивилизация, обеспечившая бурное развитие науки начиная с XVII века, добившаяся в XIX-XX веках наибольших успехов в экономике, промышленном производстве, целиком зиждется на особом типе культуры, исторически возникшем в Западной Европе в средние века. Европейская культура формировалась длительное время под воздействием множества факторов. Среди них не только протестантизм, но также индивидуализм, получивший серьезное развитие в эпоху Возрождения. Немалую роль сыграло и Просвещение. Известный философ Вадим Межуев считает, что пройдя именно эти три ключевых момента: Возрождение, Реформацию и Просвещение, западноевропейская культура смогла приобрести современное состояние, обеспечив экономическое, а затем и социальное процветание подвластных ей стран.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом