3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере се финансирования.
В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.
Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999-2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:
изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;
утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;
особая форма приватизации в секторе культуры;
возрастание экономического фактора культуры;
возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;
отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.
Названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).
Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.
Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. Задача власти в области культуры оказать поддержку, а затем отойти в сторону.
Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения.
Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли:
1. Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). (поскольку в США напрямую финансируются государственные программы типа – поддержка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие и учреждения культуры) На региональном уровне – соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).
2. Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.
3. Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.
Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов.
Поскольку управление – это, прежде всего, распределение ресурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация финансирования в сфере культуры. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в Финляндии; во Франции – 51 %, в Норвегии – 56 %, в Швеции – 54 %.
Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества.
Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные органы власти или, другими словами, на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для удовлетворения потребностей различных групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для развития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом