4. Охрана культурного наследия: международный опыт
В 1999 году представители 100 стран подписали Протокол Гаагской конвенции, в котором особое внимание уделяется защите культурного наследия от стихийных бедствий. Все 100 стран обязались провести инвентаризацию культурных объектов, составить предварительный детальный план и определить необходимые средства борьбы со стихией. Кроме того, должны быть названы конкретные властные структуры, на которые возлагается ответственность за сохранность культурного наследия в момент катастрофы.
Во II Протоколе Гаагской конвенции подробно описан алгоритм обращения с памятниками культуры в зоне военных действий.
1) Решение об атаке на памятник культуры в каждом конкретном случае принимает офицер рангом не ниже командира батальона.
2) На оккупированных территориях запрещается незаконное перемещение предметов культурного наследия или их вывоз.
3) Администрация оккупирующего государства несет ответственность за состояние и сохранение культурного наследия.
Вводится обязательный список объектов, которые должны особенно тщательно охраняться, составляемый специальным органом – Комитетом охраны культурных ценностей. Подписавшие Конвенцию и ее II Протокол стороны берут на себя ответственность в соответствии с национальным законодательством преследовать и карать нарушителей Конвенции. В случае если государство не предпринимает подобных действий по отношению к нарушителю, оно обязано применить к нему процедуру экстрадиции.
Многочисленные природные катаклизмы, пожары, акты вандализма в 1980-е годы принципиально изменили подход к проблеме сохранения культурного наследия. Под патронажем ООН была создана специальная организация – International Decade for Natural Disaster Reduction (1990-2000 годы; IDNDR). Ее целью является мониторинг и разработка программ помощи, в том числе и в деле спасения памятников культуры, которым угрожает опасность. Особое внимание уделяется стратегическому планированию спасательных работ на территориях, где чаще всего случаются природные катастрофы. IDNDR стремится наладить контакты между различными международными и национальными организациями и службами, позволяющие обеспечить максимально эффективное взаимодействие. Землетрясение в Армении, пожары в английских замках Хэмптон Корт и Виндзор и венском Ходэбурге показали организационную беспомощность и отсутствие специально подготовленных служб, которые могли бы немедленно включиться в проведение спасательных работ, а также полную несостоятельность уже существующих структур. За последние 10 лет в мире было проведено множество семинаров и конференций по проблеме охраны культурного наследия. В результате специалисты пришли к выводу, что для спасения объектов культуры необходимы не просто совместные усилия пожарных, организаций гражданской обороны, полиции, местного самоуправления, общественных организаций, но их осознанное взаимодействие. Было предложено сформировать из представителей вышеперечисленных организаций и служб особые подразделения спасателей. Реставраторы, сотрудники музеев, архивов, библиотек в США, Канаде и многих европейских странах уже активно сотрудничают с пожарными, полицейскими, отрядами гражданской обороны.
В США Federal Emergency Management Agency (FEMA), отвечающее за подготовку к природным катаклизмам и ликвидацию их последствий, инициировало (в 1995 году) создание National Task Force on Emergency Response. Эта организация, сотрудничающая с федеральными агентствами и национальными службами, представляет собой специализированный центр по сбору информации, разработке и осуществлению обучающих программ. В частности, одним из ее партнеров является Institute for Conservation of Historic and Artistic Works (AIC) – самое большое в стране учреждение, занимающееся реставрацией памятников истории и культуры. Результатом совместной работы стала разработка стандартного формуляра, определяющего степень опасности для каждого конкретного объекта, поврежденного в результате катастрофы, а также известного во всем мире документа – «Emergency Response & Salvage Wheel», в доступной форме поясняющего, что следует делать с памятниками, подвергшимися воздействию разрушительных сил. Но самым важным итогом их сотрудничества можно считать совместные ученья пожарных команд и сотрудников музеев, проходящие в условиях, приближенных к реальным. Это может быть, например, эвакуация предметов разной величины и веса из темного, задымленного помещения. Другой вариант учений – заброшенный дом, куда предварительно вносится мебель, ковры, картины и т.п., поджигают, затем огонь тушат пожарные. После этого музейные работники эвакуируют «спасенные» предметы, описывают их в соответствии со стандартом и осуществляют первичные реставрационные работы.
Несколько иначе к рассматриваемой проблеме подошли в Канаде, где в 1993 году была создана организация Disaster Central Organization (DCO), призванная осуществлять всестороннюю помощь во время стихийных бедствий. Она, в частности, сформулировала основные положения, включающие мероприятия по охране объектов культуры, а также конкретные процедуры, в соответствии с которыми должны действовать члены специальных отрядов Response Action Team. DCO поддерживает постоянные контакты с организациями, ответственными за охрану культурного наследия как на локальном, так и на международном уровне.
В 1996 году в Квебеке прошла конференция, на которой обсуждалась степень готовности национальных служб к решительным действиям по спасению объектов культуры в условиях стихийного бедствия. В итоге была создана специальная межведомственная комиссия – Interdepartamental Committee on Risk Preparedness, объединившая главные национальные институты, задачей которых является пожарная охрана, обеспечение безопасности и т.п.
DCO разработала также стандарты обеспечения безопасности музейных экспонатов, архивных материалов, библиотечных собраний.
Актуальность комплексного подхода к проблеме охраны культурного наследия обсуждалась на международном конгрессе «Cultural Heritage at Risk», организованном в 1999 году под эгидой ЮНЕСКО.
В принятой на нем резолюции государства-члены ЮНИСЕФ призывались:
• активно включиться в работу по защите памятников истории и культуры от последствий стихийных действий, как на национальном, так и на международном уровне;
• внести поправки в национальное законодательство в соответствии с Гаагской конвенцией и ее Протоколом.
Для усиления координации работы стран-членов ЮНИСЕФ при этой организации был создан рабочий комитет «Культурное наследие в опасности», первое заседание которого состоялось в феврале 2000 года.
Говоря об изменениях в международной системе охраны культурных ценностей, нельзя не вспомнить о деятельности столь значительной организации, какой является ICCROM, расположенная в Риме. Сюда уже много лет стекается со всего мира информация об уничтоженных или находящихся в опасности памятниках культуры. Прежде всего, эта организация занимается проблемой компенсации ущерба, нанесенного землетрясениями. Квинтэссенцией опыта, накопленного ICCROM, является книга Герберта Стовела (Herbert Stovel) «Risk Preparedness: Manual for World Cultural Heritage». Трагедии в Умбрии и Ассизи подвигли итальянских ученых на создание компьютерной карты территорий, которым угрожают землетрясения, оползни, наводнения. На конференции, проведенной в Ассизи в 1998 году по инициативе ICOMOS, была принята декларация, многие положения которой могут рассматриваться как руководство к действию по спасению памятников культуры в период стихийных бедствий.
Осмысление проблемы в глобальных категориях подтолкнуло международные организации (ICA, ICOMOS, ICOM, IFLA) к созданию Международного комитета «Голубой щит».
Его задачей является формирование национальных комитетов, которые объединяли бы специалистов в области охраны и реставрации памятников культуры, готовых в любой момент прийти на помощь пострадавшим объектам, как в собственной стране, так и за ее пределами. Кроме того, «Голубой щит» должен выполнять функции методического центра, аккумулирующего и популяризирующего международный опыт. Однако пока этот комитет находится в стадии становления и не может работать в полную силу.
Ochrona zabytkow (Польша). – 2000. – №4. – S. 355-359. Н.Гусейнова
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом