5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
В большинстве европейских стран основная поддержка культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне. Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Ибо эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях, в том числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.
Из специфических особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека – это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр).
Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего – музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).
По сути дела, рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи.
Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек – медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах).
Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).
В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.
Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых – в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы:
традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе;
тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.).
Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации – тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников.
Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей – имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны – под открытым небом, другая – под крышей и т.п.
В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей.
В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.
Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.
Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время. В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.
Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и библиотек:
музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;
посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит;
музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;
книги в библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;
местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др.
Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения. Именно работа по месту жительства составляет основную часть досугово-рекреационной деятельности на Западе. И здесь много общего между разными странами, включая и Россию. Это касается как функционирования различного рода культурно-досуговых центров на местах, так и проведения различного рода культурных акций (фестивалей, выставок, концертов и т.п.).
Практически каждый житель того или иного населенного пункта в Европе, США и Канаде имеет возможность пользоваться услугами местных учреждений культуры, принимать участие в проводимых мероприятиях. При этом большинство услуг оказывается, как правило, бесплатно. Основная часть учреждений культуры на местах и проводимых ими мероприятий финансируется за счет средств, выделяемых местными бюджетами.
До недавнего времени в силу идеологических стереотипов в нашей стране бытовало мнение о том, что все услуги в культурно-досуговой сфере Запада оказываются только на платной основе.
Бесплатное предоставление услуг в сфере культуры на местном уровне – одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это видно при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями, могут появиться на улице и принять участие в торжествах.
Конечно, за дополнительные услуги в сфере досуга нужно платить. И здесь многое зависит от материальных возможностей индивида. Но и того, что предоставляется на местном уровне, достаточно для нормальной жизнедеятельности.
В организации культурно-досуговой работы по месту жительства, как на Западе, так и в России много общего. Это касается и форм организации досуга, и характеристики учреждений культурно-досуговой сферы. Например, немало общего в деятельности муниципальных культурно-досуговых центров на Западе и бывших городских дворцов культуры в России (сегодня дворцы и дома культуры, как правило, именуются центрами).
Давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности – от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер – от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы.
ВЫВОД: Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе, и в России.
Наиболее позитивные процессы происходят в сфере социального вспомоществования за рубежом. По всей вероятности, можно считать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии социальной работы, а также подготовки соответствующих кадров.
Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения – людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, инвалидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечественной социально-культурной сферы.
Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и существенный недостаток – явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная анимация). Да и добиться здесь позитивного результата намного сложнее, чем в чисто развлекательных видах досуга.
Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много позитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению усилий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с противоречием между правильно провозглашаемыми нравственными постулатами и реальностями современной западной действительности.
Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприятная среда, окружающая подростка. Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствующее поведение молодежи в реальной жизни.
Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, поскольку реальная действительность, окружающая среда подчас сильнее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копирование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарований, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом